МААМ-картинки

Этапы работы над музыкальным произведением в классе аккордеона музыкальной школы (1 фото)

Татьяна Повесьма
Этапы работы над музыкальным произведением в классе аккордеона музыкальной школы
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

1. Введение ….стр. 2

2. Основная часть …. стр. 3

3. Заключение…. стр. 8

4. Список литературы…стр. 9

Большую часть времени у преподавателя музыкальной школы занимает работа, связанная с освоением их учениками новых произведений. От того, как грамотно преподаватель организует эту работу с учащимся, зависит конечный результат: смогли ли преподаватель и учащийся воплотить замысел композитора, интересна ли была работа для ученика, смог ли он побороть волнение при выступлении перед слушателями и исполнить сочинение без ошибок, а также многое другое.

Публикация «Этапы работы над музыкальным произведением в классе аккордеона музыкальной школы» размещена в разделах

В интернете можно найти много литературы, описывающей этапы работы над музыкальным произведением для пианистов, все они подходят для применения в работе всех музыкантов, но хотелось бы поговорить об особенностях работы по освоению нового произведения в классе аккордеона.

1. Основные этапы работы над музыкальным произведением

Каждый преподаватель использует свои методы работы, но общепризнанными стадиями работы над музыкальным произведением, являются четыре этапа, на которые можно условно разбить работу над музыкальным произведением. Конечно же, эта условность зависит от индивидуальных особенностей музыкантов. Методы и характер работы с учеником по освоению нового произведения зависит от его способностей: технической подготовки, музыкальной памяти, эмоционального отклика, то есть работа эта строго индивидуальна, но в то же время существуют общие принципы по освоению музыкальных произведений :

Первый этап посвящен созданию общего представления о сочинении.

Второй этап – изучение нотного текста.

Третий этап, подводящий итог всей предшествующей работы, сочинение получает законченное исполнительское воплощение;

Четвёртый этап – «вынос» произведения на сцену и его анализ.

Французский музыкант и педагог Альфред Корто образно описал каждую стадию:

- во- первых, подобно авиатору, озирающему местность с высоты полета, музыкант должен как бы подняться ввысь, чтобы увидеть общие контуры «местности», ее рельеф;

- во-вторых, спустившись с высоты, превратиться в странника и пешочком обойти всю «местность», чтобы разглядеть, почувствовать и запомнить ее

мельчайшие детали и особенности;

- в-третьих, вновь подняться ввысь и увидеть общую картину «местности», но теперь уже с хорошо знакомыми подробностями.

На первой и третьей стадиях имеет место общий охват произведения, на второй – проработка деталей. Такой путь освоения произведения – от общего к частному - рекомендуют многие музыканты..

Цель первого этапа работы – познакомиться с произведением, охватить его в целом, составить представление о характере, форме, выявление основных трудностей и эмоциональное восприятие его в целом. Очень важно обратить внимание на жанровые и стилистические особенности, что позволит отобрать в процессе работы подходящие средства выразительности. Необходимо оценить на этом этапе, насколько ученик эмоционально откликнулся на новое сочинение. 1-й этап в свою очередь можно разделить на множество составляющих:

1. Презентация пьесы. Необходимо поговорить с учеником об авторе произведения, эпохе его создания, форме, жанре, стилистической особенности, о названии произведения, если это песня, то обязательно найти слова. Эту беседу необходимо построить живо, интересно, приводя для иллюстрации произведение в целом и его фрагменты. Учащимся старших классов можно порекомендовать литературу о композиторе или произведении.

2. Прослушивание произведения. Дать послушать произведение, желательно, чтобы преподаватель сам исполнил сочинение, если же нет такой возможности, то можно привлечь старших учащихся или же найти это произведение в Интернете в исполнении разных музыкантов.

Этапы работы над музыкальным произведением в классе аккордеона музыкальной школы

Рис. 1 Прослушивание произведения с ученицей

3. Разбор произведения на уроке. Ознакомившись с произведением, ученик приступает к тщательному прочтению текста, к его разбору. Грамотный, музыкально – осмысленный разбор создаёт основу для правильной дальнейшей работы, поэтому значение его трудно переоценить. Время, занимаемое разбором, его музыкальный – художественный уровень будут самыми разными для учащихся различной степени музыкального развития и одарённости, но во всех случаях на данной начальной ступени работы не должно быть неряшливости, небрежности. Сначала проанализировать его глазами, обратив внимание на темп, штрихи, динамику. Если это ученик младшего класса хорошо с ним пропеть ноты партии правой руки, прохлопать ритм с названием нот, далее пропеть мелодию пьесы одновременно левой рукой показывая движение и смену меха (рис. 2, обязательно в нотном тексте расписываем удобную правильную аппликатуру.

