Людмила Гребенникова
Методическая разработка: «Экологические тропинки в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
"Здравствуйте дети! Здравствуй природа! Здравствуйте леса, реки, моря и озера, поля и горы! Здравствуйте птицы – соловьи, совы, воробьи! Здравствуйте медведи, белки, волки!"
Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, что его окружают, может быть, на Земле жили бы все те растения и животные, которых мы больше не увидим. Они исчезли, вымерли. И виноваты в этом люди. Почему? По разным причинам. Кто-то зарабатывает немалые капиталы на продаже редких животных, кто-то любит охотиться. Человек с корнем вырывает цветок, убивает мелкую лягушку.
Публикация «Методическая разработка: „Экологические тропинки в детском саду“» размещена в разделах
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
Иногда слышишь: «Человек – царь природы». Но кто поставил человека над природой? Сам человек. А что значит человек без природы? Представить себе это невозможно… Без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дает нам природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения к себе. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки. Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства.
Очень важная для нас с вами задача: воспитание доброты, человечности у наших детей. И для решения этой задачи нам нужно стараться всеми силами приблизить детей к живой природе. В беседах с родителями мы говорим, что если их сын или дочь схватили котенка за хвост и смеются, видя мучения животного, не умиляйтесь его веселью, не оставляйте это без внимания, имейте в виду: воспитание уже началось, плохое воспитание. Ребенок должен жалеть живое существо. Если ему больно. Мы взрослые отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные при них в отношении природы.
Как научить детей любить и уважать природу? Я расскажу вам об одном направлении в этой работе нашего детского сада – экологических тропинках. Они выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.
Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропинки: мы включаем в нее как можно большее количество разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для детей. В качестве объектов экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений, деревья, кустарники и травы, мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях; микроландшафты разных природных сообществ (луг, лес, клумбы, отдельно цветущие растения, места регулярного скопления насекомых.
Как создавались экологические тропинки.
1. Детально обследовали территорию и выделили наиболее интересные объекты.
2. Составили карты-схемы тропинок с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с цифрами или рисунка-символа. Карты-схемы у нас доступны для детей, они вместе с нами участвовали в разработке маршрутов. Наши ребята гордятся этим.
3. Далее вместе с детьми мы выбирали «хозяина тропинки» - сказочного персонажа, который дает им задания и приглашает в гости.
4. Изготовили таблички с рисунками, подписями для точек маршрута.
5. Составили рекомендации по использованию объектов тропинки для работы с детьми, у которых основным требованием стали правила безопасности для детей на экологических тропинках.
Для повышения интереса к занятиям мы выбрали несколько сказочных героев для «хозяина тропинки» - Боровичка, Лесовичка, Флорика. Их мы изобразили на всех табличках. Если в начале маршрута они встречают детей, то в конце – прощаются с нами. Наши сказочные герои периодически посылают нам письма-задания, участвуют в театрализованных праздниках.
За оказанную помощь, удачно выполненные задания-загадки, сказочные персонажи оставляют на тропинках сюрпризы – шишки для поделок, конфеты, орехи на деревьях и кустарниках.
Выходя с детьми на экологическую тропинку, мы берем с собой таблички только тех объектов, которые мы намерены посетить. Красиво цветущие растения мы подбираем таким образом, чтобы в течение сезона одни цветы сменяли другие, т. е. непрерывно цвели. Мы обращали внимание детей на то, если сорные растения не мешают выращивать другие растения. То их не нужно уничтожать, позднее мы их тоже включили в состав экологической тропинки, как одна из точек.
На примере сорняков мы объясняем детям биологические особенности растения, сравниваем с вытоптанными участками, обсуждаем правила поведения на прогулке, отдыхе. Интересными для наблюдения стали такие места, как: скопления дождевых червей, холмиков с муравьями, гнезда ворон, сорок и других птиц. Шаг за шагом наши дети учились делать выводы, проводили опыты: ставили дождемеры, изготовленные из пластмассовых бутылок, размещали в разные точки тропинки (на открытом месте, под кронами разных деревьев, сравнивали, где больше выпадает осадков и почему.
На наших тропинках мы проводим дидактические игры, наблюдения, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе. Свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной деятельности, физкультуре, в подвижных играх. В совместной работе мы добиваемся желаемого результата:
1. Поделки и выставки руками родителей.
2. Экологические викторины.
3. Создание аппликаций со сказочным героем.
4. Выставки детских работ.
Прогулка по экологической тропе в ДОУ
Актуальность. Экономика области испытывает необходимость во внедрении новейших природоохранительных технологий. Эффективность природоохранительных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения.
Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой.
Участники: дети старшего дошкольного возраста и их родители, методист, воспитатель группы, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: долгосрочный.
Цель:
- воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой;
- формирование системы экологических знаний и представлений;
- развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Задачи:
- прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;
- познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;
- учить видеть красоту природы;
- учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку.
