Петренко Любовь
Аппликация в технике пластилинография «Синичка» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аппликация в технике пластилинография «Синичка»
Занятие интегрирует в себе следующие образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Цель: Воспитание заботы к пернатым друзьям посредством изобразительной деятельности в технике пластилинография. Учить изображать на горизонтальной плоскости живой объект, создавая сюжетную картину.
Задачи:
Воспитывать бережное отношение и любовь к пернатым, желание оказать им помощь.
Публикация «Аппликация в технике пластилинография „Синичка“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Зимующие птицы. Аппликации, поделки из бумаги
- Зимующие птицы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Поделки. Мастерим с детьми
- Синица, синичка
- Синичка. Лепка, пластилин
- Старшая группа
- Темочки
Обобщать представления детей о зимующих птицах.
Развивать речь, образное мышление, глазомер, творческое воображение.
Развивать мелкую моторику пальцев рук, сенсорные навыки.
Развивать эстетический вкус в создании художественного образа.
Познакомить с приемом - «смешение двух цветов»;
Закрепить умения и навыки работы в технике пластилинография – размазывание на основе, разглаживание, отщипывание, скатывание.
Оборудование: мольберт, картинки зимующих птиц, запись голосов зимующих птиц, плотный белый картон размером А-4, шаблон синички на веточке, гуашь, кисть, стакан для воды, простой карандаш, доска для лепки, набор пластилина, стека, бумажная салфетка, вата, клей ПВА, клейстер, смесь из семян и зёрен.
Предварительная работа: чтение сказки В. Бианки «Синичкин календарь», разучивание стихов и пословиц о птицах, наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций с зимующими птицами.
Методы и приемы:
Наглядный - показ иллюстраций, картинок;
Словесный - ответы на вопросы, беседа;
Практический – оказание помощи детям;
Игровой – дидактические игры.
Ход занятия:
Воспитатель: Доброе утро, мои друзья! Давайте возьмёмся за руки ребята и станем в круг. Ребята, посмотрите на свои руки. У мальчиков они крепкие и сильные, у девочек — нежные и ласковые. Нам наши руки необходимы, ведь они могут всё и обнять товарища, и поднять упавшего друга и покормить голодных птиц, и красиво накрыть стол. А вы ребята, любите свои руки? Ты, Саша, любишь свои руки? Мила, а ты любишь свои руки? Какие добрые и умные у вас руки. А сейчас давайте с вами немного их разомнём и вместе со мной выполним движения.
Что за чудо — чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
Возьмите за руки того, кто стоит рядом с вами и ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. [7]
Воспитатель: А теперь, присядем на коврик и немного поговорим с вами. Я знаю, что все вы ребята, наверняка любите сказки и разные истории. Правда? Совсем недавно, мы с вами читали очень интересный рассказ, а о ком, вы вспомните, когда разгадаете загадку:
Повесь кормушку на опушке
И быстро прилетят подружки,
Звонкоголосые красотки,
И посвистуньи и трещотки,
Лесные птахи-невелички,
Лимонногрудые…
(Синички) [8]
Воспитатель: Ребята, вы вспомнили, как называлось это произведение?
(Ответы детей)
Воспитатель: Да, правильно, это произведение называлось «Синичкин календарь». А написал его Виталий Бианки. А вы помните, кто был главным героем в этом произведении? Какое имя было у этого героя?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, вы вспомнили про молодую синичку Зиньку. Я думаю, вы наверняка помните, сколько разных историй с нею произошло. Так вот, ребята, сегодня, когда я пришла на работу рано утром, то на крыльце я увидела вот это письмо. На конверте написан адрес нашего детского сада и подписано «для ребят». Я конечно же открыла этот конверт. И можете себе представить, как я была удивлена, когда прочитала письмо. Оказалось, что это письмо написала нам именно синичка Зинька. Сейчас я вам его прочитаю.
(Воспитатель зачитывает письмо)
«Добрый день, мои друзья! Я хочу рассказать вам одну историю. Однажды проснувшись рано утром, я решила полететь в гости к своим подружкам - синичкам в соседний лес. Но прилетев туда, я ничего не поняла, птиц совсем нигде не было видно. Неужели пришла в этот лес беда? Помогите мне пожалуйста ребята разобраться. Ваша синичка Зинька»
Воспитатель: Вот такое письмо написала нам Зинька. Ребята, а как вы думаете, что же могло произойти в зимнем лесу?
