Анна Тимофеева
Методическая разработка «Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей 5–7 лет с помощью методов мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей 5-7 лет
(программа рассчитана на 2х годичное обучение)
Психическое развитие детей дошкольного возраста отличается чрезвычайной динамичностью. Большое внимание в программе уделяется развитию творческих способностей. Они проявляются в самостоятельном апробировании нового материала, в совместном со взрослыми и другими детьми процессе освоения новых способов действия.
Публикация «Методическая разработка „Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей 5–7 лет с помощью методов мнемотехники“» размещена в разделах
Цель: Развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка с использованием методов мнемотехники.
Задачи:
1 год обучения
1 Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2 Увеличение объёма внимания и памяти.
3 Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
4 Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания.
5 Формировать и развивать умение детей работать в тетрадях в крупную клетку; рисовать самостоятельно мнемотаблицы
6 Познакомит с новым методом запоминания информации – трансформация.
2 год обучения
1 Продолжать формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2 Увеличивать объём внимания и памяти.
3 Развивать вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
4 Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.
5 Развивать умение детей работать в тетрадях в крупную клетку; рисовать самостоятельно мнемотаблицы, учить рисовать буквы и цифры.
6 Совершенствовать умение решать ребусы и кроссворды.
Отличительные особенности данной образовательной программы:
- Обучение детей мнемотехническим приёмам запоминания информации
- Использование приёмов игротренинга
К концу года дети способны овладеть следующими умениями:
К концу 1 года обучения:
- Запоминать и воспроизводить мнемотаблицы 3х4
- Воспроизводить по памяти до 30 слов, не связанных друг с другом единым сюжетом, классифицировать их по одному общему признаку.
- Знать до 13 пословиц, уметь применять их в жизненной ситуации
- Запоминать до 30 открыток (картинок, тактильных дощечек, используя для запоминания знакомые приёмы.
- Самостоятельно составлять простейшую мнемотаблицу.
К концу 2 года обучения :
- Самостоятельно использовать мнемотехнические способы запоминания информации
- Запоминать и воспроизводить мнемотаблицы 4х4 и более
- Воспроизводить по памяти до 30 слов, не связанных друг с другом единым сюжетом, классифицировать их по одному общему признаку.
- Знать до 15 пословиц и поговорок, уметь применять их в жизненной ситуации.
- Запоминать до 35 открыток (картинок, тактильных дощечек, используя для запоминания знакомые приёмы.
- Самостоятельно составлять мнемотаблицу, ребус, кроссворд.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Данная образовательная программа включает в себя следующие разделы
1 год обучения
Запоминание и воспроизведение мнемотаблиц
- Обучение методу трансформации
-Запоминание стихов
- Сочинение рассказов по опорным словам
- Работа в тетрадях
- Запоминание пословиц и поговорок
2 год обучения
- Запоминание, воспроизведение и составление мнемотаблиц
- Запоминание пословиц и поговорок
- Решение и составление ребусов и кроссвордов
- Сочинение сказок и рассказов по опорным словам
- Запоминание стихов
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
Тема 1 «наступила осень»
- Пальчиковые игры на осеннюю тему
- Запоминание и воспроизведение мнемотаблиц
- Разучивание пословиц и поговорок об осени
- Запоминание стихотворений об осени разными способами
- Сочинение рассказов об осени по опорным словам, набору картинок
- Работа в тетрадях
Тема 2 «Зима»
- Запоминание и воспроизведение мнемотаблиц с характерными признаками зимы
- Пословицы и поговорки о зиме
- Сочинение рассказов о зиме
- Запоминание стихов о зиме, используя любой известный способ запоминания
- Обучение методу трансформации
- Подбор слов ля запоминания методом сочинения сказок или рассказов о зиме
- Работа в тетрадях
Тема 3 «Весна»
- Мнемотаблицы с характерными признаками весны
- Пословицы и поговорки о весне
- Сочинение рассказов о весне
- Запоминание стихов о весне, используя любой известный ребёнку метод запоминания
- Самостоятельное составление простейшей мнемотаблицы
- Работа в тетрадях
Тема 4 «Скоро лето»
- Мнемотаблицы с характерными признаками лета
- Пословицы и поговорки о лете
- Запоминание стихов о лете, используя любой известный ребёнку метод запоминания
- Работа в тетрадях
- Самостоятельное составление мнемотаблиц
2 год обучения
Тема 1 «Наступила осень»
- Мнемотаблицы с характерными признаками осени
- Пословицы и поговорки об осени, сочинение рассказов, запоминание стихотворений об осени, используя любой известный ребёнку метод запоминания
- Самостоятельное составление простейшей мнемотаблицы
- Решение ребусов, кроссвордов
- Работа в тетрадях
Тема 2 «Зима»
- Мнемотаблицы с характерными признаками зимы
- Пословицы и поговорки о зиме, сочинение рассказов о зиме, запоминание стихотворений, используя любой известный ребёнку способ запоминания
- решение ребусов, кроссвордов
- Подбор слов для запоминания методом сочинения сказок или рассказов о зиме
- Работа в тетрадях
Тема 3 «Весна»
- Мнемотаблицы с характерными признаками весны
- Пословицы и поговорки о весне, сочинение рассказов о весне, запоминание стихотворений, используя любой известный ребёнку метод запоминания
- Самостоятельное составление мнемотаблиц, простейших ребусов, кроссвордов
- Работа в тетрадях
Тема 4 «Скоро лето»
- Мнемотаблицы с характерными признаками лета
- Пословицы и поговорки, сочинение рассказов, запоминание стихов о лете, используя любой известный ребёнку метод запоминания.
- Работа в тетрадях
- Самостоятельное составление мнемотаблиц, простейших ребусов, кроссвордов
МЕТОДТЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
- Основной организационной формой является игровая, также используются беседы и экскурсии
- используются иллюстрации времён года, мнемотаблицы, пиктограммы, тактильные дощечки, наборы картинок, тетради
- Формой подведения итогов являются викторины.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 А. Г. Назарова «Игротренинг»
2 А. Г. Назарова «Играть любят все»
3 Б. П. Никитин «Развивающие игры»
4 Л. Г. Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька»
5 Н. Гурьева «Год до школы – развиваем память»