Наталья Полевщикова
Методическая разработка «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в семье»
▼ Скачать +Заказ
Актуальность. Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ним растет число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнут десятки детей, более тысячи получают серьезные травмы. Очень часто это происходит потому, что дети не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая трагических последствий своей беспечности. Поэтому проблема обеспечения безопасности детей на дорогах чрезвычайно важна и многообразна. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности. Очень важно в данном направлении работы сотрудничать с родителями. Прежде всего, родители должны быть личным примером для своих детей, поэтому необходимо напоминать им о правилах дорожного движения через рекомендации, памятки, взаимодействовать через родительские собрания.
Публикация «Методическая разработка „Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в семье“» размещена в разделах
Цель: организация совместной деятельности родителей и педагогов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
1. Побуждать родителей быть примером для своих детей, в соблюдении правил дорожного движения.
2. Формировать интерес у родителей к совместному обучению детей безопасному поведению на дорогах.
3. Способствовать повышению педагогического опыта родителей в вопросах воспитания безопасного поведения детей на дороге.
Форма проведения: дискуссионно - игровая
Ход родительского собрания.
Здравствуйте, уважаемые родители! Наша встреча посвящена очень важной проблеме – воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дороге. Необходимость данного мероприятия продиктована самой жизнью. Ведь ежегодно на дорогах гибнут дети. Чаще всего виноваты в трагедии мы – взрослые. Избежать опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста.
К сожалению, многие родители считают, что ребёнка нужно учить безопасному поведению ближе к тому времени, когда он пойдёт в школу. Но это глубочайшее заблуждение! Ведь у детей целый комплекс привычек складывается с самого раннего детства. Поэтому наша с вами главная задача состоит в том, чтобы у детей выработалась жизненно важная привычка – соблюдать правила дорожного движения. Решить эту задачу непросто, но необходимо. Ведь от этого зависит безопасность наших детей.
Детей привлекает разнообразие окружающего: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирования правильных представлений о правилах дорожного движения. Детям трудно самостоятельно познать азбуку дорожного движения. От того, насколько ребенок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь.
Как утверждают врачи-психологи, дети до 8 лет ещё плохо распознают источники звука: они слышат только те звуки, которые им интересны. Ориентироваться им на дороге куда труднее, чем взрослым. Офтальмологи утверждают, что поле зрения детей на 15-20% меньше, чем у взрослого. У детей до 7 лет, как правило, отсутствует надёжная ориентация (влево, вправо, у них рассеянное внимание. Реакция у ребёнка замедленная, чем у взрослого, и времени нет на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. Такое промедление может оказаться опасным в критический момент. Необходимо иметь в виду ещё и то, что у ребёнка маленький рост, и водитель может не заметить его на дороге. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие не только дошкольные учреждения, но и сами родители. Разговаривать с детьми следует серьёзно, как с взрослыми, без уменьшительных слов – ведь опасными на дороге бывают автомобили, а не машинки! Главная задача родителей и воспитателей – воспитать грамотного пешехода. В младшем возрасте нужно знакомить детей с улицей, дорогой, тротуаром. В старшем возрасте, выезжая в город, понаблюдайте вместе с ребёнком за работой светофора, обратите его внимание на связь между цветами на светофоре и движением машин и пешеходов. Наблюдения за дорогой проводите в разные состояния погоды. Например, в пасмурный день повышается опасность из-за того, что дорога плохо видна и пешеходам, и водителям. Поэтому, пешеход не видит, стоит машина или движется, водитель тоже плохо видит пешеходов, не очень видны огни светофора. Зимой нужно обратить внимание на скользкую дорогу : поскользнёшься и упадёшь, а водителю трудно остановить машину.
К концу дошкольного детства дети могут знать ответы на следующие вопросы:
- из каких частей состоит улица?
- что такое перекрёсток?
- зачем нужны тротуары?
- как пешеходы должны вести себя на тротуарах?
- когда и где можно переходить улицу?
- зачем нужен светофор?
- что обозначают сигналы светофора?
- почему нельзя перебегать через улицу перед едущим автомобилем?
- как надо вести себя при выходе из автобуса?
- где можно кататься на велосипеде?
- где пассажиры должны ожидать транспорт?
- что обозначают дорожные знаки, для чего они нужны?
Чтобы родитель помог ребёнку усвоить правила дорожного движения, он и сам должен быть грамотен в этих вопросах, знать и соблюдать правила безопасного движения, быть личным примером, так как за жизнь ребёнка несёт ответственность взрослый.
Уважаемые взрослые! Ответьте мне на вопрос, всегда ли вы соблюдаете правила дорожного движения? Кто хоть раз в своей жизни опаздывая, перебегал дорогу в неположенном месте, проскакивал на машине под мигающий зелёный сигнал светофора, не разговаривал по телефону за рулём? Было такое? Вроде все мы взрослые, всё знаем и понимаем, но думаем, что сегодня я немного нарушу, а завтра я всё сделаю правильно, так как я взрослый. Но мы порою забываем, что с нами всегда находятся наши дети. Они копирую наше поведение как хорошее, так и плохое.