(Ответы детей)
Воспитатель: Да, вы правы, ребята. В зимнее время не так-то просто найти птичек в лесу, потому что некоторые из них улетели, а те, которые остались зимовать, прячутся от зимних холодов. А скажите мне пожалуйста ребята, как называют птиц, которые улетают от нас зимовать в тёплые края?
(Ответы детей)
Воспитатель: Да, действительно, этих птиц называют перелётными, а птицы, оставшиеся зимовать – это зимующие птицы. А как вы считаете, почему их так назвали?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, потому что они остаются зимовать. А как вы думаете, ребята, зимующим птицам холодно зимой, ведь известно, что у них нет ни пальто зимних, ни шуб меховых, ни тёплых варежек, ни валенок?
Как же птички согреваются в зимние холода?
(Ответы детей)
Воспитатель: Наверное, многие из вас видели, как птички во время морозов сидят нахохлившись, распушив свои пёрышки. Именно благодаря тому, что птички распускают свои пёрышки, между ними создаётся воздушная прослойка и поэтому сохраняется тепло. Когда очень холодно, толщина «воздушной шубы» увеличивается. И тогда за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Итак, мы с вами вспомнили о зимующих и перелётных птицах. А теперь, ответьте мне ребята, каких всё-таки зимующих птиц вы знаете? Чтобы вам легче было вспоминать, давайте мы с вами отправимся в зимний лес. Закройте глаза и повторите за мной слова повернувшись вокруг себя два раза. Раз, два, повернись, на лесной опушке окажись!
(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит тихая, спокойная мелодия).
Воспитатель: Представьте себе, что мы с вами оказались на лесной опушке зимнего леса. Как красиво! Какой чистый воздух! Вокруг нас высокие сосны, покрытые белыми пушистыми охапками снега, будто одеты в зимние шапки.
(Звучит запись «Голоса зимующих птиц».)
- Откройте глаза. Ребята, вы слышите, что это за голоса?
(Ответы детей)
Воспитатель: Да, это голоса птиц. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Узнай птицу по голосу». Условия игры следующие. Я включаю запись голоса птиц, а вы отвечаете чей это голос, перелётной птицы или зимующей и называете её.
Воспитатель: Какие вы молодцы, правильно назвали всех птичек. Ребята, обратите внимание на наш мольберт. На нём вы видите ствол большого зимнего дерева. Как мне кажется там не хватает наших пернатых друзей. Давайте вместе с вами поселим птичек на это дерево. Посмотрите, какие картинки мы с вами прикрепим к дереву, а какие оставим. (Проводится дидактическая игра «Птичья столовая») [3]
Воспитатель: Молодцы. Посмотрите какая бойкая стайка поселилась на нашем дереве. Скажите мне ребята, а каких птичек мы с вами прикрепили к дереву и почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, мы поселили на дерево зимующих птиц, потому что перелётные птицы улетели от нас ещё осенью. Ребята, а вы никогда не задавались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые живут в наших краях? Давайте проверим наши знания и поиграем ещё в одну игру. Эта игра называется «Верю – не верю». [3] Если утверждение правильно, то вы отвечаете: «верю», а если утверждение неверно, то отвечаете: «не верю».
- Птицы летают;
- Тело птиц покрыто шерстью;
- Птицы лают;
- У птицы четыре лапы;
- Тело птиц покрыто перьями;
- У птиц есть клюв;
- У снегиря жёлтое брюшко;
- Птицы любят сало;
- Самая большая птица – это синичка;
- У птичек есть клюв.
Воспитатель: Вам понравилась игра? Ну что продолжаем играть? Игра называется «Перевёртыши». Вам необходимо исправить перевёрнутые слоги так, чтобы получилось название зимующих птиц. Вы готовы? Тогда начнём.
Слова: лин-фи (филин, ка-ро-со (сорока, си-ца-ни (синица) во-на-ро (ворона, ва-со (сова, бей-ро-во (воробей, тел-дя (дятел).
Воспитатель: Ну что ребята, вы ещё не устали? Вам понравилось играть? А теперь пора приниматься за работу. Давайте присядем за столы и обратим внимание на мольберт. За этим белым листиком спрятана картинка, чтобы узнать, что на ней изображено, надо разгадать загадку:
Непоседа невеличка.
