Папки-передвижки

Конспект по речевому развитию «Читаем и играем»

Белашова Эльвира
Конспект по речевому развитию «Читаем и играем»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: проведение образовательно – развивающей работы по формированию словаря и ознакомлению с окружающим детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературой.

Сочетание методической разработки и инновационных педагогических методов и технологий:

Данная методическая разработка реализовывается с опорой на эффективные образовательные методы и средства.

Публикация «Конспект по речевому развитию „Читаем и играем“» размещена в разделах

1) Метод интеграции. Раздел «Чтение художественной литературы» я интегрировала, преимущественно, в такие виды детской деятельности, как предметно – практическая и познавательная деятельности, а так же в игровую деятельность. Мною замечено, что именно эти виды деятельности в сочетании с разными формами работы с книгой, в наибольшей степени способствует формированию представлений детей об окружающем мире, о социальных связях в нем, о качествах и свойствах предметов, и подобное, а также значительно продвигают детей в формировании активного словаря.

2) Так же в процессе работы я активно применяла игровые технологии (творческие и дидактические игры, игры поискового характера, мультимедийные игры и подобное).

3) Значительный образовательный эффект получен в процессе применения ИКТ – технологий (например, в качестве наглядности предложив мультимедийную презентацию или видеоряд со звуковым эффектом и эффектами анимации и подобное). Данную технологию наряду применяла с целью поддержания интереса к образовательно – развивающей работе по формированию словаря, а так же для закрепления словаря и его активизации в разнообразных познавательно - практических формах взаимодействия педагога и воспитанников (например, когда мультимедийная презентация явилась частью литературной викторины «По дорогам сказок» или когда посредством мультимедийной презентации мы предложили для восприятия детское стихотворение «Вежливые слова» во время этической беседы «Как добрые слова помогают нам».

Обращаю внимание, что планирование непосредственно образовательной деятельности, совместной с детьми деятельности, а так же общение с детьми в ходе режимных моментов (например, ситуативные разговоры с детьми) осуществлялось на принципах календарно – тематического планирования.

Отмечу, что при подборе художественных произведений для детей я использовала принцип доступности и учет детских интересов.

Описание лексической работы с применением методической разработки:

- Работу по усвоению новых слов через закрепление за звуковой оболочкой слова его значения, а та же вариантов грамматических изменений этого слова реализовывала в процессе чтения энциклопедий определенной тематики, взаимосвязанных с лексико – тематическим планированием (например, подборка изданий «Тело человека», «Времена года», «Животные дикие и домашние», «Мебель» и подобное) и других изданий познавательно – развлекательного характера. В процессе чтения и рассказывания детям содержания книг, широко и вариативно использовала такой прием лексической работы, как объяснение незнакомых слов с целью обеспечения полноценного восприятия произведения.

Интерес к содержанию текста, эмоциональный контакт с детьми повышали степень воздействия художественного слова при чтении научно - популярных книг, например о труде, о природе. Обсудить прочитанное помогали нам беседа, которая сопровождала чтение и даже включалась в сам процесс чтения. Это так же способствовало усвоения новых слов детьми через серию специально спланированных вопросов, в которых постоянно задействовалось новое слово.

- Чтобы обсуждение прочитанных научно - популярных книг осуществилось при наличии стойкого интереса к лексической работе, я превращала этот процесс в игровое действие. Вербальное общение мною заменялось практическими игровыми действиями по типу игр на сериациию, классификацию, исключение лишнего и подобные (с опорой на средства наглядности, прежде всего карточки – картинки, видеоряд со звуковыми эффектами). Как правило звуковой эффект в мультимедиа подтверждал правильность игровых действий – высказываний.

Вовлеченные в игровой процесс дошкольники закрепляли значения слов, а так же упражнялись в их осмысленном употреблении, как в процессе совместной образовательной деятельности, так и в совместном общении вне занятий.

