Лилия Сергеевна Бариева
Методическая разработка серии занятий рисованием с детьми 6–7 лет «Чудо-сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Технология обучения детей 6-7 лет изображению фигуры человека в движении по мотивам картин В. М. Васнецова на былинно-сказочную тему.
Автор: Бариева Лилия Сергеевна.
Должность: педагог дополнительного образования.
Место работы: Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Марий Эл «Дворец творчества детей и молодежи» г. Йошкар-Ола, изостудия для детей 5-8 лет.
Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования, воспитатели, учителя.
Назначение разработки: диссеминация опыта работы педагога дополнительного образования, популяризация деятельности изостудии.
Публикация «Методическая разработка серии занятий рисованием с детьми 6–7 лет „Чудо-сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Рисование. Методические разработки
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Пояснительная записка
Обоснование.
Серия занятий «Чудо сказки» является частью учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебная палитра», реализуемой в изостудии «Цветик-Семицветик» Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Республики Марий Эл «Дворец творчества детей и молодежи» г. Йошкар-Ола.
Ежегодно в изостудии в январе-феврале наступает время сказок. Дети 6-7 лет знакомятся с русскими волшебными сказками, смотрят мультфильмы про Василису и Бабу Ягу. Пытаются нарисовать иллюстрации к сказкам. Однако, рисунки получались не интересные, люди на них не изображались детьми в действии. Люди на картинах все стояли по стойке смирно!
В связи с этим нами была сформулирована проблема: как научить детей 6-7 лет рисовать фигуру человека в движении.
Для решения поставленной проблемы мы воспользовались методикой «Зеркало прогрессивных преобразований».
Было выявлено два направления работы.
1. Формирование у детей элементарных представлений о способах изображения фигуры человека в движении.
2. Обучение детей изображению фигуры человека в движении.
Первое направление – формирование у детей элементарных представлений о способах изображения фигуры человека в движении – осуществляется посредством дидактических игр и игровых упражнений.
Знакомство с фигурой человека:
• Экскурсия в спортивный зал на занятие художественной гимнастикой.
• Рассматривание фигур человека на иллюстрациях, репродукциях картин, фотографиях, открытках.
• Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением сказочных героев.
• Наблюдение за движениями друг друга во время динамических пауз.
• Рассматривание и обследование осязательно-двигательным путем деревянной модели фигуры человека.
• Выкладывание фигуры человека из спичек и зерен фасоли.
• Игры с подвижной моделью фигуры человека из картона.
• Слушание музыки для создания двигательного образа.
Второе направление – обучение детей изображению фигуры человека в движении – имеет ряд особенностей, связанных с законами развития детского рисунка. Что важно при прочтении творческих работ детей.
Законы развития детского рисунка можно обобщенно представить следующим образом:
1) наглядность;
2) видение изображаемого в горизонтальном плане;
3) прозрачность (например, когда под платьем остаются видны округлости тела);
4) позднее возникновение перспективы.
Последний закон чрезвычайно важен, и его необходимо представить более подробно.
В 6-7 лет ребенок начинает изображать более отдаленные предметы как предметы по размеру меньшие, нежели предметы близкие. Таким образом, в изображении возникает истинная перспектива.
Это особенно важно понимать при анализе изображений, включающих в себя большое количество значимых лиц. Как понятно из вышеизложенного, расположение какого-либо человека на рисунке «над» кем-то вовсе не означает его «давления» или превосходства, а всего лишь служит показателем его размещения на дальнем плане.
В практике работы изостудии находит применение утверждение в том, что для развития рисунка ребенка необходимо присвоение культуры, носителями которой являются взрослые.
Поэтому нами были взяты на вооружение иллюстрации Виктора Михайловича Васнецова к былинам и сказкам. Отличающиеся глубиной, оригинальностью и соответствующие цели – обучение детей 6-7 лет изображению фигуры человека в движении.
Целевые установки.
1. Обучение детей 6-7 лет изображению фигуры человека в движении.
2. Ознакомление детей с шедеврами живописи В. М. Васнецова на былинно-сказочную тему.
Задачи.
Образовательные задачи.
Приобщать детей к миру прекрасного через знакомство с шедеврами В. М. Васнецова.
Обучать детей умению изображать человека во весь рост с соблюдением необходимых пропорций.
Обучать детей умению изображать человека во весь рост классическими способами (схематичным, комбинированным).
Обучать детей умению использовать предварительное создание эскизов и набросков на листах - пробниках.
Обучать детей технике построения изображения.
Обучать детей умению рисовать фигуру человека в движении в разном ракурсе (фас, профиль).
Обучать умению применять ранее полученные детьми знания и умения при изображении человека в движении в сюжетном рисовании.
Обучать умению передавать динамику в рисунке, изображая разные позы людей, не забывая об эмоциональном состоянии человека.
Продолжать обучать детей технике использования орудий художественно-изобразительной деятельности.
Развивающие задачи.
Развивать умение детей дорисовывать схематичные изображения человека в движении.
Развивать у детей мелкую моторику рук.
Развивать произвольность познавательных психических процессов.
Развивать произвольность эмоционально-волевых психических процессов.
Развивать творческие способности детей.
Воспитательные задачи.