Наряду с тщательным разбором текста, важно подобрать хорошую, наиболее подходящую для ученика аппликатуру. Об этом необходимо проявлять заботу именно на раннем этапе работы, так как удачно найденная аппликатура способствует лучшему решению требуемых художественных задач и скорейшей автоматизации игровых движений, а переучивание чревато опасностью последующих запинок. Аппликатуру можно считать правильной, если она способствует реализации художественной задачи, удобна для данного ученика, основана на естественном чередовании пальцев и их нормальной растяжке. Но главное – аппликатура должна способствовать свободному исполнению. Следует использовать только установленную аппликатуру, не допуская даже случайного применения в игре других пальцев, - это послужит залогом быстрого и прочного выучивания технически трудных мест. Правда, прежде чем окончательно установить аппликатуру для данного ученика, можно предварительно испробовать с ним различные её варианты

Нередко особого внимания требует метроритмическая точность исполнения. Уделяя внимание метроритму произведения, определяем пульсацию, разбираем под метроном в очень медленном темпе. Объясняем особенности артикуляции (мера связности, раздельности, акцентности и безакцентности соединяемых звуков). Сначала проигрывает педагог мелодию по нотам, привлекает его слуховое внимание к ритмическому рисунку мелодии. Далее следует предложить ученику, глядя в ноты, назвать длительности, которые он там видит. После этого ученик вновь слушает в исполнении педагога мелодию или пьесу, а затем, также, глядя в ноты, прохлопывает её ритмический рисунок. В сознании ученика создаё тся связь: слышу – вижу – ощущаю – передаю. Обращаем внимание ученика на рациональные игровые движения. Пальцы произносят ноты, как губы произносят слова.

Во втором этапе работаем над воспроизведением нотной записи отдельно каждой рукой (голова идёт впереди пальцев. При разборе надо приучать слышать фразу, воспринимать каждую в развитии и “вести” её. Нередко ученики, не успев дослушать одно построение, “набрасываются” на следующее. Причина заключается в невнимании к смыслу исполняемого и, как следствие, к “дыханию” в музыке. Конечно, вдумчивая, часто весьма длительная работа над фразировкой, её выразительностью приводится в основном позже, но важно, чтобы начало ей было положено, и ученик умел сознательно, как музыкант, разбирать новые для себя сочинения. При разучивании нотного текста очень важно, чтобы его разучивание каждой рукой в отдельности происходило в школе под контролем преподавателя, так как при домашней работе может произойти заучивание ошибочной аппликатуры, которую потом практически невозможно исправить, даже если на уроке ученик будет стараться играть правильно, то зачастую при исполнении для слушателей эта ошибка проявляется из-за волнения ученика. Ни в коем случае нельзя допускать разучивание произведения по тактам, то есть выучивать один такт за другим. К тому же начало музыкальной фразы не всегда совпадает с началом такта, а её окончание – с окончанием такта, поэтому, разрывая музыкальную фразу, учащийся теряет ощущение целого.

Немаловажная задача второго этапа – правильное звучание инструмента. Звук - основное средство выразительности. Как сказал Н. Метнер – “Всё должно выходить, рождаться из тишины… Слушать, слушать и слушать. Втягивать звуки слухом из глубочайшей тишины”.

Работа над звуком должна тесно увязываться с развитием слуховых способностей ученика. Его исполнительские намерения должны подчиняться его слуховым представлениям, слуховое внимание должно быть чрезвычайно активным, слуховой контроль чрезвычайно строгим, а общее внимание организованным. Развитие этих качеств поможет ученику замечать неточности в своём исполнении, правильно реагировать на плохое звучание и настойчиво добиваться хороших результатов. Этим развивается внимательное отношение ученика к приёмам звукоизвлечения, обеспечивающим получение полноценного звука. Работа над звуком заключается в освоении тембра, динамики и штрихов. Они также составляют часть технических средств музыкального исполнения, не менее важную, нежели такие элементы техники, как беглость, аккордовая техника, скачки и т. д.

