Инга Филиппова
Планирование занятий по опытно-экспериментальной деятельности (2019–2020 учебный год)
▼ Скачать + Заказать документы
Старшая группа «Подснежник»
2018-2019 учебный год
Сентябрь (2 занятие)
Раздел: «Природа неживая»
Тема: «Волшебный песок»
Цель: Создана проблемная ситуация – выявить опытным путём известные свойства песка, определить различия его видов. Обеспечить получение информации о новом объекте (песок) в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Создание условий для развития познавательно-исследовательских интересов у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом и его составом.
Публикация «Планирование занятий по опытно-экспериментальной деятельности (2019–2020 учебный год)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Материал: Стаканчики, песок, вода, пробирки, губки, воронки, салфетки, одноразовая посуда, схемы, лупы, очки, игровая атрибутика и т. д.
Итог: (анализ и обобщение результатов экспериментирования) – Существуют разные виды песка – речной, морской, карьерный и искусственный. Дети включены в игровую познавательно-исследовательскую деятельность. Проведён эксперимент для определения свойств песка различного происхождения, выявлены сходства и отличия.
Октябрь
Что на поверхности?
Раздел: Неживая природа (свойства пород)
Тема: «Глина, песок, камень»
Цель: Результативность эталонов познавательно-исследовательской деятельности. Создана проблемная ситуация – определить, какое вещество находится в емкостях: глина, песок, почва, камни. Сделан вывод о составе почвы собранной в разных местах, обобщены результаты эксперимента дома, оценка деятельности детей. Опытным путём определены : состав почвы двух видов, значение почвы для жизнедеятельности человека, животных и растений.
Материал: Лоток для рассады (4 штуки, шпатель деревянный (4 штуки, лупа (3 штуки, пробы почвы: растительный слой, щебень, песок, глинистая почва.
Подготовка к эксперименту:
• Достаньте из коробки необходимые компоненты согласно карточкам.
• Соберите на улице пробы почв и насыпьте по одной в каждый лоток. Запомните, из какого места была взята проба.
Эксперимент:
• Посмотрите на пробы. Попробуйте описать, что вы видите?
• Возьмите деревянный шпатель и немного раскопайте пробы.
• Теперь возьмите лупы и еще раз изучите пробы. Что вы видите?
• Сравните пробы между собой. Отличаются ли они друг от друга?
Итог: Почва, в которой растут различные растения, более рыхлая, в ее состав входят частички семян, перегнивших прошлогодних листьев и почва, на которой не растут растения (с дорожки, например, не содержит примесей, она более плотная.
Ноябрь
Тема: «Каменные жители» (опыты с камнями)
Цель: Показать разнообразие камней по внешним признакам. Сформировать представление о свойствах камня, издают ли камни звук. Показать, что камни бывают разные по температуре и гладкости, поверхности, что в тепле они нагреваются, в воде камни становятся мокрыми и изменяют цвет.
Материал: фартуки, шапочки, ящик ощущений, различные камни, миска с водой, лупы, салфетки, шкатулка с сокровищами, синяя и белая ткань, набор строительного материала, набор схем – рисунков, аудиозапись с таинственной музыкой.
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Воспитатель:
-Ребята, внимательно осмотрите глазами все камни, какого они цвета?
Предполагаемые ответы детей.
Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.
Опыт № 2. Определение размера.
Воспитатель: спрашивает: “Все камни одинакового размера? ”
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Найдите и покажите мне ваш самый большой камень.
-А теперь найдите самый маленький.
Аналогично предлагаю найти самый красивый (по их мнению) и самый невыразительный, простой камень.
Воспитатель:
-Выложите камни в ряд – от самого большого к самому маленькому.
Воспитатель: Кто сделает важный вывод о размерах камней?
Вывод: камни бывают разных размеров.
Воспитатель: Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.
Самомассаж для пальцев рук «Ладошка»
Разотру ладошку сильно - Растирающие движения ладонью об ладонь
Каждый пальчик покручу - Закручивающие движения пальцами одной руки вокруг пальца другой
Поздороваюсь с ним сильно – Сгибаем и соединяем попеременно пальцы
правой и левой руки
И вытягивать начну - Вытягивающие движения вдоль фаланг каждого
пальца
Руки я затем помою - Растирающие движения ладонью об ладонь
Пальчик к пальчику сложу – Соединяем пальцы правой и левой руки
На замочек их закрою - образуют замок
И тепло поберегу - сохраняя тепло в ладонях
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Воспитатель: Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень. Это галька. Повторите, как он называется?
- Возьмите в руку гальку, какая она на ощупь?
Дети:
-Гладкая, ровная, твердая.
Воспитатель: Почему у этого камня нет острых углов? Как вы думаете?
Выслушиваю любые ответы.
