Валентина Афанасьева
Современные формы и методы в нравственно-патриотическом воспитании детей разного возраста
Введение
В последнее время чрезвычайную значимость приобретает проблема нравственно-патриотического воспитания. Материальные ценности во многих семьях, а также и у детей, доминируют над духовными, искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Такие нравственные ценности, как чувство гордости за свою страну, уважение и любовь к Родине отошли на второй план.
Воспитательная работа в детском доме включает в себя несколько направлений, в том числе работу по патриотическому воспитанию. Дети детского дома недостаточно привязаны к своей семье, так как опыт проживания дома у них был неудачным. Некоторые дети не знают своих родителей и не жили в семье. Поэтому у ребят не сформированы родственные чувства, уважительное отношение к бабушкам и дедушкам. Часто дети не знают даты и места своего рождения, и соответственно не интересуются историей своего рода, традициями, обычаями. Они не привязаны к своей Родине, не чувствуют за неё ответственности, равнодушны к событиям, происходящим вокруг них. В настоящее время существует множество различных мнений по поводу истории страны, службы в армии, политики. Наши дети не знают, как к этому относиться, поэтому их эта тема не интересует. Значит, наша работа заключается в том, чтобы научить ребенка выбрать правильное мнение, чувствовать ответственность за свой выбор и за других.
Некоторые взрослые до сих пор задаются вопросом: «Зачем нужно воспитывать патриотизм. Так ли это важно?» Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно прояснить, что же такое – патриотическое воспитание.
Под патриотизмом понимается:
– чувство уважения к своему народу, а также к себе самому, как его неотъемлемой части;
– знание истории своего края (села, города) и своей страны в целом;
– приобщение к народной культуре, поддержание традиций наших предков;
– внимательное, непотребительское отношение к природе, ее ресурсам;
– умение трудиться в коллективе, заботиться о близких и о благе своей страны.
Трудно не согласиться, что такие качества могут только украсить человека. Тот, кто любит свою страну, никогда не будет ей вредить. Тот, кто любит свой народ, никогда не захочет войны. Тот, кто внимателен к природе, любит свой дом, чтит традиции своего народа – тот счастлив в своей гармонии и любви.
Надо помнить, что дети от дошкольников до детей старшего возраста, воспринимают окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у них проявляются в восхищении своим городом, своей страной. Именно эти ощущения необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной. У детей необходимо воспитывать уважение к родителям, какими бы они ни были, старшему поколению, взрослым и детям, к своему городу. Каждый ребенок детского дома должен знать свои права и обязанности, уметь ими пользоваться в дальнейшей жизни, быть заинтересован в продолжении своего рода, быть толерантным.
Актуальность
В настоящее время, во время инноваций и преобразований Российскому обществу требуется новый социальный тип личности, что обуславливает перспективность опыта. Нужны люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В связи с этим происходит переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни.
Дети, поступающие в детский дом из ассоциальных семей в школьном возрасте. Как правило, имеют опыт бродяжничества, опыт вовлечения в ассоциальную деятельность, опыт искаженной системы ценностей.
На основании вышеизложенного, в нашем учреждении возникла потребность организации работы по патриотическому воспитанию, которое является составной частью общего воспитательного процесса и представляет собой систематическую целенаправленную деятельность педагога детского дома по формированию и развитию социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых форм в организации этой деятельности с подрастающим поколением.
Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой народ, свой город. «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, - писал К. Ушинский, - потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».
Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлён в сознании образ, связанный с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что всё это - твоя Родина.
Нельзя говорить о воспитании любви к Родине, родному краю без сообщения детям определенных знаний о них. Отбор и систематизация таких знаний проводится воспитателем в соответствии с задачами воспитания, а также с учетом умственных возможностей детей группы: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу и т. д.
Важно использовать комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих форм и методов работы с детьми : беседы, ситуации общения, викторины, метод проектов, дидактические, настольно-печатные, театрализация, игры – путешествия, работа с картой, рассматривание альбомов, иллюстраций, фотоматериалов, картин, фильмов, экскурсии, целевые прогулки, музейная деятельность, чтение художественной литературы, продуктивные виды деятельности, игровые ситуации, труд в природе и др. Особое значение для детей имеют те формы работы, где они могут активно проявить свое отношение к родному городу, стране: тематические выставки рисунков, коллективных коллажей, совместное макетирование, музыкальные досуги и праздники.
Всю работа по данному направлению осуществляется в форме сотрудничества, сотворчества, совместной деятельности взрослых и детей. Новизна опыта состоит в разработке и внедрении современных подходов к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию воспитанников.
Исходя из актуальности темы, мы в своей группе в работе над нравственно-патриотическим воспитанием поставили перед собой следующую цель.
Цель: формировать представление детей о родном крае, о малой родине, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
В процессе работы над данной темой мы определили следующие задачи.
Задачи:
• Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому дому, друзьям в детском доме, своим близким;
• Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
• Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
• Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;
• Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;
• Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей;
• Воспитание чувства уважения и заботы к защитникам Отечества;
• Воспитание здорового образа жизни;
• Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых;
• Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России;
• Создание развивающей среды в группе, оформление патриотического уголка.
В основу работы с детьми были положены следующие принципы:
1. Принцип интеграции: сочетание обучения,духовно-нравственного и патриотического воспитания, эстетического, интеллектуального, физического развития и трудового воспитания.
2. Педоцентрический принцип: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого воспитанника, предоставление каждому ребенку возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
3. Принцип культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной и конфессиональной принадлежности, познакомиться с традиционной духовно-нравственной культурой России.
4. Принцип амплификация содержания, позволяет расширять и углублять знания детей по данному направлению работы.
5. Краеведческий принцип: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
6. Принцип средообразования: создание необходимой предметно-развивающей среды для осуществления совместной образовательной деятельности.
7. Принцип учета возрастных особенностей;
8. Принцип учета индивидуальных особенностей;
9. Принцип коллективизма;
10. Принцип сотрудничества;
11. Принцип уважительного отношения к личности ребенка;
12. Принцип на положительную ориентацию (необходимо поддерживать у детей уверенность в своих силах, как можно чаще хвалить их);
Система ценностей патриотического воспитания условно может быть разделена на главные сферы:
• Духовно-патриотическую (признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка, религии и культуры как высших святынь народа, национальное сомосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость);
• Нравственно-патриотическую (любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести, регилиозным убеждениям и моральным принципам, добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким,этикет);
• Историко-патриотическую (приоритет национальных ценностей и интересов России, ее суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества, активное участие в решении проблем и преодолении трудностей в обществе и государстве).
Они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Основное содержание деятельности, осуществляемой по ним, сфокусировано на формировании у детей исторической памяти, уважения к героической и драматической истории страны, высокой культуре, духовности, любви к России, на конкретном наполнении патриотической идеи, особенно в связи с ценностями и интересами общества, государства, личности, гражданской ответственности, суверенитета, государственной целостности и национальных интересов РФ.
Патриотическое воспитание включает в себя ряд направлений, которые развивают и расширяют кругозор детей:
1. Социальное.
Цели:
• Воспитание сознательного отношения к учебе;
• Воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, через формирование активной социальной позиции;
• Формирование у подростков представлений по этике и психологии семейной жизни;
• Вовлечение воспитанников в изучение ПДД;
Содержание:
• Изучение и пропаганда лучших национальных и семейных традиций;
• Проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий;
• Организация совместных коллективных творческих дел;
• Организация и проведения благотворительных акций;
• Изучение ПДД.
2. Политическое
Цели:
• Воспитание правовой культуры;
• Знакомство с правовыми нормами и процедурами;
• Выработка правовой культуры;
• Развитие отрицательного отношения к правонарушениям и преступлениям.
• Содержание:
• Изучение символики России, края, города, школы;
• Оформление патриотического уголка;(музея
• Проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, краевого и городского значения;
• Изучение родного края и страны через организацию экскурсионных поездок по городам, экскурсий (музеи, выставки города, школьных музеев, заочных путешествий (виртуальных);
• Сбор исторических материалов, материалов народного промысла, фактов для музея группы;
• Совершенствование системы группового самоуправления, организации дежурства по столовой Центра;
• Организация встреч с выпускниками Центра, ветеранами войн, передовиками производства, со значимыми взрослыми;
• Акция «Окна Победы», «Ветеран живет рядом»;
3. Экономическое
Цели:
• Воспитание экономической культуры мышления у воспитанников;
• Формирование у воспитанников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.
Содержание:
• изучение финансовой грамотности;
• организация и проведение интеллектуальных игр;
• участие детей в общественно- полезном труде;
• организация профориентационной работы с воспитанниками;
4. Нравственное
Цели:
• Воспитание любви к Родине;
• Воспитание чувства прекрасного;
• Воспитание уважения к российским традициям (в т. ч. религиозным);
• Формирование общечеловеческих ценностей.
Содержание:
• Соблюдение кодекса взаимоотношений всех участников МО;
• Участие в праздниках, мероприятиях, театрализованных представлениях, конкурсах Центра;
• Ознакомление воспитанников с общечеловеческими ценностями, социальными нормами поведения;
• Знакомство с различными видами искусств;
• Изучение истории России, символики, геральдики;
• Проведение культурно-массовых спортивных мероприятий;
• Организация различных выставок;
• Проведение культурных мероприятий для творческой самореализации;
Виды деятельности:
Основные виды деятельности, обеспечивающие реализацию приоритетных направлений нравственно-патриотического воспитания воспитанников Центра:
1. Классно-урочная деятельность:
• Занятия в группе;
• Игровые формы обучения;
• Групповые беседы;
• Индивидуальные беседы;
2. Внеурочная деятельность:
• Проведение праздников, мероприятий, спортивных соревнований, творческих конкурсов;
• Матер-классы групповые и от БФ;
3. Творческо-поисковая деятельность:
• Организация группового музея, экскурсионная работа;
• Приемы театрализации;
4. Диагностическая деятельность:
• Анкетирование воспитанников;
• Определение уровня воспитанности;
• Анализ анкет, проведенных мероприятий и т. д.
• Сравнение и сопоставление с ожидаемым результатом МО, с уже достигнутыми показателями;
5. Взаимодействие с общественными организациями:
• Проведение мероприятий патриотической направленности совместно с организациями дополнительного образования детей, библиотекой, БФ, внешними общественными организациями;
• Участие в конкурсах гражданско-патриотической направленности, проводимых внешними общественными организациями
Как показывает практика, наиболее запоминающиеся и результативные те формы работы, где дети сами являются активными участниками. Одним из наиболее эффективных методов знакомства детей с городом, мы считаем образовательное путешествие наряду с другими формами работ:
Работа с детьми и подростками:
• Тематический воспитательный час;
• Тематические беседы, направленные на изучение национальной символики и геральдики. Народных промыслов;
• Организация работы объединений дополнительного образования краеведческой направленности;
• Обзор прессы, основных событий в мире;
• Оформление информационных стендов, освещающих важные события и памятные даты нашей страны; патриотического уголка, музея;
• Просмотр художественных и документальных фильмов;
• Тематические вечера и концерты, посвященные Дню защитника Отечества. Дню Победы, Дню независимости;
• Смотр конкурс патриотической песни, фестиваль военной песни, художественной самодеятельности;
• Посещение музеев;
• Кружковая работа;
• Выпуск газет;
• Выставка поделок и рисунков;
• Изучение жизни и деятельности выдающихся людей города, ветеранов войны;
• Спортивные соревнования, направленные на формирование навыков ЗОЖ, посещение спортивных секций, День здоровья;
• Использование государственной символики при проведении торжественных мероприятий Центра, встречи с работниками военкомата, воинами российской армии, курсантами военных училищ;
• Переписка с участниками боевых действий;
• Встречи с ветеранами войны и участниками боевых действий в горячих точках;
• Экскурсии по историческим местам, по местам боевой славы;
• Уход за памятниками и мемориалами;
• Оформление альбомов и стендов;
• Посадка и уход за зелеными насаждениями;
• Трудовые десанты с целью поддержания чистоты и порядка в скверах, парках и на улицах города;
• Трудовые, экологические и благотворительные акции;
• Использование компьютерных технологий (виртуальные путешествия);
Основу образовательного путешествия составляет активная, творческая, и во многом самостоятельная деятельность детей, связанная с изучением и исследованием разнообразных объектов реальной городской среды. Основными принципами организации образовательного путешествия являются:
– создание условий для непосредственного взаимодействия детей с окружающими объектами городской среды, которые становятся основным средством получения информации о мире и человеке;
– организация специальной деятельности, в процессе которой на основании личных ощущений и наблюдений у детей будет происходить формирование новых представлений.
– организация активной самостоятельной деятельности участников образовательного путешествия, в процессе которой исследование объекта городской среды сопровождается личным переживанием, связанным с определенными усилиями, поиском и открытием нового;
– соединение различных видов деятельности участников в процессе образовательного путешествия – наблюдения, поиска и анализа информации, постановки опытов и экспериментов и др. ;
– создание ситуации выбора источников получения информации об объектах окружающего мира;
Участники разработки: педагоги ЦССВ № 9, воспитатели и дети 7 и 8 групп;
Место проведения: СПб, г. Колпино, СПб ГБУ центр для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 9»
Время проведения: 1 раз в неделю- теоретический, 1 раз в неделю-практический;
Вид разработки: творческий, информационный, развлекательный.
Продолжительность: 3 года (3этапа)
1 этап :с сентября 2023г по май 2024г;
2 этап: с сентября 2024 по май2025г;
3 этап: с сентября 2025 по май2026г;
Ожидаемые результаты:
• Активная гражданская позиция воспитанников;
• Духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
• Воспитание и повышение интереса к военной истории России и ее героическому прошлому, сознательное отношение к народному достоянию, отчизне, воспитание уважения к ветеранам ВОВ;
• Выявления одаренных детей, способных к творческой, исследовательской деятельности;
• Уважение чести и достоинства других граждан других национальностей;
• Развитие творческих способностей воспитанников;
• Повышение уровня гражданского самосознания и ответственности у воспитанников;
• Воспитание у детей гордости за принадлежность к Санкт-Петербургу и Российской Федерации;
• Снижение уровня правонарушений в социуме;
• Сформировать гражданско-правовой компетентности воспитанников;
• Развитие у молодежи потребности в изучении истории своего города и Отечества;
• Внедрение новых форм и методов организации и проведения гражданско-патриотического воспитания с подростками;
Приложение 1
1 этап : Сентябрь 2023г по май 2024г.
Направления деятельности
Проведение памятных дней Участие в акциях
Проведение спортивно-массовых мероприятий Участие в акции «Вахта памяти» Изучение родного края
Организация конкурсов
Беседы Мастер-классы
-День Победы;
-День защитников Отечества.
-«Солдатские письма»;
-«Окна победы»;
- «Георгиевская ленточка»
-«Бессмертный полк»
- «Окна России»
- «Мы против терроризма»
«Мы Zа Мир!»
- «Чистый дворик» -«Веселые старты» посвященный Дню Победы;
-смотр строя и песни;
-проведение спортивных секций;
-работа кружков «ЮИД»
-театрализация: выступления на мероприятиях по плану Центра -встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла; ветеранами боевых действий, курсантами военных училищ;
-линейка, посвященная Дню Победы;
-организация помощи ветеранам, вдовам ветеранов, матерям погибших воинов при исполнении служебных обязанностей;
-проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества.
-экскурсии в музеи;
-туристические поездки;
экскурсии по родному городу;
-изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств;
-благоустройство территории Центра;
-уход за памятником, мемориалами.
-«Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека;
-конкурс патриотической песни;
-конкурс рисунков «Защитники Отечества».
«История возникновения города Колпино» «Быть гражданином»
«Мои друзья»
«Я и мое имя»
«Государственная символика РФ»
«Слава русской старине!»
«Мой город-вторая столица»
«Земля – наш дом родной»
«Обычаи и традиции русского народа»
«И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят.
«Русская кухня»
«Что такое закон, главный закон страны»
«Российские столицы»
«Наша наука и техника»
«Духовные богатства России»
«Герои России»
«Праздник весны и труда»
«Подвиг космонавтов» 1. Кулинарные:
«Русские пельмени»
«Щи да каша -пища наша»
«Окрошка»
«Пироги»
2. Декоративно-прикладные :
-изготовление атрибутов для создания патриотического уголка
3. ИЗО
Рисунки к конкурсам
Приложение 2
Примерный план на месяц
Месяц Название раздела Цель
Связь с другими видами деятельности Взаимодействие с доп. образованием
Сентябрь