Пьянкова Любовь
Методическая разработка по профориентации воспитанников ДОУ «Знакомство детей с профессиями работников фабрики»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по профориентации воспитанников ДОУ «Знакомство детей старшего дошкольного возраста
с профессиями работников фабрики «Дерусса»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Кадуйского муниципального района «Детский сад №12 «Родничок»
Воспитатели средней группы №3 :
Пьянкова Л. П.
Пояснительная записка.
Темочки:
Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. ФГОС ДО рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь.
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.
Региональный компонент – это часть включающая материалы о регионе.
Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
В основе привития духовно-нравственных начал у дошкольников лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона. При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к селу и далее к региону, стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего поселка, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.
Основными целями регионального компонента являются:
-создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;
-обеспечение единства образовательного пространства.
Для эффективной реализации культурной направленности регионального
компонента дошкольного образования были выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:
1. Интеграция предполагает планирование (отражение тематики в планах. У нас есть темы недели и про город и мир животных и растений сюда и можно включать региональный компонент и приоритетное направление ДОУ)
2. формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования с учетом социально-этнической среды группы;
3. подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
4. создание культурно-развивающей среды дошкольной группы;
5. организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам).
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
4. Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей.
Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости. Приобщение детей к региональной культуре связано с понятием «интерес». Именно он лежит в основе эффективного решения многих педагогических задач.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре.
Задача современного дошкольного образования— заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. И поэтому реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования.
Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.
Именно внедрение регионального компонента, то есть, такого направления как «Краеведение», будет определять содержание вариативной части Образовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса. Актуальность разработки и включения данного направления в воспитательно-образовательный процесс ДОУ заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала ребенка.
Цикл занятий:
«Лесная и деревообрабатывающая промышленность»
Беседа «Деревообрабатывающая промышленность».
Просмотр презентации «Лесная и деревообрабатывающая промышленность».
Экскурсия на пилораму
Выставка плакатов на тему: «Береги лес!»
- лесоруб, заготовитель леса, плотник, Словарь: сырье, делянка, лесовоз, распутица, контроль качества, поставщик, заказчик.
Дать детям общее представление о деревообрабатывающей промышленности, познакомить с пиломатериалами; воспитывать чувство ответственного хозяина.
Формировать у детей первоначальные представления о структуре и профессиях в лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Знакомство с оборудованием, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, их продукцией, познакомить детей с инструментами необходимыми для работы столяра, плотника.
«Кем был папа Карло?»
(профессия-плотник, работник деревообрабатывающей промышленности)
Беседа: «Кем был папа Карло?»;
Продуктивная деятельность: Рисование с натуры «Привыкли руки к топорам»
С/ р игра: «Лесорубы», «Плотник».
Виртуальная экскурсия на фабрику «Дерусса».
Цель: Продолжать знакомить детей с общественными предприятиями поселка, их назначением; с профессиями, связанными с нашим географическим и климатическим положением (Беседа. Профессия. Краснодеревщик. Воспитывать чувство признательности и уважения к человеку с профессией краснодеревщик.
«Строительные профессии»
Познавательная беседа: «Путешествие в прошлое».
Конструирование «Можно ли построить из кубиков настоящий дом?».
Чтение стихотворения С. Маршака. «Откуда стол пришел?»
Рассказать детям, об истории профессий : столяра, плотника, расширить знания об отличительных особенностях между профессиями; воспитывать чувство уважения к данным профессиям.
Дать знания о разных конструкциях домов, формировать интерес к строительным профессиям.
Расширить знания детей о процессе изготовления мебели через художественное произведение.
Экскурсия к фабрике «Дерусса».
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с фабрикой «Дерусса» в поселке Хохлово, с профессиями работников фабрики.
Цель: Донести до сознания детей, что лес – наше богатство. Дать представление о дереве, как материале для строительства.
Задачи:
– познакомить воспитанников с различными профессиями работников фабрики. – создать условия для знакомства детей с процессами обработки древесины.
– способствовать расширению уровня социального общения, познакомить с профессиями родителей, работающих на фабрике.
– информировать детей о средствах и источниках существования человека, о роли труда в жизни личности и общества, о деньгах как эквиваленте человеческого труда;
– создать условия для развития трудовых навыков, воспитывать трудолюбие, воспитывать бережное отношение к лесу.
Детская задача: Что такое фабрика «Дерусса», кто трудится на фабрике?
Предварительная работа : - просмотр видеороликов о работе фабрики,
- знакомство с профессиями родителей детей группы, работающих на фабрике,
-экскурсия к фабрике, показать большой объем территории фабрики «Дерусса»,
- знакомство с материалами и продукцией, выпускаемой на фабрике.
Ребята, мы с вами живем в поселке Хохлово. И в нашем поселке есть такое предприятие, которое называется «Фабрика Дерусса».
Фабрика Derussa была построена в Вологодской области, в пгт Хохлово в течение 2007-2008гг. Открытие фабрики, состоялось в августе 2008 г.
На настоящий момент Дерусса является одной из самых современных деревообрабатывающих фабрик в Европе.
