АНАСТАСИЯ Иванова
Методическая разработка родительского собрания в форме игрового практикума «Поиграем?»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность методической разработки определяется социальным заказом общества на установление партнерских отношений, взаимодействия и сотрудничества образовательной организации не только с обучающимися (воспитанниками, но и их родителями как необходимого условия повышения качества образования.
Сегодня общепризнанным является тот факт, что педагогическое просвещение родителей является одним из важнейших направлений сотрудничества образовательной организации и семьи, что на научно-теоретическом уровне подтверждается исследованиями ученых и педагогов - практиков (Е. П. Арнаутова, Е. М. Вроно, Л. В. Загик, А. И. Захаров, О. Л. Зверева, Т. А. Маркова, которые подтверждают необходимость оказания родителям воспитанников педагогической помощи.
Темочки:
Однако, справедливо будет отметить, что в практике работы дошкольного учреждения с семьями воспитанников процесс организации общения педагогов с родителями воспитанников отличается рядом недостатков: построением общения воспитателей и родителей на уровне взаимных претензий, отсутствием согласованности, четко очерченными границами и формальностью общения.
Осознавая важность взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей, необходимость решения вопросов, связанных с просвещением родителей наш детский сад организует работу в данном направлении с учетом того, что общение педагога с родителями в дошкольной организации обладает определенным рядом преимуществ: непосредственностью контактов и их постоянством, возможностью осуществлять индивидуальный подход к каждому родителю и наличием «обратной связи».Основа этой концепции определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие"
В рамках конкурсной работы предлагаем методическую разработку родительского собрания «ПОИГРАЕМ?» в форме игрового практикума по развитию педагогической компетентности родителей в организации игровой деятельности детей в семье.
При выборе формы проведения родительского собрания учитывали следующие факты: основной контингент родителей группы имеет возраст до 34 лет, не имеет педагогического образования, большинство семей воспитывают первого ребенка, предпочитают практические методы получения информации, а не «назидательные консультации и поучения».
Цель проведения игрового практикума : формирование у родителей (законных представителей) воспитанников представлений о значении игры (игровой деятельности) в развитии ребенка, основных компетенций в организации игровой деятельности детей в семье. Содержание собрания в форме игрового практикума
«Поиграем?»
Вступительное слово педагога:
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы вместе с детьми пригласили вас в путешествие в «Страну детских игр», а пока наши дети к нему готовятся, предлагаю вам проанализировать достаточно ли времени и внимания мы уделяем организации игр детей дома.
1. Игра — самоанализ «Играем ли мы с детьми дома?» (Приложение №1 Слайд № 2)
Оборудование: цветная бумага (желтая и голубая) в форме лепестков ромашки.
Педагог: Вам предстоит ответить на вопросы с помощью лепестков из цветной бумаги, которые лежат перед вами на столах, обратите внимание, они разного цвета: жёлтые - означают положительный ответ, т. е. «да», а голубые лепестки- отрицательный ответ «нет». Из лепестков мы соберем 2 цветка, которые позволят определить количество положительных и отрицательных ответов. Пожалуйста, ответьте на вопросы, положив лепесток соответствующего цвета. Попрошу отнестись к этому заданию со всей серьёзностью и искренностью. Итак…
1. Считаете ли Вы, что игра в жизни ребенка играет очень важную роль?
2. Знаете ли Вы, что такое сюжетно-ролевая игра?
3. Знаете ли Вы, в какие сюжетно-ролевые игры любит играть ваш ребенок?
4. Есть ли у Вас дома атрибуты (необходимые предметы) для сюжетно-ролевых игр?
5. Вы играете с ребенком дома в сюжетные игры?
6. Знаете ли Вы, что такое настольно-печатные игры?
7. Есть ли у Вас дома настольно-печатные игры?
8. Знаете ли Вы, в какие настольно-печатные игры любит играть ваш ребенок?
9. Вы играете с ребенком дома в настольно-печатные игры?
10. Знаете ли Вы, что такое дидактические игры и зачем они нужны?
11. Знаете ли Вы, в какие игры познавательного характера любит играть ваш ребенок?
12. Вы играете с ребенком дома в дидактические игры?
13. Знаете ли Вы, что такое подвижные игры?
14. Знаете ли Вы, в какие подвижные игры любит играть ваш ребенок?
15. Есть ли у Вас дома атрибуты (необходимые предметы) для подвижных игр?
16. Вы играете с ребенком дома в подвижные игры?
17. Вы устраиваете дома детские праздники с играми для детей?
18. Кто из вас сам любит играть в компании друзей и коллег по праздникам?
Рефлексия:
Давайте посчитаем, в каком цветке больше лепестков. Далее педагог анализирует результат и в зависимости от того, каким он получился, подводит итог: если больше лепестков с утвердительными ответами, то благодарит родителей за осведомленность в вопросах организации игры дома, если преобладают отрицательные ответы, то дает установку на большое значение игры в развитии детей дошкольного возраста: каждый из родителей хочет, чтобы его ребенок вырос активным, умным, самостоятельным, но к сожалению, недооценивают роль игры в развитии и воспитании дошкольника, с радостью оставляя детей за компьютером или телевизором, объясняя это недостатком времени, которое уходит на решение бытовых проблем, усталостью после рабочего дня и т. д. В итоге ребенку просто неоткуда черпать игровой опыт. Решать эту проблему нам необходимо вместе с вами, т. к. каждый из вас обладает уникальным игровым опытом, сформированным на основе традиций той среды, в которой вы выросли, и, соответственно, можете передать игровые традиции, естественным образом включаясь в совместные с детьми игры, которые являются для ребенка основным видом деятельность и источником приобретения социального опыта.
Комментарий Опыт нашего взаимодействия с родителями показывает, что они активно включаются в обсуждение проблемы, после того как педагог использует прием ее визуализации. Этот прием берем на вооружение при проведении игрового практикума и на этот раз.
Педагог: предлагаем родителям посмотреть сюжет из фильма «Усатый нянь» (фрагмент, где молодой сотрудник детского сада пытается организовать детей и свою работу)
(Приложение №2 часть 1, слайд3)
Рефлексия: Как вы думаете, почему Иннокентий Петрович не смог организовать детей? (ответы родителей).
Педагог: действительно, герой сюжета не владеет навыками организации детского коллектива в режимных моментах, игре.
Чтобы у нас небыло подобных ситуаций, предлагаю вам отправиться в путешествие в «Страну детских игр».
(Приложение №1 Слайд №4)
Педагог: Предлагаю выбрать капитана корабля.
(выбираются 1 родитель и 1 ребенок – капитан и помощник капитана; при отсутствии желающих воспитатель берет на себя роль капитана корабля)
-Кто будет матросом? (выбирается 1 ребёнок – матрос, если много желающих можно предложить считалочку, или несколько детей выполнят роли матросов);
(педагог предлагает выбрать атрибуты для игры-путешествия, закрепить правила поведения на корабле.)
Педагог: Товарищ капитан, матросы, гости, занимайте свои места, и мы отправляемся в путешествие в «Страну детских игр»
Звучит детская песня: Ксения Ситник «Маленький кораблик» (музыкальное сопровождение используется для создания благоприятной эмоциональной атмосферы, мотивации к совместной деятельности (Приложение№3)
Наш корабль приближается к городу «Дидактических игр».
(на экране – тематическая заставка с надписью: город «Дидактических игр»
Педагог: предлагает капитану объявить место прибытия.
Капитан: «Уважаемые путешественники! Рады приветствовать вас в городе «Дидактических игр». (Приложение 1Слайд № 5)
Педагог: предлагает родителям вспомнить, какие игры называют дидактическими ( предварительная работа: стендовые, индивидуальные консультации). На экране подсказка: дидактические игры — это обучающие игры с правилами. Они развивают познавательные и умственные способности детей, развивают память, речь, внимание, наблюдательность; умение высказывать свои суждения, делать умозаключения.
Педагог: Уважаемые родители, давайте вспомним, с чего начинается дидактическая игра? (предполагаемые ответ родителей или подсказка педагога: с объяснения правил игры)Может случиться так, что ребенок не сразу поймёт, как правильно играть в игру. В таких ситуациях рекомендуем поиграть вместе с ребенком, если позволяют правила устроить соревнование с участием других членов семьи.
Дидактическая игра: «Какая, какой, какое?»(10 мин)
Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному предмету, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Предварительная работа: игра не требуют специальной подготовки.
Материал: предметные картинки: можно использовать тематические, можно разноплановые,
Ход игры: Роль ведущего выполняет воспитатель (одновременно с организацией игры демонстрирует родителям методику ее проведения). Педагог: мы с вами находимся в городе, жители которого очень любят играть в такие игры, которые развивают память, внимание, речь, сообразительность.
На берегу для путешественников они оставляют волшебный сундучок с такими играми. Хотите посмотреть, какую игру они оставили на этот раз? Капитан, вместе с помощником достает из сундучка предметные картинки, шнурочки, и фишки, показывает присутствующим, зачитывает название игры «Какая, какой, какое?»
Далее предлагает всем присутствующим разделиться на две команды и устроить игру-соревнование «Какая, какой, какое?» Объясняет правила игры.
Правила игры: игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Детям предлагается набор предметных картинок. Ведущий показывает картинку, участники называют изображенный на ней предмет и подбирают признаки к нему. Например, картинка жираф: Он какой? (высокий, красивый, пятнистый и т. д.) По очереди, взрослый выставляет картинки и задаёт вопросы какой, какая, какое, а дети подбирают признаки к ним. За каждый правильный ответ выдаётся фишка. Команда, набравшая наибольшее количество фишек, является победителем.
Убедившись, что правила понятны, показывает картинку, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих изображению. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Предлагаемые картинки:
Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Заяц — белый, трусливый ….
Волк — серый, злой, страшный …
Медведь — большой, неуклюжий, сказочный
Лиса- пушистая, хитрая…
Педагог: предлагает усложнить игру: для каждой команды с левой стороны выкладывает всех животных в любом порядке, с правой стороны жилища животных так же в любом порядке. Участники шнурочками по очереди соединяют картинки с животным и его жилищем. Победителем считается команда, правильно выполнившая задание, получает фишку
Рефлексия: подсчитывают фишки в каждой команде, объявляют победителя, отмечают активную работу всех участников.
Педагог: вариантов этой игры может быть много, всё зависит от фантазии и находчивости играющих. Давайте и мы с вами пофантазируем и придумаем варианты игр, которые не требуют подготовки и в которые вы могли бы поиграть с ребенком, например по дороге из детского сада домой.
Предлагаемые варианты (Отгадай слово, которое я загадал (а); игры-фантазии: «Что было бы если бы….», «На что похожи облака»; «Бывает не бывает» и т. д.
Педагог: Уважаемые родители, мы подготовили для вас картотеку игр, в которые Вы можете поиграть дома с детьми и назвали ее «Игры выходного дня». Нам будут интересны ваши впечатления о предложенных играх. Главное, постарайтесь заинтересовать ребенка, а не принуждать к игре.
Комментарий: во время рефлексии с родителями, музыкальный руководитель проводит игру с детьми: «Если весело живётся.» (Приложение 4 «Игра с движениями»)
Педагог: Наш корабль отправляется дальше. Просьба занять свои места.
Мы приближаемся к городу «Хороводных игр».
(на экране – тематическая заставка с надписью: город «Хороводных игр»(Приложение №1 слайд№6)
Педагог: предлагает капитану объявить место прибытия.
Капитан: «Уважаемые путешественники! Рады приветствовать вас в городе «Хороводных игр».
Педагог: Люди, которые живут в этом городе, любят играть в подвижные игры с музыкальным сопровождением.
Педагог: предлагает родителям вспомнить, какие игры называют хороводными ( предварительная работа: стендовые, индивидуальные консультации). На экране подсказка: хороводные игры — это разновидность подвижных игр, в которые входит комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения, декламацию стихов, пантомиму. Этот вид игр относится к числу тех, в которые дети нашей группы любят играть больше всего.
Педагог: Сейчас, уважаемые родители, мы вместе с детьми научим вас играть в хороводную игру «Пузырь». Хочется отметить, что эта игра выбрана неслучайно. Она входит в нашу образовательную программу.
Цель: совершенствовать умение становиться в круг, делать его то шире, то уже, согласовывать свои движения с произносимыми словами. Воспитывать дружеские доброжелательные отношения между детьми и взрослыми.
Предварительная работа: беседа о пузырях: Вы любите пускать мыльные пузыри? Какую форму имеют мыльные пузыри? Какого размера они бывают? (ответы игроков); игра-забава: «Мыльные пузыри».
Правила игры:
(игра проводится со всеми желающими)
Дети вместе с воспитателем (родителями)организуют тесный кружок и делают вид, как будто дуют в трубочку (дуют они при этом в кулачки). На каждом выдохе дети отступают назад, словно пузырь увеличивается. Затем все берутся за руки и произносят следующие слова:
Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой! Оставайся такой и не лопайся!
Когда получился большой растянутый круг, дети начинают бежать по кругу, приговаривая:
Он летел, летел, летел и за веточку задел. Лопнул пузырь.
На этих словах дети разжимают руки, хлопают в ладоши, кричат громко «Хлоп» и сбегаются в одну кучку.
Ход игры:(дети играют вместе с родителями, учат их правильно выполнять движение по кругу и проговаривать слова игры).
Все игроки берутся за руки, образуют небольшой круг и начинают водить хоровод, приговаривая или напевая:
Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,
Оставайся такой да не лопайся.
Водя хоровод, с каждым шагом игроки немного отступают назад, расширяя круг, пока не образуется огромный пузырь. Двигаясь и ускоряя шаг по кругу, приговаривают или напевают слова:
Он летел, летел, летел
И за веточку задел
После слов «Лопнул пузырь» игроки двигаются к центру круга и произносят: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш». После этого начинают игру сначала, т. е. опять раздувают пузырь.
Педагог: Хотелось бы отметить, что подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми ее особенностями. В этом случае ее можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Кроме того, она является средством здоровьесберегающих технологий, т. к благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу более эффективно без ущерба для здоровья, что не ущемляет его потребность в природной подвижности. На примере нашей игры «Пузырь» мы можем ввести такое задание как: закрепление знаний о величине «Большой-маленький», для чего образовать 2 хороводных круга с разным количеством человек, и сравнить, чей пузырь больше. В вводной части к игре можно провести соревнование между хороводами, кто больше подберёт определений к слову пузырь (большой, разноцветный, прозрачный, лёгкий и т. д).
Рефлексия:
Ну что, уважаемые мамы и папы, научили вас дети играть в хороводную игру? Ведь не только мы с вами учим детей, но и дети учат нас, согласны? Вызывает ли она у вас положительные эмоции? А какие хороводные игры знаете вы? Как вы считаете, хороводная игра имеет воспитательное и образовательное значение или является просто развлечением для ребенка (предполагаемые ответы родителей).
Комментарии:(выслушиваем мнение родителей, даем установку на то, хороводные игры для детей дошкольного возраста просто необходимы, несмотря на простоту основного игрового момента, они развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега, облегчают процесс адаптации, формируют умение детей вместе сотрудничать, знакомят детей с древними традициями и обычаями.
Как вы думаете, можно ли организовать хороводные игры дома?
(предполагаемые ответы родителей : во время отдыха на природе, даче, семейных праздниках и т. д.)
Педагог: Совершенно верно, игры с музыкальным сопровождением в среднем дошкольном возрасте вызывают у детей особый интерес. т. к. музыка добавляет положительные эмоции, создает особенную атмосферу праздника.
Учитывая наличие современных гаджетов музыкальное сопровождение не является проблемой в любом месте отдыха.
Педагог: в картотеке «Игры выходного дня» есть и хороводные, хорошо вам известные и те, которые для вас малознакомы, но могут быть удачно использованы при организации совместного с детьми отдыха. Вы можете ими воспользоваться.
Комментарий: во время рефлексии с родителями, музыкальный руководитель проводит игру с детьми: «Пяточка-носочек»
(Приложение №5)
Педагог: Товарищ капитан мы готовы путешествовать дальше.
Товарищ капитан, к какому городу мы приплыли?
(на экране – тематическая заставка с надписью: город «Сюжетно-ролевых игр»)
(Приложение №1 слайд №7)
Капитан: «Уважаемые путешественники! Рады приветствовать вас в городе «Сюжетно-ролевых игр»,
Педагог: Товарищ капитан разрешите высадиться на берег? (ответ капитана корабля).
Педагог: предлагает родителям вспомнить, какие игры называют сюжетно-ролевыми? На экране подсказка: сюжетно-ролевая игра- вид деятельности детей, в процессе которой, они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности. Другими словами, сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни взрослых.
Вспомните, какие вы знаете сюжетно-ролевые игры? (предполагаемые ответы родителей или подсказка педагога: семья, парикмахерская, магазин, больница т. д.)
Педагог: действительно, это те игры, которые пользуются у детей популярностью.
Жители города, где мы сейчас находимся, знают об этом и подарили нам предметы, с помощью которых мы можем поиграть в игру. Дети и взрослые рассматривают и называют предметы (стол, стул, посуда, продукты, куклы, коляска). Что это за игра? ( предполагаемые ответы: кафе, повар, магазин)
Педагог: да, много вариантов, а вот здесь подсказка. Зачитывает загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (семья)
Совершенно верно, наиболее предпочитаемой сюжетно-ролевой игрой в среднем дошкольном возрасте является «Семья».
Тема «Семья» входит в один из разделов нашей образовательной программы, в ходе изучения которой, мы беседуем о семье, рассматриваем иллюстрации, фотографии. Дети всегда с удовольствием рассказывают о своих близких, семейных традициях, ярких и радостных моментах из жизни.
Основываясь на своем личном семейном опыте, в игре можно часто наблюдать и какие стереотипы поведения выбираются детьми за образец поведения и подражания. В своих играх, они отражают как положительные, так и негативные стороны поведения нас, взрослых.
Предлагаем вам сегодня ненадолго поменяться ролями, и обыграть ролевую ситуацию «Семейный обед», где мамами и папами будут дети, а взрослые - детьми.
Цель таких экспериментов - побуждение детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи, установление ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими.
В ходе развития сюжета, мы вспомним правила поведения за столом, навыки правильной сервировки, обязанности членов семьи. Взрослым предлагаем пошалить, побаловаться, и посмотреть, как на это отреагируют дети.
Хотите попробовать? (предполагаемые ответы родителей). Чтобы у нас получилась интересная игра – нужно сначала решить: «Сколько членов семьи в ней будет?», «Что будут делать члены семьи?», «Кто какие роли будет играть».
Распределение ролей, развитие сюжета.
Цель: Закрепление представлений детей о семье, об обязанностях ее членов. Формирование навыков правильной сервировки, культуры поведения и общения за столом. Поддержка детской самостоятельности и инициативности в сюжетно-ролевой игре.
Предварительная работа: сюжетно-ролевые игры в группе в течение года в тематических игровых уголках (кухня, парикмахерская, больница и др., где дети играют роль взрослого, а роль ребенка, клиента, пациента и т. д. берет на себя воспитатель.
