Елена Писаревская
Методическая разработка занятия по рисованию «Цветы для мамы» в системе дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование по памяти и представлению.
Тема занятия : «Букет цветов для мамы»
Цель занятия : нарисовать по представлению букет весенних цветов.
Задачи занятия :
1) создать эмоционально праздничное творческое настроение;
2) раскрыть идейно-политическое значение праздника, ознакомить с его историей;
3) ознакомить учащихся отдельными произведениями выдающихся мастеров мирового и русского изобразительного искусства Рафаэль Санти "Сикстинская мадонна" и Василий Нечитайло "Материнство";
Публикация «Методическая разработка занятия по рисованию „Цветы для мамы“ в системе дополнительного образования» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Цветы. Конспекты занятий
- Цветы. Рисование
- Темочки
4) формировать графические навыки в изображении предметов от общего к деталям;
5) закрепить умение выразительно компоновать рисунок;
6) формировать умение работать с акварельными красками и кистью, в определённой последовательности;
7) развивать творческую фантазию, воображение, цветоощущение, художесвенный вкус;
8) воспитывать у детей любовь, бережное отношение к природе, понимание прекрасного в ней;
9) воспитывать усидчивость и внимание.
Тип занятия : комбинированный
Оборудование для учителя: наглядный материал: рисунки, фотографии, репродукции к произведениям художников, методическая таблица последовательности работы в карандаше и в цвете акварельными красками, грамзаписи.
Оборудование для учащихся: художественный материал (альбом, карандаш, краски, кисти, стакан с водой, палитра).
1) Рисунки с весенними цветами,
2) фотографии, открытки,
3) репродукции художников,
4) место для работы мелом,
5) последовательность рисования.
План занятия :
1. Организационный момент. Проверка рабочего места.
2. Беседа о международном празднике 8 марта, о роли мамы в жизни каждого человека.
3. Демонстрация репродукции картин известных художников.
4. Беседа о цветах (кроссворд).
5. Объяснение порядка последовательности рисование : компоновка, набросок, детальная прорисовка, выполнение в цвете.
6. Самостоятельная работа учащихся.
7. Подведение итогов занятия. Коллективное обсуждение работ среди учащихся. Анализ рисунков.
8. Приведение рабочего места в порядок.
Ход занятия:
1. Проверка готовности учащихся к работе. Акцентирование внимания детей на представленные на доске рисунки и репродукции, озвучивание темы занятия букет весенних цветов для мамы.
Нынче праздник, нынче праздник -
Праздник бабушек и мам,
Это самый добрый праздник,
Он весной приходит к нам!
(Е. Карганова)
2. - О каком праздник идет речь? (Международный женский день 8 марта) - Это праздник каждой женщины и девочки независимо от возраста международный женский день отмечают 8 марта в первый месяц весны, когда начинает ярко светит солнце и ощущается приход весны. Его отмечают во многих странах мира. Только не всегда этот день был праздником было время когда 8 марта ничем не отличался от обычных будничных дней. И прежде, чем стать праздником, этот день был днём борьбы трудящихся женщин за свою свободу и независимость.
Раньше в давние времена положение в обществе женщин было бесправным, она не имела право голоса высказывать свое мнение. Девочки не имели возможность учиться. Считалось, что если девочка знает грамоту, то это уже хорошо и ей этого достаточно, соответственно она не имела право получать высшее образование, выбрать понравившуюся специальность (профессию). Мужчины считали, что удел женщин домашний быт, хозяйство и воспитание детей. Считалось, что у женщин волос долог, а ум короток она не способна на сложный умственный труд, а женщинам хотелось попробовать себя в разных профессиях А если женщина работала на заводе, то за равный труд с мужчинами получала ничтожную нищенскую зарплату.