«Фабрика Дерусса» - это деревоперерабатывающая фабрика. На фабрике есть несколько цехов, которые работают с деревом, и несколько служб, у которых своя работа.
На фабрике есть цех лесопиления. Туда привозят бревна – это срубленные деревья без веток.
Специальная машина выгружает бревна на длинную линию сортировки.
На этой линии бревна сортируются, как бы раскладываются на отдельные кучки по толщине и длине.
Потом бревна погрузчиком загружают на станок, который распиливает бревна на доски.
Из каждого бревна получается несколько досок. Скорость станка – 9 бревен в минуту.
Потом эти доски складывают в пачки, а пачки погрузчиком увозят в другой цех – сушильно-котельный комплекс.
Сначала работницы сортируют эти доски по сортам.
Плохие доски откладывают, а хорошие доски складывают в пачки и отправляют сушить в сушильные камеры.
Когда доски высохнут, часть из них продают, а часть отправляют в другие цеха:
Цех производства деревянных изделий. Здесь делают садовые домики.
которые потом увозят в Голландию. А еще здесь делают деревянные ящики разного размера – от небольших до огромных, размером с комнату. Эти ящики покупают другие заводы и в них перевозят большие и тяжелые детали.
Цех производства мебельного щита. Здесь делают мебельный щит, который потом покупают мебельные фабрики для производства мебели: шкафов, комодов, столов, скамеек. Это долгое и сложное производство: сначала доски распиливают на небольшие дощечки, которые называются «ламель». Потом эти ламели сортируются, т. е. хорошие используют дальше, а плохие (например, с сучками, трещинами) откладываются. Потом хорошие ламели определенным образом укладываются и склеиваются по ширине и длине в мебельные щиты разного размера.
В некоторых цехах из-за работы станков высокий уровень шума, поэтому рабочим приходится работать в наушниках, чтобы снизить уровень шума.
Потом эти щиты проходят проверку – контролеры проверяют их качество.
упаковываются в пачки, их увозят сначала на склад, а потом грузят в машины и увозят на мебельные фабрики.
При работе с деревом, образуются опилки. Особенно много их образуется в цехе лесопиления, где пилят бревна. Раньше эти опилки просто складывались огромными кучами, а теперь их используют в цехе гранулирования.
Там опилки измельчаются, нагреваются, а потом под давлением склеиваются в гранулы, которые потом используют для отопления в специальных печках вместо дров. Такие гранулы еще используют как, древесный наполнитель для кошачьего туалета.
Еще на «Фабрике Дерусса» есть техническая служба. В ней работают слесари, токари, наладчики – это люди, которые следят, чтобы все на Фабрике работало исправно : станки, пилы, машины, погрузчики, компьютеры, любое оборудование.
Есть и другие службы на фабрике :
Служба по продажам - продает то, что на фабрике производят. Они работают с покупателями по всей России и за границей: Япония, Китай, США, Финляндия, Голландия и другие.
Служба по снабжению занимается закупкой всего, что необходимо для работы фабрики – от шариковых ручек и компьютеров до станков и автопогрузчиков.
Финансовая служба, она же бухгалтерия – занимается расчетами, распределением денег, выдачей заработной платы, оплатами за то, что мы закупаем, расчетом стоимости продукции и всеми-всеми вопросами, которые связаны с деньгами.
Служба персонала занимается тем, что ищет работников, оформляет их прием на работу, обучение, выход в отпуска, увольнения, а также многими другими вопросами.
Есть на фабрике и инженеры : по охране труда, по пожарной безопасности. Это люди, которые отвечают за то, чтобы работать на фабрике было безопасно, чтобы не случались серьезные поломки, пожары, чтобы все люди работали в специальной одежде и т. д.
И, конечно, есть самый главный руководитель, который управляет всей фабрикой, следит за ее работой – это генеральный директор.
У нас в группе родители пяти детей трудятся на фабрике, десяти детей из других групп.
Сортировщик материалов – мама Евстафьевой Миланы.
Контролер – мама Маделиной Миланы.
Наладчик деревообрабатывающих станков – папа Новожилова Вити.
Сортировщик пиломатериалов – папа Дешина Тимофея.
Специалист по персоналу – мама Карклина Миши. Встреча с этими работниками состоялась у нас в группе. Родители рассказывали о работе фабрики, о своей профессии, какой вклад они вносят в выпускаемую продукцию фабрики. Было очень интересно, дети были зачарованы общением с мамами и папами.
Что нового и интересного вы узнали о фабрике Дерусса? Что вам понравилось? Кем бы вы хотели работать на фабрике?
Список используемой литературы:
Использование интернет ресурсов
1. Официальный сайт поселка Хохлово xoxlovo35.ru
2. Кадуйские зори: историко-литературное издание, 1995 3. Сайт «Союз возрождения родословных традиций» :
https://www.svrt.ru/1914/0n-1914.htm 4. «Истоки» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М. : ТЦ Сфера, 2011. 5. Интернет-порталы «MAAM.ru», «infourok.ru»
6. Официальный сайт фабрика «DERUSSA».