Яковлева Валентина
Использование нетрадиционной техники рисования А. В. Никитиной «Рисование верёвочкой» в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7»
Методическая разработка
«Использование нетрадиционной техники рисования
А. В. Никитиной «Рисование верёвочкой» в детском саду».
Разработала:
Воспитатель
Яковлева Валентина Владимировна
г. Вилючинск, 2019 г.
Содержание
Введение 3
Темочки:
- Нетрадиционные техники рисования
- Никитин Б. П. Развивающие игры Никитина
- Рисование. ВСЕ материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
1. Основная часть
1.1. Обоснование выбора технологии 5
1.2. Оборудование и материалы 5
1.3. Этапы овладения техникой и методические
рекомендации 6
2. Практическая часть
2.1. Работа с родителями 7
2.2. Работа с детьми 7
2.3. Работа с педагогами 8
Заключение 9
Список использованных источников 10
Приложения 11
«Представление, что при любом двигательном
тренинге…упражняется не рука, а мозг, в
начале казалось парадоксальным и лишь с
трудом проникло в сознание педагогов».
Н. А. Бернштейн
Введение
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный мир. Окружающий ребенка мир полон необычных красок, сказочных цветов, волшебных изображений. Одно из любимых занятий малыша – это карандаш и краски, рисование и раскрашивание. Стремление малыша действовать с красками, карандашами, естественно, именно рисование дает ощущение радости, сотворение необычного и, конечно же, уверенности в себе.
Воспитателем я работаю менее двух лет и в начале своей педагогической деятельности, тему по самообразованию я выбрала «Нетрадиционные техники рисования». Когда начала изучать более углубленно – открыла для себя технику «Рисование верёвочкой», которая меня очень заинтересовала.
Рисование верёвочкой (ниткография) - это выкладывание с помощью шнурка или нити контурных изображений различных предметов, т. е. «рисование» различными ниточками (шерстяными, акриловыми, мулине и другими.)
Эта техника зародилась в Мексике. Местные мастера создавали картины с этническим колоритом из толстой шерстяной пряжи. Основа пропитывалась особой смесью с содержанием смолы и пчелиного воска, а разноцветные нити образовывали различные узоры.
Новизна использования данной техники в том, что ни одна программа дошкольного образования не использует верёвочку для развития у детей математических представлений, мелкой моторики, речи, абстрактного мышления.
Актуальность заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Большой потенциал для раскрытия творчества заключен в изобразительной деятельности. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать те необходимые знания, которые нужны для полноценного развития человека, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии.
Основной целью является развитие художественно – творческих способностей детей средствами нетрадиционной техники рисования А. В. Никитиной «Рисование веревочкой».
Используя технику «Рисования верёвочкой» можно решать следующие задачи:
- подготовка руки к письму;
- формирование ритмичности и четкости движений;
- развитие мелкой моторики, воображения, речи;
- формирование пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- воспитание уверенности, любознательности, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, внимания, усидчивости.
Тип разработки: адаптированная.
1. Основная часть
1.1. Обоснование выбора технологии
Существует новый подход к изобразительному творчеству детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное. Рисование для ребенка всегда было воплощением своего присутствия, а сам рисунок – следом этого присутствия и активности Творца. Оказывается, рисовать можно не только красками, карандашами, мелками, но и с помощью… самой обыкновенной верёвочки – по авторской методике А. В. Никитиной.
Данная методика интересна и привлекательна занимательностью содержания, направленностью на результат. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность. Методика стимулирует у детей познавательный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей работы. Создание работ обогащает развивающую среду, формирует эстетическое восприятие окружающего мира. Методика А. В. Никитиной «Рисование верёвочкой» привлекательна наличием хорошей тренировки тонких движений пальцев рук. Как известно, от степени сформированности мелкой моторики зависит уровень развития речи ребенка, что является важным в работе воспитателя.
Данную технику можно использовать на занятиях по рисованию и аппликации, на занятиях по математике, по развитию речи, на тематических занятиях: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Эмоции» и т. д.
1.2. Оборудование и материалы
Для работы нужны ниточки разного цвета толщиной от 3 до 5 мм, нарезанные на мелкие кусочки разных размеров (от 2 до 30 см).