-Камень галька гладкий потому, что находится всегда в воде, в реке, в море. Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок – острые углы постепенно исчезают, камешек становится округлым.
-Возьмите два маленьких камешка в ладоши, потрите их. (Показываю)
-Вот так вода в море или в реке двигает камни, и постепенно острые углы стираются, и камни становятся гладкими.
- А теперь найдите шершавый. Какой он на ощупь?
Предполагаемые ответы детей.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.
Воспитатель: Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
(Дети рассматривают все свои камни.)
Воспитатель: Что интересного вы увидели ребята?
Предполагаемые ответы детей.
(Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.) .
Воспитатель: Молодцы, очень внимательные дети.
Физкультминутка. Дети выполняют движения, соответствующие стихотворению:
По дорожке мы шли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы в горку пошли, пестрых камешков нашли,
А под горку пошли — белых камешков нашли,
С собой в садик принесли.
Воспитатель: Коллеги, давайте продолжим свои опыты.
- У меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами.
-А что делают весами?
Предполагаемые ответы детей. Взвешивают.
Опыт № 5. Определение веса.
Воспитатель: Возьмите камни в ладошки и определите самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Опыт № 6. Определение температуры.
Воспитатель: Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать?
Предполагаемые ответы детей.
(Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)
Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза) .
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину?
(Предложения детей.)
Опыт № 7. Плавучесть.
Воспитатель: Возьмите понравившийся вам камень и осторожно опустите в воду.
(Дети подходят к миске с водой, осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта) .
Воспитатель: Дети, обратите внимание, по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. (Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
Вывод: Камни бывают разного размера, цвета. Камень может быть гладким, бывают легкие и тяжелые, могут быть тёплыми и холодными, камни тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные. Если положить камень в воду от большого камня круги шире, чем от маленького. Камень может издавать звуки. Тяжелые камни издают звуки - громкие, маленькие - тонкие, легкие – тихий. Камни издают звуки при трении или резком соприкосновении друг с другом.
Декабрь
Тема: «Снег и лёд»
Цель: Формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.
Материал: Холодная вода, стакан, лёд.
Опыт № 1. «Умеет ли лёд плавать?»
Опыт с водой и льдом : Тает ли лёд в холодной воде».
В стакан с холодной водой кладут кубики льда, наблюдают, что происходит.
Вывод: После проведения опыта - делают вывод : в холодной воде лёд тает, но медленно, может плавать.
Опыт №2. «Поймайте кубик льда»
Материал: верёвка, соль, кубики льда, тарелка.
Опыт : В тарелку положите кубик льда, поверх него мокрую веревку и посыпьте всё солью. Посмотрите, как веревка приклеивается ко льду.
Опыт №3. «Замораживаем»
Материал: несколько кубиков льда, 2 подноса, соль, маргарин.
Опыт : Положите несколько кубиков льда на поднос, посыпьте солью и соедините их так, чтобы у вас получилась фигурка жука. Теперь смажьте второй поднос тонким слоем маргарина и поставьте на него жука. Осторожно подтолкните жука. Посмотрите, как он бегает!
Когда вы посыпаете лёд солью, он начинает быстро таять. Солёная вода замерзает при более низкой температуре, чем вода из-под крана.
Теперь вы знаете, почему зимой дорожки и тротуары посыпают солью.
Январь
Тема: «Снег и лёд». Вода в природе. «Снежное одеяло»
Цель: Дать первоначальные знания о значении и роли воды в природе, подвести к следующим открытиям:
• Осадки – влажное погодное явление;
• Количество осадков можно измерить;
• Почти всем живым организмам для существования необходима вода.
Развивать навыки умения, проводить простейшие опыты, работать с экспериментальным инструментарием.
Материал: кружка мерная, разбрызгиватель (2 штуки, вода.
Подготовка к эксперименту:
• Достаньте из коробки необходимые компоненты согласно карточкам.
• Наполните мерную кружку воды.
• Открутите крышки с разбрызгивателей. Теперь вы можете налить в них одинаковое количество воды, но максимум до половины.
• Наденьте крышки на разбрызгиватели.
Ход:
• Выйдете на участок и найдите место, где больше всего снега.
• Воткните один разбрызгиватель глубоко в снег и осторожно присыпьте его сверху снегом. Не давите на снег слишком сильно.
• Отметьте место, где вы его оставили.
• Второй разбрызгиватель поставьте на землю на участке в том месте, где нет снега.
• Теперь снова придется подождать.
• Примерно через 2 часа проверьте второй разбрызгиватель, а первый, который стоит в снегу, не трогайте.
• Когда вы определите, что вода в разбрызгивателе почти замерзла, можете выкопать первый разбрызгиватель.