Особое место в работе над сочинением следует уделять штрихам. Они должны выполнять и художественную и техническую сущность, где первое занимает главное значение. Штрихи – это характерные формы звуков, получаемые соответствующими артикуляционными приёмами в зависимости от интонационно – смыслового содержания музыкального произведения. В определении штрихов необходимо исходить, прежде всего, из их музыкально – выразительного значения.

Далее пытаемся соединить две руки с выученным текстом каждой руки.

Наряду с аппликатурой, фразировкой, штрихами для художественного выражения сочинения чрезвычайно велика роль движения меха. Здесь всё зависит от работы левой руки. Полнота и глубина звука даже на небольшой силе не потеряется, если мех будет постоянно вестись левой рукой, не прекращая движения даже в паузах. Чрезмерная сила ведения меха неизменно вызывает форсированный звук, тогда как пассивное сопровождение даёт пустоту звучания. Из этого следует вывод: без определённой установки и точного физического распределения движений рук, пальцев, корпуса невозможно заставить инструмент звучать выразительно.

Распределяем мех, выставляем его в нотах, правильная смена меха формирует у учащихся чувство фразы.

На третьем этапе работаем над формой сочинения, то есть, вычленяем фразы, разделы, части. Выполняем указанные динамические оттенки.

*По данному поводу Г. Нейгауз говорил: “ Нельзя путать Марию Павловну (mp) с Марией Фёдоровной (mf, Петю (p) с Петром Петровичем (pp, Федю (f) с Фёдором Фёдоровичем (ff)” (см. : Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1982).

Весьма важным моментом является также умение распределить crescendo и diminuendo на необходимый отрезок музыкального материала.

решение этой важной проблемы должна быть посвящена глубокая работа на всех этапах обучения и освоения произведения.

Важнейший элемент игры на аккордеоне – исполнение аккомпанемента. Характер аккомпанемента должен полностью соответствовать характеру изложения мелодии, её содержанию, стилю всей пьесы в целом. Так, в пьесах медленного темпа и в мелодии напевного склада басы часто плавно соединяются с аккордами, а аккорды играются полной длительностью, связно: Существует множество различных видов аккомпанемента и приёмов его исполнения. Важно отметить главное: сопровождение должно лучше оттенять, выявлять и поддерживать мелодию, а не заглушать её, не мешать её звучанию.

Далее пытаемся создать образ в музыкальном произведении, передать эмоциональные оттенки. Для этого я всегда придумываю картинку или какую-нибудь историю, которую мы с учащимся попытаемся передать при исполнении. Музыка должна передавать переживания, поэтому очень важно настроить учащегося на соответствующую исполняемую эмоцию. Так пытаться при исполнении форте сыграть не только громко, но и торжественно или величественно, а при исполнении пиано попытаться сыграть грустно или задушевно. На этом этапе следует играть произведение целиком, без остановок. Очень важно проигрывать произведение в присутствии других музыкантов. Мы можем получить суждение со стороны других музыкантов, а так же условия игры будут близки к эстрадным, что поможет выявить ошибки и проблемы, появляющиеся при волнении. Я часто

использую такой простой приём как запись на телефон во время урока ученика, исполняющего выученное произведение. Сам факт того, что идёт запись, уже вызывает у ученика дискомфорт, напряжение при исполнении произведения, но при повторении этой процедуры на нескольких уроках ученик адаптироваться в этой ситуации, всё меньше и меньше обращает внимание на запись и, в конечном итоге, ведёт себя все более раскованно и собрано проигрывая музыкальный материал. Сам факт записи исполнения на телефон является первой ступенькой по подготовке ученика к выступлению перед слушателями.

Четвёртый -последний этап работы – «вынос» исполнения произведения на сцену и анализ исполнения. Зачастую, преподаватель с учеником забывают сделать тщательный анализ игры после выступления. Это очень важно, так как чаще всего мы будем исполнять это произведение еще много раз, поэтому очень важно выделить недочёты и проделать работу над ошибками. Желательно сделать запись выступления теперь уже при исполнении на сцене. Ни исполнительская свобода и яркость, ни какие – либо другие исполнительские качества не смогут развиться в полной мере, если ученик будет мало выступать перед слушателями. Разумеется, любое сочинение должно быть вообще хорошо выучено и исполнено, но именно публичное выступление как бы подводит итог всей проделанной в классе работы, обязывая учащегося и преподавателя к возможно более высокому её качеству, требуя особой законченности и рельефности выявления замысла, заставляет учащегося максимально использовать свои исполнительские возможности. Выступление перед слушателями предстаёт, таким образом, и в качестве одного из весьма действенных факторов, стимулирующих их развитие.

Нужно учитывать, конечно, и индивидуальные склонности ученика, обязательно выпуская его на сцену и с любимыми произведениями – это и стимул для работы, и творческая радость, и лучшая форма обучения публичным выступлениям, обычно в таких случаях чаще приносящим с собой удачу.

Заключение

Научиться правильно работать над музыкальным произведением – одна из самых главных задач музыканта и ученика следуют учить этому уже с первых лет обучения. Работая над произведением правильно, можно сэкономить много времени и избежать ошибок.

Вся работа музыканта над произведением направлена на то, чтобы оно звучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное исполнение, завершающее работу над произведением, всегда будет иметь важное значение для учащегося, а иногда может оказаться и крупным достижением, своего рода творческой вехой на определённой ступени его обучения.

Список литературы:

Книги:

1. Акимова Ю. «Баяны и баянисты», Советский композитор, 1970 г., 403 с.

2. Бинятян н. «Развитие навыков самостоятельной работы у начинающих», вып. 2, М., Музыка, 1965. – 220 с.

3. Гинзбург Л. С. О работе над музыкальным произведением. 4-е изд., доп. – М. : Музыка, 1981. – 143 с.

4. Егоров Б. “Баян и баянисты”. – вып. 6, М., Музыка. 1984. – 77 с.

5. Коган Г. М. «О работе музыканта-педагога», «От урока до концерта»

вып. 1,«Классика – ХХI», 2009. 23 с.

6. Корыхалова Н. «За вторым роялем» - «Композитор*СПб», 2006, 154 с.

Публикации по теме:

Новые грани развития детской музыкальной школы. Комплексная программа «Подготовка к освоению программ по видам искусств» .

Фотоотчёт о встрече детей детского сада с учениками музыкальной школыФотоотчёт о встрече детей детского сада с учениками музыкальной школы Музыкальное воспитание детей – одна из важнейших частей их гормонального развития. «Я бы обучал детей музыке, физике и философии. Но.

Фотоотчёт посещения музыкальной школы «ДМШ ст. Казанской»Фотоотчёт посещения музыкальной школы «ДМШ ст. Казанской» Наш ДС "Родничок" посетила МБОУДО "ДМШ ст. Казанской". Целью посещения направлена на то,чтобы показать детям что музыка-это не скучно, это.

План работы по взаимодействию с музыкальным руководителемПлан работы по взаимодействию с музыкальным руководителем План работы по взаимодействию с музыкальным руководителем в средне - старшей группе «Смешарики» на 2015 – 2016 г. Сентябрь. 1. Познакомить.

План работы по взаимодействию воспитателя с музыкальным руководителем в средне — старшей группеПлан работы по взаимодействию воспитателя с музыкальным руководителем в средне — старшей группе План работы по взаимодействию воспитателя с музыкальным руководителем в средне - старшей группе «Смешарики» на 2016 – 2017 г. Сроки, содержание.

Планирование работы по взаимодействию воспитателя старшей группы с музыкальным руководителемПланирование работы по взаимодействию воспитателя старшей группы с музыкальным руководителем План работы по взаимодействию с музыкальным руководителем в средне - старшей группе «Смешарики» на 2017 – 2018 г. Сроки, содержание. Сентябрь. 1.

«Стихи и музыка — едины!». Подборка стихов для учащихся музыкальной школы Уважаемы коллеги, хочу поделиться с вами подборкой стихотворений. Эти стихи, в разное время, помогли моим ученикам преодолеть сценическое.

Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми»Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми» Уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко.

Этапы работы над проектом «Гербарий «Плодовые деревья и кустарники нашего приусадебного участка»Этапы работы над проектом «Гербарий «Плодовые деревья и кустарники нашего приусадебного участка» Подготовительный этап проекта Поиск необходимой литературы по теме проекта Так как в этом проекте ребёнку помогали родители, то первоначальный.

Этапы работы над проектом по изучению природы родного края в подготовительной группе «Моё родное Подмосковье»Этапы работы над проектом по изучению природы родного края в подготовительной группе «Моё родное Подмосковье» Дошкольный возраст – один из первых этапов в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, позитивное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этапы работы над музыкальным произведением в классе аккордеона музыкальной школы
Опубликовано: 8 ноября 2021 в 22:42
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этапы работы над музыкальным произведением в классе аккордеона музыкальной школы» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Повесьма в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД