Татьяна Серяпина
Методическая разработка — родительское собрание.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект №5
Конспект родительского собрания в подготовительной группе
на тему «Мой ребенок-отражение меня»
Примечание: родительское собрание проводится силами двух воспитателей и педагога-психолога.
Используемая современная образовательная технология: технология развивающего обучения.
Цель: формирование у родителей знаний о возрастных особенностях дошкольников, чувства эмпатии относительно собственных детей.
Задачи:
Публикация «Методическая разработка — родительское собрание,» размещена в разделах
• способствовать созданию положительных эмоциональных чувств у родителей, в ходе собрания;
• обучать родителей чувствовать и понимать переживания детей, в данном возрастном периоде;
• побуждать родителей к принятию активного участия в ходе собрания.
Оборудование и материалы: DVD-проигрыватель,отрывок из советского мультфильма «Волк и теленок», компьютер, детские рисунки «Моя семья».
Предварительная работа:
• Подготовка стенда «Ребенок-отражение родителей», с фотоотчетом, о схожести детей и их родителей, в разные возрастные периоды;
• Проведения теста с родителями, с целью определения места ребенка и его воспитания, в современной жизни матерей и отцов;
• Проведения теста с детьми «Я и моя семья», с целью определения эмоционального отношения ребенка к разным членам семьи, выявление тревожности, и пути работы по ее устранению;
• Проведения с детьми (с поддержкой педагога - психолога ДОУ) теста Люшера, для оценки эмоционального отношения ребенка к школе, выявления проблем, в ходе проведения теста выдвижение гипотез, с их последующим устранением.
Ход собрания.
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы пригласили, Вас на наше собрание, чтобы затронуть, такую немаловажную проблему современной семьи, как эмоциональное отношение родителей и детей друг к другу. Тема нашего собрания звучит, так «Мой ребенок-отражение меня».
И она не случайна. Как часто мы узнаем в своих детях себя. Даже если окружающие уверены, что мы и наш ребенок совершенно разные, мы знаем: это не так. Как в мультфильме о волке, который выкармливал маленького барашка, помните? Когда они стоят перед зеркалом:
- Ты знаешь, папаня, а Кабан говорит, что я совсем на тебя не похож.
- Как не похож? Смотри, вылитый я!
Это наше сходство и помогает, и мешает. Помогает, потому мы, вспоминая себя, можем что – то исправить в своих детях. А мешает потому, что одинаковые заряды, как известно, отталкиваются…
Вводная часть.
Воспитатель: Сегодня мы подготовили для вас несколько ситуаций, в которых вы попытаетесь посмотреть на себя глазами детей, и наоборот – увидите, какими глазами смотрят на вас ваши дети.
Основная часть.
В ходе собрания будут проводиться следующие мероприятия.
«Займи стул» : игра проводится с родителями, цель игры - занять стул, количество стульев и участников различно.
«Поднимите руку те кто…»
1. Кому ребенок помогает мыть посуду?
2. Кто принимает участие в играх детей?
3. Кто волнуется перед поступлением своего ребенка в школу?
4. Кто вчера читал ребенку на ночь книжку?
5. Чей ребенок относится к школе и занятиям в ней положительно?
6. Чей ребенок брезгливо выкладывает из супа вареный лук?
7. Кто испытывает переживания, что их ребенок будет ходить в школу?
8. Кто уже играл со своим ребенком в школу?
9. Кто волнуется, что их ребенок будет учиться не так хорошо, как вам бы хотелось?
10. Кто волнуется, о том, что их ребенок не подружится с другими детьми? И другие вопросы.
Воспитатель: Из этого, небольшого опросника видно, что в каждой семье есть проблемы, требующие немедленного решения, все эти проблемы, в принципе схожи, и требуют единовременного решения.
Наша жизнь постоянно наполнена всевозможными трудностями, связанными с работой, домашним хозяйством, непониманиями в семье. И эти проблемы нам представляются значительными. Такие же трудности и проблемы, решают и дети, только мы, с нашего «взрослого» роста, считаем их ничтожными, не стоящими нашего внимания. На самом же деле, мы даже не представляем, как эти проблемы, и наше безучастное отношение к ним, влияет на психику, эмоциональный настрой наших детей. Вспомните себя, как вам было грустно и обидно, когда вас, обиженного другом, или не знающему что ответить на сложный вопрос педагога, мама или папа, просто игнорировали, и пропускали ваш вопрос «мимо ушей».
Воспитатель. Подумайте, и ответьте, пожалуйста, на вопрос:
Как вы считаете, что имеет наибольшее влияние на эмоциональное развитие вашего ребенка?
Ответы родителей : Детский сад, семья, социум вообще и т. д.
Воспитатель. Совершенно верно, эмоциональный фон, в дошкольном возрасте, в основном складывается под влияние двух основных сфер, это семья и детский сад. И именно об эмоциональной обстановке в семье, мы сегодня и говорим.
До начала собрания, детям дается задание нарисовать свою семью, используя разноцветные карандаши. Затем все рисунки выставляются на обозрение родителей, с последующей беседой по ним (зависимость выбранного цвета в рисунке, от эмоционального фона ребенка).
Все эти рисунки выполнены детьми, одной возрастной группы, поэтому навыки рисования у них практически одинаковы. Основным критерием в выборе цвета, способа рисования людей, их расположенность на листе и выбранный размер, является в первую очередь, эмоциональный дискомфорт ребенка в семье, ведь, как считают специалисты, рисунок является проекцией его душевного состояния (см. Приложение №1).
Воспитатель. Как вы думает, почему дети именно так изобразили свою семью?
Родители выдвигают свои предположения, они могут быть следующими, например:
- «Может быть, мы много наказываем детей, и они обижаются»;
- «Возможно, мы мало времени уделяем своим детям и поэтому отдаляемся от них»;
- «Может быть, ребята просто хотели на рисунках показать себя более взрослыми, самостоятельными, независимыми?».
Воспитатель. Безусловно, все ваши предположения верны, но они не полностью исчерпывают вопрос и тем более не решают его, что, же лежит в основе проблемы и как ее решить!
Существует принцип, без соблюдения которого попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешным - это принцип безусловного принятия ребенка. Безусловно, принимать ребенка – значит, любить его не за то, что он красивый, умный, помощник и т. д., а просто так, за то, что он есть.
Многовековая практика дошкольного воспитания показывает, что в основе основных жизненных потребностей ребенка, лежит любовь, забота, ласка со стороны близких, и родителей, в первую очередь. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, любим. Делать это можно разными способами: ласковыми прикосновениями, улыбкой, словами: «Я очень скучала по тебе, пока была на работе», «Я очень люблю играть с тобой» и т. д.
Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий не только ребенку, но и взрослому.
Сейчас у ваших детей появится еще больше переживаний и сложностей, причиной которых станет – школьное обучение. Именно в это время ему, в большей степени, потребуется ваша поддержка.
Заключительная часть.
До начала нашего собрания, с детьми был проведен тест Люшера, целью которого, была оценка эмоционального отношения ребенка к школе. В этом тесте был задан только один вопрос, задача детей ответить на вопрос, используя цветные карандаши.
Затем с родителями проводится тест Люшера.
Ваше задание имеет тот же принцип, перед каждым из вас лежит листочек с надписью того цвета, какой выбрал ваш ребенок при ответе на этот же вопрос. Сопоставьте, насколько вы и ваш ребенок одинаково чувствуете приближение школьной жизни.
Вопрос: А какого цвета становится ваше настроение, когда вы думаете о том, что скоро в вашу семью войдет школа и связанные с ней заботы, обязанности, режим, отношения?
А какого цвета становится ваше настроение, когда вы думаете о том, что скоро в вашу семью войдет школа и связанные с ней заботы, обязанности, режим, отношения? (см. Приложение №2).
Затем подводится итог по проведенному тесту.
Подводится итоговая беседа по собранию, задаются все волнующие вопросы.
Приложение 1
«Расшифровка» рисунка:
• темные, мрачные тона - говорят о негативном эмоциональном состоянии ребенка или о неприятии им изображаемых членов семьи;
• - барьеры между людьми в виде неодушевленных предметов - ассоциируется с существующими в действительности барьерами общения;
- близость фигур - свидетельствует об их реальной эмоциональной близости;
• отсутствие на рисунке кого – либо из членов семьи означает, что ребенок «избавляется» от эмоционально неприемлемых для него людей;
• изображение себя преувеличенно маленьким (или в углу листа) свидетельствует о неуверенности, замкнутости, робости ребенка;
• рисование себя чрезмерно большим, говорит о повышенном чувстве значимости, привлечении внимания к своей персоне;
• если ребенок вообще не рисует себя - значит, он не видит своего места в семье;
• чрезмерно заостренные, угловатые фигуры, резкие размашистые движения карандаша - признак негативного эмоционального состояния ребенка во время рисования (возможно, это задание было ему неприятно, и он стремился выполнить его побыстрее).
Приложение 2
Характеристика цвета:
Синий.
Этот цвет выбирают чувствительные, впечатлительные, но в то же время спокойные и уравновешенные дети. Они отличаются утонченностью и хорошим эстетическим развитием, имеют потребность в глубоком личностном, а не поверхностном игровом общении. Если эта потребность удовлетворяется (либо в школе, либо дома, то ребенок чувствует себя хорошо.
Зеленый.
Этот цвет предпочитают дети с высоким уровнем притязаний. Для них характерна озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Они испытывают потребность в похвале, хотят быть отличниками, проявляют высокую чувствительность во взаимоотношениях с учителями, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим (если, например, такой ребенок получит пятерку, но об этом не объявят всему классу, то это может не на шутку расстроить его).
Красный.
Этот цвет предпочитают активные, энергичные, деятельные дети. Обычно они оптимистичны, шумны и веселы. Часто несдержанны. В школе им будет трудно усидеть на месте.
Желтый.
Этот цвет предпочитают мечтательные дети, полные надежд, но не готовые активно действовать и склонные занимать выжидательную позицию. Если желтый цвет ассоциируется у ребенка с обстановкой в школе, это свидетельствует о том, что она вызывает у него хорошее и светлое настроение.
Фиолетовый.
Этот цвет предпочитают дети, у которых доминируют инфантильные установки. Скорее всего, ребенок еще не чувствует ответственности ученика. Таким детям нравится в школе, когда там бывает интересно и когда их там хвалят. Однако, если они начинают испытывать трудности в обучении и получать замечания, отношение к школе резко меняется: дети начинают капризничать и не хотят ее посещать.
Коричневый.
Этот цвет предпочитается тревожными детьми, которые часто испытывают эмоциональный или физический дискомфорт, неприятные болезненные ощущения типа «болит живот», «меня тошнит», хронические заболевания, страх. Ребенок, выбирающий коричневый цвет для обозначения своего настроения в школе, обычно плохо себя чувствует в учебных ситуациях: боится школы, испытывает затруднения в учебе и др.
Черный.
Предпочтение черного цвета отражает негативное отношение к себе и ко всему окружающему миру, активное, резкое неприятие, протест. Дети, у которых черный цвет ассоциируется со школой, как правило, ненавидят все, что связано с учебой, и открыто говорят об этом.
Серый.
Предпочтение серого цвета связано и инертностью и безразличием. «Серое» настроение в школе отличает детей, для которых характерны пассивное неприятие школы и равнодушное отношение к ней.