Ольга Сорокина
Консультация «Развиваем речь с помощью раннего развития»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи детей раннего развития»
Значительный скачок в развитии речи, внимании у детей происходит в возрасте от 2 до 3 лет. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.
Публикация «Консультация „Развиваем речь с помощью раннего развития“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Воспитателю группы раннего возраста необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. Чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Поэтому я использую большой арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками, артикуляционную гимнастику и многое другое.
1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.
Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.
Дыхательные упражнения.
Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.
- «Дуем на снежинку».
Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони. Можно использовать кусочек ваты.
- «Бабочка порхает».
Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги, привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.
3.«Плыви, плыви кораблик».
Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.
Артикуляционная гимнастика.
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
1. Упражнение «Заборчик».
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.
2. Упражнение «Хобот слоненка».
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
3. Упражнения для языка:
- Попросите ребенка широко открыть рот, показать пасть крокодила.
- Теперь с открытом ртом пробуем высунуть язык.
- Держим язык 2-3 секунды, не закрывая рот
- Убираем язычок, рот закрываем.
- Повторяем упражнение 3-5 раз.
4. Упражнение на развитие чувствительности языка) :
Подготовьте: чайную ложку и два стакана с водой — теплой и холодной.
- Попросите малыша закрыть глаза и высунуть язычок.
- Опустите ложку в стакан с теплой водой, а затем прикоснитесь ею к язычку малыша.
- Спросите: «Какая была ложечка — теплая или холодная?». Пусть ответит, как может. Если трудно, назовите нужное слово сами: «Теплая»
- Потом охладите ложку в стакане с холодной водой и прикоснитесь ею к язычку: «А теперь какая ложечка?»
2. Игры по развитию общей моторики.
Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается речь ребенка.
1. Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали – и молчок.
2. С ветерком шептались трут ладошку об ладошку
Солнцу улыбались. кивают головками
«Падал снег на порог. дети плавно опускают руки сверху вниз
Кот слепил себе пирог. показывают как пекут пирог
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек. делают волнообразные движения руками
Пирожки себе пеки грозят указательным пальцем
Не из снега – из муки». покачивают пальцем из стороны в сторону
3. Логоритмические игры с самомассажем.
Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.
1. «Лягушата»
Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки, спинки – тростинки
Ножками затопали, ручками захлопали,
Постучим ладошкой по ручкам немножко,
А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там, и немного по бокам,
Хлопают ладошки нас уже по ножкам.
Погладили ладошки и ручки и ножки.
Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья».
2. «Зайка»
Зайка прыгал, прыгал, прыгал, прыгал и устал (дети прыгают).
Хвостиком пошевелил (дети водят корпусом).
Ушки вверх поднял (дети руками изображают заячьи ушки над головой).
И услышал зайка тихий, очень тихий звук (дети прикладывают руку к правому уху и поворачиваются вправо, а также влево.
Посмотрел по сторонам (дети делают рукой «козырек» над глазами, поворачиваются вправо, а также влево).
В норку прыгнул вдруг (дети подпрыгивают на месте или прыгают вперед).
4. Игры – подражания с речевым сопровождением.
Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.
«Птичий двор»
Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,
Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
«Произношение гласных звуков»
- А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,
девочка укачивает куклу).
- О-о-о (разболелся зуб, удивление).
5. Подвижные игры с речевым сопровождением.
Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.
Например, подвижные игры «Кот Васька», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Гуси-гуси»
- У-у-у (гудит поезд).
-И-и-и (жеребенок ржет).
Звуки произносятся на выдохе.
6. Пальчиковые игры.
Это уникальное средство для развития речи : стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.
1. «Замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Покрутили, постучали, потянули… и открыли.
2. «Фонарики»
Вот фонарики горят, всех ребяток веселят (растопыривают пальчики)
Вдруг погасли фонари (пальчики сжимают в кулак)
Ты скорей домой беги! (руки прячут за спину).
3. «Кошка»
Вот кулак (показываем кулачок)
А вот ладошка (показываем ладошку)
На ладошку села кошка (ставим свои пальцы на ладонь малыша)
И крадется потихоньку (2-3 раза пальцы шагают по руке)
Видно мышка там живет (щекочет).
7. Игры с различными предметами и материалами.
Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.
«Яичко»
(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).
Маленькая птичка принесла яичко,
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.
«Крутись карандаш»
(карандаш должен быть ребристым).
Катание карандаша по столу вперед- назад,
чтобы карандаш не укатился.
Сначала одной рукой, потом другой.
Очень важно работать над развитием речи малышей, но также необходимо большое внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться. Наша задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.