Желтая почти вся птичка
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее. (Синичка)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая необыкновенно красивая окраска перьев у синички. Кажется, что птичка надела желтую рубашку с черным галстуком и чёрный с изумрудным отливом пиджак, а на голову надела чёрный берет. Синичка – это оседлая птица, то есть она всегда живёт на одном месте и никуда не улетает. Синицы строят гнёзда в норах, под отставшей корой старых деревьев, в дуплах и даже среди коряг. Живут они стайками, а гнёздышки свои, синички строят из тонких сухих стебельков цветов и трав, веточек, выстилая их мхом. Синицы очень полезны в природе. За сутки они съедают столько насекомых, сколько весят сами. [8]
- Давайте посмотрим внимательно на изображение синички, что у неё есть?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, голова, клюв, туловище, лапы, крылья. А что на ваш взгляд, является отличительной особенностью птиц? Чего нет у других животных?
(Ответы детей)
Воспитатель: Да, действительно, их отличительная особенность - это их крылья и то, что они могут летать благодаря им.
- Вот как много мы с вами знаем о птичках. Я думаю, что мы можем много интересного рассказать нашей синичке Зиньке. А сейчас, давайте с вами ребята, сделаем аппликацию, которую назовём «Синичка». Делать эту аппликацию мы будем в технике пластилинография. Посмотрите на ваши рабочие места, вы видите, что перед вами лежат шаблоны с изображением птички на ветке. Возьмите в руки этот шаблон и приложите к листу белого картона, а затем карандашом обведите его. Выделяем карандашом части тела птицы: грудку, головку, крыло. Затем берём кусочек жёлтого пластилина и разминаем его, чтобы он стал мягким и податливым. Раскатываем тонкую колбаску и выкладываем по контуру грудки синички. [4] Начиная от края, тонким слоем пластилина закрашиваем всю грудку птицы. Черным пластилином закрашиваем голову синички и выделяем контур клюва. Для глаза катаем маленький шарик из белого пластилина, приплющиваем, сверху накладываем черный шарик – делаем зрачок. Так же черным пластилином закрашиваем хвост и лапки птицы, а белым закрасим конец спинки синички и начало хвоста. Из коричневого пластилина раскатываем тоненькие колбаски, выкладываем по контуру сучка, закрашиваем. По левому краю нашей картины выложим из коричневых колбасок ствол дерева и веточки калины. Веточки постараемся выложить так, как будто синичка держит их в клюве. [5] Из красного пластилина скатаем маленькие шарики, расплющим, превращаем в ягоды калины. И сделаем последние штрихи к нашей картине. Выкладываем по контуру птицы тонкие черные колбаски. А чтобы наша картина была завершена, фон мы закрасим бледно-голубым цветом, а из кусочков ваты, скатаем шарики, которые приклеим к картону – «снег идет». Кусочки ваты наложим на сучок, ствол дерева, на тело птицы. [1] Ну вот наша аппликация завершена.
- Посмотрите, ребята, какие разные и очень красивые у вас получились синички. Я думаю и синичке Зиньке они очень понравятся и станут для неё новыми знакомыми.
- Мы сегодня поговорили о зимующих птицах, и мы знаем, как не легко им приходится в зимнее время, когда на улице мороз, холодно и голодно. А как вы думаете ребята, мы с вами можем каким-то образом облегчить их существование зимой?
(Ответы детей)
Воспитатель: Да ребята, мы с вами можем помочь птицам. Птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм.
- Давайте немного отдохнём и выполним физкультминутку «Птичка-невеличка».
Птичка-невеличка
По небу летала,
Села под окошко,
Крошек поклевала,
Встрепенулась птичка,
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела. [8]
Воспитатель: Вот и отдохнули. А чтобы наше занятие не прошло даром, давайте нашей синичке Зиньке сделаем угощение, а она поделиться им со своими подружками синичками.
- Возьмите кусочки картона, нарисуйте на нём любые фигуры, которые вам нравятся. Это могут быть звёздочки, сердечки, а может быть ромбики. Намазываем их клейстером и густо посыпаем смесью зёрнышек, а когда наше угощение высохнет, мы с вами отнесём его на улицу и повесим на деревья рядом с кормушками. Я думаю, что птички будут рады.
- Ребята, наше занятие подошло к концу. Скажите мне, о чем мы с вами разговаривали, что вам запомнилось. Что больше всего понравилось?
(Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц и всегда будете готовы помочь птицам. Большое вам спасибо! Желаю всем добра!