Атрибуты: в одном из секторов группы организуется уголок для обыгрывания сюжета «Семейный обед»стол, стулья, различная посуда, столовые приборы, муляжи еды, коляска с ребенком, куклы-девочки, куклы-мальчики.
Правила: Игра проводится со всеми желающими, всем распределяются роли. Родители, не участвующие в игры - наблюдают, детям, которые не захотели принять участие предлагается поиграть с музыкальным руководителем в игры по желанию.
Введение в игровую ситуацию :
Педагог: представьте, что здесь (жест на игровой уголок)наш дом и кухня. Кто будет жить в нашей семье?
Предполагаемые ответы детей и родителей : в нашей семье будут жить: мама, папа, бабушка, дедушка, дети. Семья готовится обедать: что будет делать мама? (предполагаемые ответы участников).Что будет делать папа? Что будут делать бабушка и дедушка? Что будут делать дети? (ответы детей)
По завершению сервировки участники игры размещаются за обеденным столом, где дети выполняют обязанности родителей, учат правильно пользоваться приборами, ведут семейные разговоры, а родители, в свою очередь, играют роль шалунов, создают проблемные ситуации, и наблюдают за поведением и реакцией своих детей, оказавшихся на их месте.
В ходе игры формируются представления о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывается любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности. Дается элементарное представление по сервировке стола. Развивается разговорная речь, самостоятельность; закрепляются культурно-гигиенические навыки.
Рефлексия: Понравилось ли вам играть со своими детьми в сюжетную игру? В чём, на ваш взгляд, вы испытали затруднения, и как решилась данная проблема? Как вы считаете, нужно ли организовывать совместные с детьми сюжетно-ролевые игры дома? Почему? Будете ли вы играть в такие игры дома (предполагаемые ответы родителей)
Комментарий: во время рефлексии с родителями, музыкальный руководитель проводит игру с детьми: «Музыканты»).(Приложение№6)
Педагог: Уважаемые родители, дети, это был последний город в нашем путешествии. Нам пора на корабль, возвращаемся в детский сад. Просьба вернуться всем на свои места.
(Звучит фоновая музыка «Шум моря») (Приложение№7 Слайд №8)
Итог собрания
Педагог:Уважаемые родители! Давайте вместе подведем итого значимости игры для детей дошкольного возраста и вашего в ней участия. (предполагаемые ответы родителей).
В случае затруднения выводы педагога: Это не просто забава, а источник получения знаний, успешная адаптации в современном мире через проигрывание ситуаций, возможность выражения эмоций детей, их физического и интеллектуального развития.
Предлагаем вашему вниманию второй сюжет из фильма «Усатый нянь», который мы смотрели в самом начале встречи.
(Предлагается просмотр сюжета из фильма «Усатый нянь») (Приложение№8 сюжет2, слайд 9)
Педагог: Изменилась ситуация, почему? (предполагаемые ответы родителей)
Педагог: Пока смотрели сюжет, не заметили, как пролетело время, мы ждем вашей команды капитан.
(на экране заставка –фото МДОУ д/с «Ландыш»)
(Приложение №1 Слайд №10)
Капитан: «Уважаемые путешественники! Рады приветствовать вас в городе Балашове, в детском саду «Ландыш».
Педагог: Пока наши дети собираются домой, предлагаю вашему вниманию цитату Мишеля де Монтеня «Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста».
(Приложение №1 Слайд №11)
Педагог: Вернемся к нашим цветам. Возьмите лепестки соответствующего цвета и выразите ваше согласие либо несогласие с автором. Напоминаю, жёлтые - означают положительный ответ, т. е. «да», а голубые лепестки- отрицательный ответ «нет». Из лепестков мы снова соберем 2 цветка, которые позволят определить количество положительных и отрицательных ответов и посмотрим, что получилось на этот раз.
( Возможные варианты: остался только желтый цветок, остался только синий цветок, один из цветов больше).