Работали в тяжелых условиях труда на фабриках по 11-12 часов в сутки. Но любому терпению приходит предел, такие невыносимо унизительные условия были почти во всех странах мира. Первыми стали возмущаться женщины в США в 1857 году, когда радикальная идеология проявила себя в качестве движущей силы. На манифестацию собрались женщины работавшие на обувной и текстильных фабриках США. Женщины прошлись толпой, колонной настаивая на равенстве прав и одинаковую оплату труда с мужчинами, 10 часовом рабочем дне и нормальных условиях труда. Стоит отметить, что в то время им приходилось трудиться по 16 часов в день, тогда как мужчины ограничивались десятью часами. Подобные шествия стали повторяться. В 1908 году 8 марта через весь город маршем прошли более 15000 женщин, требуя сокращения рабочего дня и равного с мужчинами условий оплаты труда а также представления избирательного права. Всё чаще женщины разных городов и стран проявляли свое возмущение и в 1910 году в маленькой стране Дании в городе Копенгагене состоялась вторая международная конференция женщин социалисток-революционерок. На этой конференции выступила одна известная политическая деятельница Клара Цеткин. Она говорила страстно и убежденно о бесправном положении женщин в обществе. На этой конференции по предложению Клары Цеткин было принято решение о ежегодном праздновании международного женского дня. Было решено считать день 8 марта днем работниц и проводить его как день международной Солидарности женского пролетариата, дружбы и единства женщин всего мира - как день борьбы за права женщин. Уже через год в 1911 году впервые проводился праздник в странах: Германия, Австрия, Швейцария и Дания. В 1913 году впервые был проведён в России в городе Петербурге и стал отмечаться регулярно. Наиболее торжественно этот праздник стал отмечаться после Великой Октябрьской революции, но это был рабочий день, а вот с 1965 года было принято решение 8 марта сделать выходным днем, так по решению Коммунистической Партии СССР такое решение было принято в честь выдающихся заслуг советских женщин, в честь героических подвигов советских женщин в период Великой Отечественной войны, а также за неоценимый вклад всех женщин страны в дело укрепления дружбы между народами и борьбы за мир во всём мире. С той поры прошло много времени, женщины добились чего хотели и сейчас этот праздник проводится не как день борьбы женщин за свои права, а как Международный женский день. В современном мире перед женщинами простирается огромное пространство вариантов личного выбора, отвоеванное веками упорной борьбы. Женщинам доступны любые профессии, девочки могут учиться вместе с мальчиками, девушки получать высшее образование, а женщины могут выбирать любые профессии, работать на разных должностях. Есть женщины-ученые, женщины-спортсмены, женщины-изобретатели, путешественники, космонавты и другие всевозможные профессии. В наши дни для соотечественников 8 Марта-это праздник всех женщин, матерей, праздник весны, женской красоты, нежности, душевной мудрости и внимания к женщине, вне зависимости от ее статуса и возраста. В некоторых странах этот праздник переименовали в день матери.
У каждого из нас есть Мама - это самый близкий, любимый и родной человек. Тема материнства - это особое чувство для каждой женщины, девочка, играя в куклы, представляет себя мамой, каждая женщина стремится иметь крепкую семью с детьми.
3. Многие художники прославляли тему материнства в своих произведениях, например Рафаэль Санти "Сикстинская Мадонна". В образе Марии гармонично соединены черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью, представив царицу небесную с младенцем на руках - недосягаемую, скорбную спускающуюся навстречу людям. В образе глубокая материнская нежность и тревога за судьбу младенца. Её одежды подчёркнуто просты, она ступает по облакам босыми ногами, окружённая светом. Слева от неё Святой Сикст, с другой стороны Святая Варвара, а внизу два ангелочка.
Вторая картина художника Василия Нечитайло "Материнство" почти наш Современник. Художник изобразил обычный быт современной семьи. Молодая мама держит на руках своего малыша. С какой любовью и нежностью она смотрит на него, забавляет его. Все мамы своих детей конечно же, любят.
4. В начале марта на улицах ещё лежит снег, еще по зимнему холодно, но уже чувствуется весенние праздничное настроение. Скоро 8 марта. В предпраздничные дни у мужчин много забот, нужно приготовить подарок, ребята тоже вправе сделать подарок, но не купить, а сотворить своими руками, например, нарисовать рисунок, сделать что-то приятное, помочь по хозяйству, проявить свою любовь и заботу к нашим мамам.