- Созданию и укреплению связи между словом и конкретным действием в сознании детей способствовало знакомство со стихотворением В. Маяковского «Все профессии важны, все профессии нужны» и игровое упражнение, направленное на обсуждение прочитанного (лексическая тема «Профессии»). Мною было спланировано и реализовано познавательное занятие на тему «Все профессии важны». Посредством специально разработанных заданий в едином лексическом пространстве я знакомила детей с семантическим отношением «Действие – субъект действия», например, строить – строитель, учить – учитель.

Укреплению связи между словом и конкретным действием в процессе такого занятия способствовала и развивающая игра по типу «пазлы» - «Профессии». Я задействовала сюжетные картинки – пазлы (крупного размера) как подсказку, если ребенок самостоятельно не мог подобрать нужное слово - действие. Так же в игре опиралась на уже имеющиеся у детей знания по теме, а так же использовала их личный опыт – какая профессия у твоей мамы, расскажи, что делает она на своей работе.

Мои наблюдения показали, что организация разнообразных форм речевой практики объединенных одной лексической темой, в том числе и с опорой на личный опыт, эффективна в лексической работе с детьми и способствует развития словарно – семантической стороны речи.

- Обогащению и активизации словаря на основе общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и другое) способствовала серия организованных проблемных ситуаций по мотивам прочтения сказки «Гадкий утенок» и книги со звуковым эффектом «На птичьем дворе» в рамках подготовки к занятию познавательного характера «Птичий двор» - по лексической теме «Домашние птицы».

Решение проблемной ситуации «Скажи правильно» (вариант словарной работы по подбору слов – действий, слов – определений и подобное) состояло в том, что бы дети из потока предложенных слов выбрали именно такое, которое наиболее подходило для решения данной проблемы. Если дети испытывали затруднения, я задавала вопросы косвенного характера, нацеливающие на правильный ответ.

- Для организации ситуации поиска в познавательном развлечении «По следам героев сказок» я предлагала решить проблему - ««Подобрать противоположности»» (вариант словарной работы через подбор антонимов). В помощь детям активно применялась наглядность – иллюстрированные пособия из серии «Книжки в подарок» - фигурки героев настольного театра к данным произведениям. На основе прочитанных ранее сказок «Кот в сапогах», «Три поросенка», «Красная шапочка», «Золушка» и некоторых других мы предлагали найти противоположностей персонажей, например, «Злого и доброго» или «Веселого и Грустного», «Умного и Глупого» и подобное.

Погружение в ситуацию поиска: Всем детям - участникам ситуации предлагались фигурки - персонажи сказки. К этим изображениям следовало найти пару - противоположность, то есть ребенка, у которого есть изображение - противоположность и озвучить результат поиска, слово – и его противоположность – организация поисковой работы.

Когда дети немного освоили принцип выполнения поисковых действий, мы предлагали им усложнить характер поиска, добавив элемент соревновательности «Кто быстрее найдет противоположности». Дети – «зрители» - оценивали правильность выполненного поискового действия.

На начальных этапах организации поисковых действий мы широко опираясь на наглядность - сюжетные картинка пособия «Книжки в подарок». Мы поощряли детей высказываться с опорой на вопросы к картинкам. Это мотивировало их речевую активность.

- Формированию способности элементарного анализа содержания и формы литературного произведения, то есть обучению умения определять главных героев, высказывать свое отношение к ним, способствовало прочтение русских сказок, например, про животных или волшебных сказок. Разнообразные методические пособия, разработанные для данных произведений по типу «Настольный театр», «Что напутал художник», «Загадки про сказку» помогали детям расширять качественную сторону словарного запаса, наполнить речь эмоционально выразительным содержанием. Так, например, творческие и режиссерские игры с набором для настольного театра по сказкам «Кот в сапогах», «Кто сказал «МЯУ»» и подобное развивали чуткость к выразительным средствам художественной речи, умению воспроизводить эти средства в своем речевом творческом проявлении.

