Аренкина Анна Анатольевна
Методическая разработка «Структурно-смысловая обработка текстового материала»
▼ Скачать + Заказать документы
«Структурно-смысловая обработка текстового материала. Как правило, при пересказе художественного произведения, педагоги испытывают трудности в выборе текста и составление вопросов по его содержанию.
Существуют определенные критерии отбора произведений:
1. - соответствие текста тематическим циклам ;
2. - объем текста; учитывая недостатки смыслового восприятия, дефицита объема речеслуховой памяти свойственные детям с тяжёлыми нарушениями речи, первоначальный объём текстов не должен превышать 6-7 предложений, с тенденцией постепенного увеличения до 12-13 единиц.
3. - доступность содержания ;
Публикация «Методическая разработка „Структурно-смысловая обработка текстового материала“» размещена в разделах
содержание текста должно быть понятно детям.
4. - композиционное построение текста - должно включать в себя завязку - начало, развитие сюжета - середина и конец произведения. Как правило, художественное произведение имеет одну сюжетную линию, в которой описанные события развиваются динамично, все больше и больше увлекая ребенка своим замыслом. Пересказ готового текста становится более доступным при включении в него диалогической речи.
Авторские тексты, не соответствующие каким-либо вышеперечисленным критериям нуждаются в адаптации. Можно брать готовые дидактические тексты из методической литературы или использовать свой творческий потенциал в их составлении. Если текст соответствует всем критериям, то и вопросы к нему составляются легко.
Чёткий конкретный вопрос произносится неторопливо, с помощью логического ударения ставятся смысловые акценты.
1)По содержанию текста планируется не более 5-6 вопросов;
-т. к. реальные возможности ребёнка не позволяют удерживать в памяти большой объём информации;
2) Сам вопрос должен содержать не более 5-9 языковых единиц;
- т. к. объём речеслуховой памяти у детей 5 летнего возраста с речевой патологией от 6-7 слов до 10;
3) Вопрос формулируется таким образом, чтобы ответ был предложением или абзацем из текста.
Предлагаю вашему вниманию модель плана занятия по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы.
Пересказ рассказа «Нитка-иголка» с демонстрацией действий.
Программное содержание:
- учитывать индивидуальные психофизические и речевые особенности каждого ребенка, повышать мотивацию к овладению связной речью;
- учить детей полностью воспроизводить смысловую программу художественного произведения не допуская разрывов и пропусков в содержании сообщения с достаточным количеством интонационно оформленных лексико - грамматических единиц текста несущих семантическую, смысловую и эмоциональную нагрузку;
- воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности; положительное отношение к труду, желание трудиться; развивать пальцевую моторику;
Материал демонстративный и раздаточный: бусинки, нитки, пластмассовые иголки.
Предварительная работа над языковыми единицами текста.
1. Объяснение лексического значения слов. Расширение семантического поля слов и словосочетаний:
*бусы – это украшение из нанизанных на нитку шариков -бусинок.
*однажды – можно сказать по другому: как-то раз или один раз;
*важнее – главнее;
*мнется – становится неровной;
*сворачивается – сгибается и тоже становится неровной;
*принялась – стала, начала;
*нанизала – надела, продела, прошла, пронырнула;
2. Работа над наиболее трудными словосочетаниями и предложениями текста:
* Иголка говорит нитке: «Видишь, на столе бусы рассыпанные лежат, попробуй-ка, собери».
*Нитка мнётся, сворачивается, ничего у неё не получается.
*Прошла-пронырнула
Рассказ педагога.
Однажды поспорили нитка и иголка кто из них важнее.
Иголка говорит нитке: «Видишь, на столе бусы рассыпанные лежат, попробуй-ка, собери». Стала нитка бусы на себя нанизывать. Нитка мнётся, сворачивается, ничего у неё не получается.
Тогда иголка сказала: «Посмотри, как я это сделаю». Она принялась бусинки на себя нанизывать. Сквозь одну бусинку прошла - пронырнула, но бусинка соскальзывала с иголки. Сколько не пытались нитка и иголка нанизать бусинки, ничего у них не получилось.
Но вот пришла швея, взяла она нитку, продела в иголку и нанизала бусинки на нитку, получилось украшение.
Вопросы:
- Почему поспорили нитка с иголкой?
- Что сказала иголка нитке?
- Что стала делать нитка?
- Что сказала и стала делать иголка?
- Как остановила их спор хозяйка? - Как вы думаете, кто же из них главный?