Что женщины любят чаще всего получать в подарок, что чаще всего дарят, цветы. В предпраздничные дни в цветочных магазинах продают весенние цветы. Мы живем в таком регионе страны, где поздно наступает весна, поэтому многие весенние цветы привозят с юга, с прибрежных мест Черного моря, с Сочи, Кавказа. Там уже вовсю цветут весенние цветы, часть цветов выращиваются у нас в оранжереях и теплицах. А сейчас мы вспомним весенние цветы, разгадаем кроссворд.
Кроссворд "Весенние цветы"
1. Мой цветок как блюдце,
В середине чашечка,
Чтобы пить могла росу
Каждая букашечка.
(Нарцисс)
2. На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки,
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(Одуванчик)
3. Весной от снега очищаются
И хвоя, и валежник
И первым появляется
в проталине.
(Подснежник)
4. Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож.
(Тюльпан)
5. Цветет весеннею порой,
Его найдёшь в тени Лесной,
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
(Ландыш)
Беседа о том, как правильно составляется букет. В магазинах это делают флористы. В каком количестве составляется букет. В нечетном 3,5,7,9 четные на похороны, поминки, кладбище. Большие цветы составляются в сочетании с мелкими или декоративной травкой, например, ветки Аспарагуса, листья папоротника и другие.
5. Задача нашего сегодняшнего занятия, составить рисунок весеннего букета цветов.
Состав цветка : стебель, листья, венчик цветка состоит из лепестков, чашелистики и внутри цветка пестик и тычинки. Вопрос, с чего начинаем рисовать рисунок с выбора формата, компоновка букета, делается набросок с геометрическими телами. Тюльпан - овал, нарциссы - круг, цветы имеют 6 лепестков. Нарцисс рисуется с определения оси направления цветка, затем построения общей формы. Определяются пропорциональные соотношения элементов нарцисса. Круг делится на 6 частей. Затем уточняются лепестки цветка. Определяется в центре цветка околоцветник - чашечка, как колокольчик. Тюльпан рисуется проще. Он похож на вытянутый овал. Цветок, который начал раскрываться похож на перевернутую трапецию. Внизу овала у стебля раскрываются лепестки. Выполняется детальная прорисовка. Дополнить букет можно ветками аспарагуса или папоротника, мелкими цветами, например, незабудки, фиалки. После карандашного рисунка приступаете к раскрашиванию. Учтите, если цветы яркие, то фон можно оставить не закрашенным, а если цветы белые, то лучше слегка затонировать фон, тогда белые цветы выделятся. При выборе фона, если решили его сделать, учтите контраст теплых и холодных цветов. Повторить по таблице контрастные цвета, теплые и холодные цвета. Раскрашивать надо начинать со светлых цветов, а затем затемненные места, например, внутри цветка куда не попадает свет, чтобы цветы получились реалистичными, используйте оттенки цветов теплые и холодные, светлые и темные.
6. Самостоятельная работа учащихся.
Звучит музыка, стихотворение о маме.
Стихотворение Н. Саконская "Разговор о маме".
От чистого сердца простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
Мы любим ее, как хорошего друга,
За то что у нас с нею всё сообща,
За то, что, когда нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
Мы любим ее и за то, что порою
Становятся строже в машинках глаза.
Но стоит с повинной прийти головою -
Исчезнут морщинки, Умчится гроза.
За то, что всегда без утайки и прямо
Мы можем доверить и сердце свое,
И просто за то, что она- наша мама,
Мы крепко и нежно любим ее.
Проведение физкультминутки.
1) По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По дорожке побежали,
До лужайки добежали.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгали как зайки.
Стоп. Немножко отдохнем
И домой пешком пойдем.
2) Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
А сейчас мы отдохнем,
В конце занятия анализ рисунков. Отбор наиболее удачных работ. в завершение урока подвожу итог: чему мы сегодня научились, что нового узнали. Приведение рабочего места в порядок.
Рекомендуемая литература
1. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. "Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 классы".
2. Костерин Н. П. "Учебное рисование" Москва "Просвешение" 1990 г.
3. Шпикалова Т. Я. "Изобразительное искусство". Пособие для учителей. Москва "Просвещение" 2004г.