Положительный образовательный эффект имели так же приемы вербальной игровой практики работы со сказкой. Например, подбор определений к персонажам сказки (событию, явлению, предмету). Интерес вызвали у детей и такие вербальные игры, как «Найди подходящие слова», «Придумай смешное слово» (например, пушистохвостая лиса, «Придумай похожие слова» и подобное.

Пример разработки НОД «Новоселье у кукол» - образовательная область «Познание»/раздел «Ознакомление с окружающим» с интеграцией в раздел «Чтение художественной литературы» посредством чтения энциклопедии «Все о мебели».

Методы работы: интегративный, игровой.

Организуя речевую практику на основе интеграции образовательных областей, объединенных единой лексической темой - «Новоселье у кукол», я формировала у детей навык семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания. Я упражняла детей в умении понимать семантические отношения разных частей речи в едином тематическом пространстве.

Развитию умения понимать семантические отношения «Предмет – обобщающее понятие» способствовало игровое упражнение «Магазин мебели» после прочтения раздела детской энциклопедии «Виды мебели и её предназначение в квартире». Игровые действия с карточками лото помогали детям анализировать суть прочитанного посредством предметно - практических действий и способствовали закреплению в словаре новых слов по теме «Мебель».

В процессе организованного нами игрового взаимодействия «Магазин мебели», дети выкладывали карточки с изображениями предметов мебели, озвучивая свои действия, например, шкаф – это мебель, кресло – это мебель и подобное. Дети, умеющие читать, так же выкладывали слова – таблички к картинкам (повышенный уровень сложности задания).

Публикации по теме:

Занятие по речевому дыханию «Играем — дыхание развиваем»Занятие по речевому дыханию «Играем — дыхание развиваем» Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное как энергетическая база для речевой.

Из опыта работы семейного клуба «Играем с мамой, играем с папой, играем вместе!» в младшем дошкольном возрастеИз опыта работы семейного клуба «Играем с мамой, играем с папой, играем вместе!» в младшем дошкольном возрасте Тема встречи «Игры дома изготовляем, с ними в садике играем» (игровая деятельность – дидактические игры, сделанные родителями.

Конспект доминантного занятия по музыкальному развитию «Играем на музыкальных инструментах» в средней группе Дубоносова Татьяна Конспект доминантного занятия по музыкальному развитию "Играем на музыкальных инструментах" в средней группе МАДОУ №106.

Конспект образовательной ситуации по математическому развитию «Играем вместе!» Конспект образовательной ситуации совместной деятельности детей первой младшей и подготовительной групп по математическому развитию. «Играем.

Конспект занятия по развитию речи «Играем пальчиками и развиваем речь» Конспект занятия по развитию речи «Играем пальчиками и развиваем речь» Цель: продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с.

Конспект занятия по развитию речи «Играем вместе» Конспект занятия по развитию речи “Играем вместе”.[/b]Цель занятия: 1. Обогащать словарь детей существительными, глаголами. 2. Продолжать.

Лэпбук «Читаем-играем»Лэпбук «Читаем-играем» Лэпбук – это превосходный способ для закрепления учебного материала. Мы собрали лэпбук «Читаем – играем» За счет наглядной привлекательности.

Занятие по речевому развитию по картине «Мы играем в магазин» в подготовительной группе Занятие по картине «Мы играем в магазин» в подготовительной группе (речевое развитие). Составил: Калегина Е. С. Тема: Составление рассказа.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Играем вместе» Цель занятия: Обогащать словарь детей существительными, глаголами. Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя простыми предложениями.

Занятие-развлечение в средней группе «Читаем и играем вместе» по произведениям детских писателей Занятие-развлечение в средней группе «Читаем и играем вместе» (по произведениям детских писателей С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, А. Л. Барто).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект по речевому развитию «Читаем и играем»
Опубликовано: 6 сентября 2018 в 07:47
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект по речевому развитию «Читаем и играем»» (включая файлы) размещена пользователем Белашова Эльвира в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД