Анастасия Багрова
Методическая разработка «Тематическая площадка «Здоровячок»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
«Тематическая площадка «Здоровячок»
Актуальность: Здоровье это полное благополучие: физическое, душевное и социальное, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Публикация «Методическая разработка „Тематическая площадка „Здоровячок“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.
Цель создания тематической площадки заключается в том, чтобы во время прогулок на участке детского сада укреплять и совершенствовать основные виды движений, закаливать детский организм. Укреплять их иммунную систему.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей имеются нарушения здоровья.
На протяжении всей прогулки дети играют в подвижные игры, сюжетно - ролевые игры, выполняют комплексы утренней гимнастики на свежем воздухе.
В нашей группе действует принцип: в здоровом теле - здоровый дух.
Принципы:
• Учет местных условий.
• Учет возрастных особенностей в содержании и формах работы.
• Интегрированный подход к организации педагогического процесса.
• Системность.
• Комплексный подход к организации работы.
Научные и методические источники, которые использовались при разработке среды или её элементов:
1. Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М. : Просвещение, 1992.
2. Боген М. М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры // Теория и практика физической культуры 1997. - 5. - С. 18-21.
3 .Бондаревский Е. Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей дошкольного возраста. М., Просвещение 1988 г.
4. Буцинская П. П. Планирование основных движений на физкультурных занятиях // Педагогическая практика студентов по курсу Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1984.
5. Бондаревский Е. Я., Кадетова А. В. О дошкольных программах по физической культуре // Физическая культура в школе. - 1987.
6. Волков В. М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1993.
7. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. М. : Просвещение, 1981.
8. Голомазов С. В, Точность движений. - М. : ГЦОЛИФК, 1979. - 43 с.
9. Зациорский В. М., Сергиенко Л. П- Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека // Теория и практика физической культуры. 1975, -6. - С. 22-29.
10. Коренберг В. Б, Проблемы физических и двигательных качеств// Теория и практика физической культуры. - 1996. - 7. - С. 2 ~ 5-
11. Костюков В. В. Научно-технологическая концепция использования спортивных игр при организации физической деятельности людей разного возраста // Теория и практика физической культуры, - 1994. - 11, - С. 23 -
12. Куликов Л. М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. - М. - ФОН. - 1995. - 395 с.
13. Курганский А. В. О возникновении и координации ритмических движений // Теория и практика физической культуры, 1996. 11. С. 44-49-
15. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М. 2006
16. Развитие двигательных качеств дошкольников / Под ред. З. И. Кузнецовой. - М. : Просвещение, 1987. - С. 153-177
17. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. Воспитатель по физической культуре в ДОУ. М. ,2006
18. Яковлева Л. В., Юдина Р. А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. М., 2003
19. Глазырина Л. Д., Овсянкин В. А., Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., 2005
20. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика Для детей дошкольного возраста. М., 2006
21. Глазырина Л. Д. Физическое культура дошкольникам // Программа и программные требования. М. : 2005.
Характеристика деятельности педагогов, детей и родителей в созданной предметно-развивающей среде:
На участке нашего детского сада оборудована площадка «Здоровячок», оснащенный с учетом интегрированного подхода к предметно-пространственной среде. При создании тематической площадки «Здоровячок», способствующей формированию здорового образа жизни детей - дошкольников, мы исходили из необходимости учета следующих факторов:
1) индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка;
2) особенностей его эмоционально-личностного развития;
3) индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей.
Детская площадка «Здоровячок» предназначена для проведения практических занятий и представляет собой комплекс из следующих элементов:
Традиционное оборудование для физического развития:
ленточки разных цветов (по 2 шт. на каждого ребенка)
платочки разных цветов (по 2 шт. на каждого ребенка)
флажки разных цветов (по 2 шт. на каждого ребенка)
бубны
кегли
вертушки
модульные конструкции для подлезания, перелезания, пролезания.
ребристые дорожки
мячи (разного диаметра, резиновые, футбольные, баскетбольные)
фитбол-мячи
обручи
гимнастические палки
кольцеброс напольный
гантели детские
мешочки для метания
летающие тарелки
массажные мячи (на каждого ребенка)
массажные дорожки
ребристая доска
скакалки (резиновые, веревочные, пластиковые)
Нетрадиционное спортивное оборудование:
массажные дорожки
массажные следы (следы с нашитыми пуговицами)
ладошки
гантельки из пластиковых бутылок
ленточки для поддувания
оборудование на развитие ловкости (баночки с ластиками)
бильбоке (из пластиковых бутылок и киндер-сюрпризов)
ленты по 2 м (для имитации упражнений художественной гимнастики)
Для проведения занятий на площадке «здоровячек» мы изготавливаем стационарное и выносное оборудование.
С детьми проводим экскурсии, прогулки, беседы с рассказами из жизни, специально подобранными сюжетами.
Рассматриваем и обсуждаем сюжетные картины, плакаты, иллюстрации по данной проблеме. Читаем произведения художественной литературы. Используем ситуации-загадки, побуждающие ребенка дать собственную оценку.
Организуем разные мероприятия в том числе праздники и развлечения по данной теме. Например, «Мы растем здоровыми», «Веселый стадион», «Спорт – это здоровье, сила, радость, смех», «За золотым ключиком в лес» и т. д.
В рамках дополнительной или предварительной работы с детьми в оборудован уголок «Здоровячок» в групповой комнате, оснащенный картотекой: зарисовки с последовательностью выполнения упражнений, движений; комплекс упражнений с массажными мячиками; картотеки игр: подвижных игр для детей среднего возраста, малоподвижных, на развитие дыхания; картотека релаксационных игр; картотека «Гимнастика маленьких волшебников»; картотека «Упражнения после дневного сна»; дидактическими, настольными играми, альбомами для раскрашивания по данной тематике библиотекой с произведениями художественной литературы, сюжетными картинками, фотографии, иллюстрации из серии: «Летние виды спорта», «Зимние виды спорта», «Олимпийская символика», «Олимпийские чемпионы России», «Дети и спорт»
Для достижения положительных результатов по профилактике детского здоровья по обучению дошкольников правилам здорового образа жизни:
с педагогами
с детьми;
с родителями.
Организация работы
Основное направление деятельности тематической площадки «Здоровячок» практические занятия по привитию детям познавательного интереса к своему организму в целом.
Занятия, проводимые с детьми, имеют практическую педагогическую направленность направленную на укрепление здоровья.
Игры и упражнения в «здоровячке» должны проводиться после предварительного ознакомления детей со спортивными играми, упражнениями и их правилами.
В предварительной работе дети знакомятся со спортивными играми, разучивают технические элементы и упражнения, знакомятся с тренажерами, с упражнениями которые способствуют укреплению мышечной мускулатуры для данного вида спортивной игры.
В изготовлении массажные дорожки, массажные следы (следы с нашитыми пуговицами), ладошки, гантельки из пластиковых бутылок, ленточки для поддувания, наглядных пособий могут принять участие сами дети.
Во время проведения занятий группа детей ходит на площадку «Здоровячок» осваивая новые упражнения и игры.
Работа с детьми
Цель работы:
Расширение знаний детьми о правилах здорового образа жизни, формирование культуры общения и проведения во время игр и положительных морально-волевых качеств.
Формы работы:
Занятия;
Игры – занятия;
Сюжетно – ролевые игры;
Инсценировки;
Игровые упражнения;
Игра – соревнование;
Досуги;
Развлечения;
Конкурсы;
Праздники;
Экскурсии и т. д.
Работа с педагогами
Цель работы:
Повышение уровня педагогического мастерства воспитателей в работе с детьми дошкольного возраста в формировании здорового образа жизни.
Форма работы:
Консультации «Организация игр на спортивной площадке», «Влияние образа жизни родителей на здоровья ребенка» .
Тренинг «Виды спорта».
Создание среды в группах «Уголок здоровья».
Самообразование.
Семинар – практикум «Здоровье детей».
Творческие мастерские.
Показательные мероприятия.
Инструктаж «Профилактика детского здоровья».
Работа с родителями
Цель работы:
Активизировать пропагандистскую деятельность среди родителей ДОУ по здоровому образу жизни ребенка. Создание единого образовательного пространства.
Форма работы:
Анкетирование;
Консультации;
Беседы;
Фотовыставки «СТРАНА ЗДОРОВЬЯ», «Юные спортсмены» и т. д.
Участие родителей в развлечениях, праздниках проводимых в детском саду;
Родительские собрания на тему: «Профилактика ОРВИ у детей дошкольного возраста», «Забота о здоровье ребенка», «Здоровый ребенок, в здоровой семье»;
Изготовление выносного и стационарного оборудования;
Информационные стенды;
Памятки для родителей.
Планируемые результаты:
1. Укрепление и совершенствование основных видов движений, закаливание детского организма.
2. Совершенствование рациональной двигательной активности.
3. Активизирование знаний педагогов в использовании нетрадиционных методов оздоровления детей в процессе проведения подвижных игр, игр – эстафет, спортивных досугов и развлечений.
4. Укрепление здоровья детей.
5. Формирование у детей элементарных умений самоорганизации в двигательной активности.
6. Воспитание у детей потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни.
Работа на площадке