• Сравните содержимое разбрызгивателей. Есть ли различия?
Вывод: Почему в стакане со снегом осталось меньше воды? Когда снег тает, от него остаётся только вода. Воздух, который составляет большой объём, уходит. Снег состоит из мелких кристаллов льда. Между отдельными снежинками находится воздух, он плохо проводит тепло. Снег лежит как покрывало на земле и холод не может проникнуть глубоко в землю. Растения, таким образом оказываются защищены от замерзания.
Февраль
Тема: «Притяжение воды»
Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Научить детей исследовать воду в разных состояниях. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства воды. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Материал: банка с водой, марля, тазик
Опыт №1. «Волшебная вода»
Возьми марлю, чтобы получилась прямоугольная тряпочка, которая сможет накрыть стакан. Закрепи её на пустом стакане резинкой. Налей полный стакан воды через марлю. Жидкость без труда пройдёт сквозь ткань и заполнит сосуд. Ты хорошо закрепил резинку? Тогда резко переверни стакан над раковиной и наблюдай, что произойдёт.
При опрокидывании стакана часть воды выльется наружу. Но часть жидкости останется внутри и не захочет покидать стакан. Как будто обыкновенная марлевая тряпочка стала непреодолимой преградой для воды. В данном случае мы наблюдаем два физических свойства:
1. Вода не выливается благодаря разному атмосферному давлению. Какой бы вода не была тяжёлой, её массы внутри стакана недостаточно, чтобы пересилить давление воздуха снаружи. Излишек воды, который был в состоянии покинуть сосуд, вылился, а та жидкость, что осталась, не может преодолеть барьер атмосферного давления. Но вода с лёгкостью выплеснулась бы наружу, если бы давлению не помогала.
2. Сила поверхностного натяжения! Марлевая тряпочка имеет видимые даже невооружённым глазом сквозные проходы. Часть воды, которая вылилась из стакана, задержалась в ткани и плотно закупорила собой путь наружу. Сила поверхностного натяжения, которая действует при образовании водяной плёнки, способна удержать оставшуюся воду в стакане.
Опыт №2. «Тонет – не тонет. Опыт с мандаринами»
Один мандарин очищаем от кожуры, а второй нет. Опускаем в емкость с водой неочищенный мандарин — он плавает. Попробуем его утопить — не получается. Кладем в воду очищенный от кожуры мандарин — сразу пошел ко дну.
Почему один мандарин плавает, а второй тонет? Дело в том, что в кожуре много пузырьков воздуха, они выталкивают фрукт из воды. Очищенные мандарины тонут, потому, что нет кожуры — нет и пузырьков воздуха.
Вывод:
1. Марля помогает удерживать воду, благодаря свойству поверхностного натяжения воды. Благодаря этому свойству, молекулы, которые находятся на поверхности воды притягиваются остальными молекулами внутри жидкости.
2. Кожура мандарина содержит много пузырьков воздуха, которые выталкивают его на поверхность, поэтому мандарин без кожуры тонет.
Март
Тема: «Исследование воздуха». Воздух передает усилие
Цель: Дать первоначальные знания о свойствах воздуха (воздух передаёт усилие, подвести к следующим открытиям:
• Воздух – это тело, которое занимает собой все пустое пространство.
• Воздух можно перемещать их одного сосуда в другой (воздушный насос).
Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальным инструментарием.
Материал: переходник, шприц, воздушный шарик, шланг длинный, книга.
Подготовка к эксперименту:
• Ориентируюсь по карточкам, достаньте нужные материалы из коробки.
• Присоедините к шприцу длинный шланг. Поршень шприца перед этим должен быть выдвинут на себя (к себе) до конца.
• Отверстие воздушного шарика слегка растяните пальцами в разные стороны и наденьте на широкий конец переходника. Горловина воздушного шприца должна прилагать плотно и равномерно.
• Теперь соедините свободный конец переходника с другим концом шланга.
Эксперимент:
• Положите пустой шарик на стол и на половину прикройте его книгой.
• Попросите ребёнка медленно вдавливать поршень шприца до упора и наблюдайте вместе с детьми за тем, что происходит с книгой.
• Затем, пусть ребёнок медленно выдвигает поршень шприца к себе до конца, по-прежнему наблюдая за книгой.
• Повторите это действие несколько раз.
• В завершении ещё раз впустите воздух в шарик и положите шприц на стол, не двигая поршень.
Вывод: При вдавливании поршня шприца до упора, шарик слегка надувается и приподнимает книгу.
• Когда поршень выдвигают на себя (к себе) до конца, шарик снова сдувается и книга опускается.