Этапы создания и оформления тропы:
1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.
3) Выбор вместе с детьми «хозяина тропинки» - сказочного персонажа.
4) Составление паспорта всех точек тропинки.
5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:
- использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе;
- использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка;
- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
- сделать общение с природой безопасным для ребенка и самой природы;
- формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;
- формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах;
- проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:
- проведение занятий, сезонных экскурсий;
- мини-субботники;
- исследования на тропе;
- фенологические наблюдения за растениями в природе (по сезонам);
- развешивание кормушек;
- наблюдения за перелетными и зимующими птицами (по сезонам);
- оформление гербария;
- фотографирование;
- рисунки, плакаты, поделки;
- сбор природного поделочного материала (шишки, желуди, листья.);
- экологические беседы;
- наблюдения в природе;
- уроки доброты;
- целевые прогулки;
- познавательные вечера;
- решение экологических ситуативных задач;
- чтение художественной литературы;
- детские проекты;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
- труд в природе.
Организация экологической тропинки
1. «Сказка встреч»
Цель: показать детям многоцветность окружающего мира. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам. Воспитывать эстетическое чувство. Дети располагаются вокруг, читают стихи. Поют песни, водят хороводы. Это любимое место для проведения развлечений.
2. «Царство удивительных пеньков»
Цель: предоставить возможность для психологической разгрузки и прогулок, знакомить с окружающим миром, показать детям возможность создания условий второй жизни старых вещей (старый пень). Воспитывать уважительное и почтительное отношение к старым деревьям и пням, бережное отношение к окружающей природе, к любому объекту живой и неживой природы. Показать детям возможность дать вторую жизнь погибшему дереву.
3. «Летняя лаборатория» (песочница)
Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир.
4. «Золотой луг»
Полянка – открытое, освещенное место, окруженное деревьями (орех, пихты, алыча, груша, елочка).
Цель:
1) Обратить внимание на то, что деревья – это растения: лиственные и хвойные. Закрепить название деревьев, умение отличить друг от друга по строению ствола, расположению веток. Обратить внимание на стволы деревьев, их необычайную окраску, тактильное ощущение во время прикосновения.
2) Познакомить с разнообразием цветочного мира. Закрепить название цветов. Находить различия в особенности строения стебля, цветков и листьев.
5. «Цветочная мозаика»
Цель: формировать эстетическое восприятие окружающего мира путем рассмотрения причудливости форм цветков, стеблей, многообразия удивительных оттенков и цветов декоративных растений. Развивать чувство восхищения красками природы и уважения к кропотливому труду людей. Обратить внимание на различные сроки цветения растений в клумбе и выявить их причины. Учить создавать благоприятные условия для произрастания и цветения этих растений.
6. «Птичий городок»
Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц, их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.
7. «Жужжащий мир»
Цель: понаблюдать за жизненной активностью насекомых. Развивать понимание взаимосвязей в жизни насекомых и растений, приспособлений друг к другу. Воспитывать уважение и бережное отношение к насекомым. На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели – это объекты для наблюдения детей. Для больших камня стали прибежищем для жуков. Отвернув камень, можно увидеть большую черную жужелицу, или другого жука.
В экологическую тропу включен муравейник. Муравьи – животные баромеры, активно помогают предсказывать погоды. Так, муравьи за несколько часов узнают о приближении ненастья, готовятся к нему: прячутся от дождя, плотно закрывая почти все «двери» своего дома.
В почве живут дождевые черви, на площадке можно обнаружить их норки под приподнятыми кусочками земли.
8. «Кустарники»
Цель: развивать интерес к родной природе, способствовать любоваться ею, и бережно к ней относиться; знакомить с разновидностью кустов; отличие от других растений.
9. «Полянка»
Цель: знакомить детей с разновидностью деревьев (хвойные и лиственные) и кустов. Деревья разного возраста и разной толщины. Учить сравнивать деревья по строению ствола, веток., семян (клен, ель). Обращаем внимание на клен. Дети в течение года наблюдают за ним – от появления почек-домиков до листопада. За необычный плод с двумя крылышками («вертолетики», дерево и заслужило такое название – «Дом летающих плодов». Закрепить знания детей о характерных признаках клена осенью. Вызвать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы. Воспитывать умение видеть красоту осеннего клена, восхищаться ею, оберегать дерево от повреждений.
10. «Тополиная семейка»
Группа тополей, разного возраста и высоты, есть срубленные, молодые тополя – длинные побеги без ветвей, растут в тени, тянутся к свету.
11. «Огород»
Это видовая точка представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания, привлекательные для проведения наблюдений.
Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.
12. Спортивная площадка – «Тропа здоровья»
Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.
Используемая литература:
1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.
2. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.
3. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.