Формирование у детей устойчивого интереса к художественно-творческой деятельности.
Воспитание аккуратности, трудолюбия.
Прогнозируемые результаты.
Как только дети овладевают секретом передачи движения, направляющие линии становятся ненужными. Дети рисуют сразу в одежде и при этом представляют, как движутся руки и ноги, как наклонено туловище.
По завершении образовательно-развивающего цикла занятий на тему «Чудо сказки» дети 6-7 лет будут:
- узнавать и называть шедевры В. М. Васнецова;
- уметь изображать человека во весь рост классическими способами (схематичным, комбинированным);
- использовать, при создании рисунков, предварительные эскизы и наброски на листах – пробниках.
Будет организована онлайн выставка детских учебных и творческих работ.
При необходимости, данный цикл занятий можно провести в дистанционном формате.
Содержание занятий
Тема. Подготовка педагога к серии занятий. Изготовление подвижной модели фигуры человека.
Содержание. Фотографии с образцами. Шаблоны.
1. Тема. Введение в тему. Иллюстрации В. М. Васнецова к русским народным сказкам. Рисование по образцу и по представлению «Пляшущие человечки».
Содержание.
Демонстрация детям слайдов с репродукциями картин В. М. Васнецова. Обследование деревянной модели фигуры человека. Показ педагога в сочетании с объяснением способа изображения фигуры человека палочками.
Дорисовывание детьми фигурок «палочных человечков».
Средства обучения.
Портреты художника.
Слайды с репродукциями картин В. М. Васнецова, деревянная модель фигуры человека, листы А4 формата с нарисованными «палочными человечками» для дорисовывания.
2. Тема. «Рисуем Снегурочку».
Содержание.
Прослушивание аудио сказки «Снегурочка». Рассматривание иллюстраций.
Изображение детьми фигуры идущего человека из спичек и зерен фасоли.
Работа с трафаретом или с подвижной моделью из картона. Частичный показ педагога в сочетании с объяснением.
Словесные инструкции. Рисование по образцу.
Средства обучения.
Авторский мастер-класс, созданный в среде Power Point и сохраненный в формате JPEG.
3. Тема. "Рисуем Василису Прекрасную".
Содержание.
Демонстрация мультфильма «Царевна-лягушка» 1957г.
Игры с подвижной моделью человека из картона. Изображение детьми танцующей Василисы. Мастер-класс.
Средства обучения.
Авторский мастер-класс, созданный в среде Power Point.
«Василиса Прекрасная». Мастер-класс по рисованию гуашью с детьми 6–7 лет
4. Тема. "Ознакомление детей с картинами В. М. Васнецова на богатырскую тему".
Содержание.
Эвристическая игра «Зазеркалье».
Демонстрация картин В. М. Васнецова: «Богатыри», «Богатырский галоп»,
«Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем», «Илья Муромец».
Средства обучения.
Демонстрационный материал к игре «Зазеркалье» созданный в среде Power Point и сохраненный в формате JPEG.
Слайды с репродукциями картин художника.
5. Тема. "Рисуем бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем".
Содержание.
Просмотр мультфильма «Илья Муромец и Соловей-разбойник» 1978г.
Изображение детьми богатыря с мечом. Игры с подвижной моделью фигуры человека из картона. Выбор детьми сложности изображения Змея Горыныча.
Средства обучения.
Авторский мастер-класс, созданный в среде Power Point и сохраненный в формате JPEG.
Мастер-класс по рисованию гуашью с детьми 6–7 лет «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем»
6. Тема. «Рисуем Бабу Ягу».
Содержание.
Просмотр мультфильма «Гуси-лебеди». Рассматривание картины В. М. Васнецова «Баба Яга». Рассматривание иллюстраций современных художников. Рассматривание и обследование осязательно-двигательным путем маски Бабы Яги. Частичный показ педагогом последовательности изображения Бабы Яги. Самостоятельная работа детей.
Средства обучения.
Демонстрационный материал.
7. Тема. «В некотором Царстве». Рисование по воображению.
Содержание.
Рисование по мотивам сказок. Самостоятельный выбор темы, образов сказочных героев и средств художественно-образной выразительности.
Обращение к опыту детей. Прослушивание с детьми аудио сказок:
«Никитиа кожемяка», «Крошечка хаврошечка», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Сказка об Иване Царевиче, Жар птице и сером волке». Выбор детьми сказки, разработка сюжета. Составление схемы изображения героев. Индивидуальная помощь детям в процессе работы над картиной.
Средства обучения.
Аудио сказки, вопросы к детям, схематические изображения героев сказок.
Формы подведения итогов реализации серии занятий на тему «Чудо сказки».
В качестве основных форм подведения итогов реализации выступают:
1) фотографии рисунков детей;
2) фотографии рисующих детей;
3) фотографии детей с рисунками;
4) отзывы родителей;
5) организация выставки в фойе второго этажа ДТДиМ;
6) организация онлайн выставки рисунков детей.
Рисунки детей 6-7 лет.
Рисунок Канцыр Екатерины 6 лет.
Рисунок Кузнецова Федора 7 лет.
Рисунок Самойловой Софии 6 лет.
Рисунок Лежниной Анны 6 лет.