• Перемещение поршня вызывает движение воздуха. Воздуху требуется место, поэтому он надувает шарик. Усилие, которое требуется для нажатия на поршень, передаётся шприцу. Поэтому он может поднимать книгу или, когда воздух выходит слова опускать. Воздух не может улетучиться, он только перемещается. Можно создавать усилие в одном месте и передать его в другое место, где в нем есть потребность.
Тема: Опыты с яйцом
Материал: 2 стакана, 2сырых яйца, вода, соль, мерная ложка.
Цель: Развивать интерес к экспериментальной деятельности, вызвать желание самим провести несложный опыт, показать на примере яйца. Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
Опыт №1. «Всплывание»
Налейте в стаканы воду из под крана. Добавьте пол стакана соли в один стакан и хорошо перемешайте. В каждый стакан осторожно положите яйцо и наблюдайте, что будет происходить. Яйцо в соленой воде не тонет. Добавляя соль, вы повышаете плотность воды, что позволяет яйцу оставаться на поверхности.
Вывод: Средняя плотность яйца намного выше, чем плотность водопроводной воды. Когда мы растворяем соль в воде, ее плотность повышается и яйцо уже не тонет в ней.
Опыт №2. Резиновое яйцо
Материал: Сваренное вкрутую яйцо, уксус, банка с крышкой.
• Положи в банку сваренное вкрутую яйцо. Взрослый вливает уксус так, чтобы он полностью покрыл яйцо.
• Закрой банку крышкой и оставь. Через 3 дня достань яйцо, промой в воде. Сожми – оно не треснет.
• Брось яйцо на твердую поверхность – оно отскочит, как резиновый мячик.
Кладём яйцо в стакан с уксусом и оставляем на 2 дня. Скорлупа содержит карбонат кальция, которая растворяется.
Вывод: Под давлением уксуса кальций, из которого состоит скорлупа растворяется и исчезает в воде пузырьков газа. Это яйцо нельзя есть!
Апрель
Тема: «В почве есть жизнь»
Цель: Дать первоначальные знания в том, что в почве есть жизнь, подвести к следующим открытиям.
• У каждого типа почвы есть своя среда обитания. В почве живет множество живых существ, невидимых на первый взгляд: животные и растения зависят друг от друга. Развивать навыки и умения, проводить простейшие опыты, работать с экспериментальным инструментарием.
Материал: стакан с лупой (4 штуки, растительный слой почвы, обувная коробка.
Подготовка к эксперименту:
• Достаньте из коробки необходимые компоненты согласно карточкам.
• Осторожно соберите в саду почву в стаканы с лупами и закройте крышки.
Эксперимент:
• Поставьте стаканы с лупами на стол.
• Посмотрите на землю со стороны и через лупу. Опишите, что вы увидели.
• Накройте три стакана с лупами коробкой от обуви. Примерно через полчаса снимите коробку. Теперь быстрее смотрите, что происходит в стакане. Расскажите об увиденном.
Вывод: Почва состоит из нескольких компонентов, их состав определяет вид почвы. В почве живет множество живых существ, которые не всегда заметны невооружённым глазом. Основную часть можно увидеть только с помощью микроскопа. Почему в песке так мало живых существ? В песке вода быстро высыхает, а большинству существ нужна влага для жизни.
Май
Тема: «Насекомые вокруг нас»
Цель: Дать знания о многообразии насекомых, условиях их приспособления к среде обитания. Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальным инструментарием.
Материал: Бумага фильтровальная, стакан с мукой, кусок спелого фрукта, карандаши, ножницы.
Подготовка к эксперименту:
• Возьмите лист фильтрованной бумаги и сложите его пополам.
• Положите в сложенный лист на внутреннюю сторону крышки.
• Крепко прижмите лист крышки и проведите по нему пальцем, чтобы почувствовать внутреннее кольцо.
• Обведите карандашом на листе отпечаток внутреннего кольца.
• Теперь вырежьте по линии полукруг и разверните лист, у вас получилось кольцо.
• Кольцо можно разрезать в одном месте и вставить в крышку, чтобы маленькие мушки остались в стакане.
• Положите в стакан кусочек фрукта.
• Поставьте открытый стакан на какое-то время за окно, где светло и тепло.
Эксперимент: Осторожно закрываем крышку стакана. Заносим стакан в комнату и проверяем, не сидит ли какая-нибудь мушка на кусочке фрукта. Если вам удалось поймать плодовую мушку, оставляем стакан на 10 дней на подоконнике, но так, чтобы на него не попадали прямые солнечные лучи. Каждый день проверяем стакан, не произошло ли каких-либо изменений.
Вывод: Насекомых, особенно плодовых мушек, притягивает запах фруктов. Плодовые мушки откладывают там свои яйца, и примерно через 10 дней стакан полон новых мушек. Почему насекомые так быстро находят фрукты? Запах фруктов привлекает насекомых.