Чтобы не попадать в подобные ситуации, предлагаю вам освежить знания о правилах дорожного движения и сыграть в игру «Азбука безопасности».
“Знаете ли вы?”
1. Что такое тротуар?
2. Кого называют пешеходом?
3. Как правильно обходить автобус?
4. Кого называют водителем?
5. Где следует ходить пешеходам?
6. Где можно играть детям на улице?
7. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам?
8. По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара?
9. Можно ли детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля?
10. Кого мы называем "участниками дорожного движения"?
11. Как называется "зебра" на дороге?
12. Какой перекресток называют регулируемым?
13. Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор и регулировщик?
14. Всегда ли пассажирам нужно пристегиваться ремнями безопасности?
«Дорожная ситуация»
1. Мама идёт с сыном из детского сада по тротуару. Мальчик бежит впереди нее, где попало и мешает пешеходам. Мама не реагирует на это.
Вопрос. Как надо поступить маме?
2. Мама идёт по улице с сыном. На противоположной стороне мальчик видит папу и бросается к нему через дорогу.
Вопрос. Как надо было поступить маме?
3. Мама идёт с сыном по улице. Около ларька толпится народ. Мама отпускает руку ребёнка и подходит к ларьку.
Вопрос. Как нужно поступить маме?
«Азбука дорожных знаков».
По автомобильным дорогам нам встречаются дорожные знаки. Я предлагаю вам отгадать загадки о них.
1. Я хочу спросить про знак, нарисован знак — вот так,
в треугольнике ребята со всех ног бегут куда-то.
2. Шли из сада мы домой, видим знак на мостовой:
Круг, внутри велосипед, ничего другого нет.
3. На асфальте есть полоски, и на знаке есть полоски
Только здесь при зеленом свете, переходите улицу, дети.
4. Заболел живот у Ромы, Не дойти ему до дома.
В ситуации такой, нужно знак найти какой?
5. Можно встретить знак такой на дороге скоростной,
Где больших размеров яма, и ходить опасно прямо,
Там, где строится район, школа, дом, иль стадион.
Анкета для родителей
1. Много ли знаков дорожного движения знает Ваш ребёнок?
- много
- некоторые из них
- не знает вообще
2. Хорошо ли он знает дорогу домой и в детский сад?
- хорошо
- не очень хорошо
- плохо
3. Вы идёте с ребёнком по улице. При этом:
- всегда соблюдаете правила безопасного поведения
- иногда нарушаете правила безопасного поведения
- ходите так, как вам кажется удобным
4. Умеет ли ребёнок правильно переходить улицу?
- ребёнок знает и соблюдает правила перехода улицы
- ребёнок не всегда правильно переходит улицу
- не умеет
6. Обращаете ли Вы внимание ребёнка на неправильное поведение других людей на улице?
- делаю это постоянно
- делаю это иногда
- не обращаю
8. Часто ли Вы уделяете время на ознакомление ребёнка с правилами безопасного поведения?
- да, я часто объясняю ребёнку правила безопасного поведения
- я иногда уделяю внимание этому вопросу
- очень редко
9. Считаете ли Вы успешной работу детского сада по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения?
- да, считаю
- знания и умения, приобретённые ребёнком в детском саду, недостаточны
Вывод: Несомненно, большая роль в деле привития дошкольникам уважения к правилам дорожного движения и их выполнения отводится родителям. Где, как не в семье, формируется у ребенка сознательное отношение ко всему, что его окружает. И даже, если мы, воспитатели, каждодневно будем внушать ребенку правила поведения на улицах, а родители, авторитет которых для него непререкаем, постоянно нарушают эти правила,- можно с уверенностью сказать, что положительных результатов мы не получим.
Ребёнок учится законам дороги на примере родителей. Пример старших должен способствовать выработке у ребёнка привычки вести себя в соответствии с Правилами дорожного движения. Иными словами, успех профилактики детского дорожного травматизма во многом зависит от сознательности, личной культуры, а также и дисциплинированности самих родителей. Уважаемые папы и мамы! Воспитывайте у ребёнка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным. Помните, что от вашей культуры поведения на улице, в общественном транспорте, от вашего уважения правил дорожного движения зависит жизнь и здоровье Вашего ребёнка!
Список литературы:
1. Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
2. Кобзева Т. Г., Холодова И. А., Александрова Г. С. Правила дорожного движения : система обучения дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2010.
3. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми. – М. : ТЦ Сфера, 2015.
4. Интернет – ресурсы:
-https://infourok.ru/roditelskoe-sobranie-profilaktika-detskogo-dorozhnotransportnogo-travmatizma-1227851.html
-https://www.maam.ru/detskijsad/roditelskoe-sobranie-na-temu-profilaktika-detskogo-dorozhno-transportnogo-travmatizma-973282.html
- https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=24