Основой для выкладывания узоров должна служить любая шероховатая поверхность: плотная бумага, картон, бархатная бумага, кусочек фланелевой ткани, однотонный ковролин, фетр. Размеры заготовок не должны превышать формата А5.
Практиковать рисование веревочкой в детском саду можно уже с младшей группы, чем младше ребенок, тем толще должна быть нить. Детям трехлетнего возраста можно дать шнурок (важно что бы он легко изгибался и не был скользким).
1.3. Этапы овладения техникой и методические рекомендации
1 этап: Выкладывание простых узоров. Детям предлагаются варианты образцов (Приложение №1). Задача ребенка – выложить рисунок верёвочкой. Предварительно проведя по образцу пальчиком. При затруднении дети могут выполнить задание по образцу.
2 этап: Выкладывание воздушных петелек по образцу (Приложение №2). Применяется техника сходная с предыдущим этапом.
На данных этапах дети делают открытие, что веревочкой можно ещё и рисовать.
3 этап: Выкладывание легких рисунков. Образцы – контурные фигуры фруктов, овощей, грибов (Приложение №3 - 6). Можно использовать приём наложения верёвочкой на образец.
4 этап: Выкладывание изображения животных, сложных предметов. Изображения животного всегда начинается с головы, затем формируется туловище. (Приложение №7 - 10)
5 этап: Перенос образца на картон. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно перенести образец с помощью копировальной бумаги, для детей помладше – взрослый изготавливает шаблон.
6 этап: Наклеивание верёвочки на картон. На контур рисунка наносится клей ПВА, на него накладывается верёвочка таким образом, чтобы получился ровный контур рисунка. (Приложение №11)
7 этап: Раскрашивание получившегося рисунка. После того как клей высохнет, рисунок раскрашивается соответствующими цветами и при желании делается фон. (Приложение №12) Рисунок можно раскрасить не только красками или карандашами, а так же мелко нарезанной пряжей.
(Приложение №13)
2. Практическая часть
2.1. Работа с родителями
- папка передвижка «Нетрадиционные техники рисования»;
- мастер - класс «Удивительное рисование» (Приложение №14);
- привлечение родителей в изготовлении пособия для рисования верёвочками (изготовление основы и сбор разнообразных ниточек).
2.2. Работа с детьми
- использование детьми пособия в свободном доступе;
- НОД аппликация «Ромашки» (Приложение №15);
- индивидуальные работы с детьми на закрепление математических представлений.
2.3. Работа с педагогами
- участие в фестивале педагогических идей на уровне ДОУ;
- мастер - класс «Рисование веревочкой» (Приложение №16).
Заключение
Данная методическая разработка была апробирована во второй младшей группе в течение нескольких месяцев и показала свою эффективность. По итогам наблюдения за самостоятельной деятельностью детей выявлено:
- дети активно используют технику «Рисования верёвочкой» и успешно освоили первые три этапа;
- проявляют интерес к новому способу рисования, активно общаются во время совместной деятельности, проявляют любознательность, взаимопомощь;
- многие дети обходятся без образцов, проявляя фантазию и воображение;
- образовалась дополнительная сфера для совместного творчества внутри семьи.
По итогам проделанной работы:
- сформирована целостная система совместной образовательной деятельности по развитию у детей математических представлений, мелкой моторики, речи, абстрактного мышления, с использованием нетрадиционной техники А. В. Никитиной «Рисование верёвочкой».
- составлены методические рекомендации по использованию данной технологии для педагогов и родителей.
Рисование верёвочкой – это маленькая игра сказка, где ребенок чувствует себя смелее, свободнее для самовыражения, всё это способствует развития творческой личности. Работы, выполненные с помощью верёвочки отличаются мягкостью полученных форм, визуальным объемом.
Я думаю, что рисование с помощью веревочки понравится Вам и нашим детям.
Список использованных источников
1. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты. – М. Т. Ц. «Сфера»2006 .
2. Никитина А. В. Рисование верёвочкой. Изд. : Каро, 2016.
3. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Изд. : Каро, 2016.
4. Цыкунова Е. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018.- №3.- С. 49 – 53.
5. Интернет ресурсы.