Татьяна Глуходедова
Планирование по гражданско-патриотическому воспитанию на учебный год «Мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальн бичкдудин Баh Дорвдэ 1-гч тойгта “ Хоцх” сад
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Малодербетовский детский сад № 1 «Колокольчик»
Методическая разработка по гражданско-патриотическому воспитанию
«Мой край родной»
Воспитатель : Глуходедова. Т. Н.
Цели:
1. Познакомить дошкольников с истоками зарождения нашего района, села, её бытом и укладом жизни.
2. Формировать у дошкольников целостное представление об окружающем мире, природе и человеке через взаимодействие с различными сферами бытия и культуры.
Задачи:
Публикация «Планирование по гражданско-патриотическому воспитанию на учебный год „Мой край родной“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине, гордость за свое село, любовь к месту, где живешь.
Пояснительная записка.
В современном дошкольном воспитании наиболее актуальным является гражданское воспитание.
Учитывая, что старший дошкольный возраст эго важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, педагогическим коллективом было принято решение о составлении педагогической разработки «Гражданское воспитание детей старшего дошкольного возраста». Предлагаемая разработка является результатом творческой работы воспитателя Т. Н. Глуходедовой.
Педагогическая разработка состоит из двух разделов:
I РАЗДЕЛ.
Программа по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой народов (калмыков, русских, населяющих нашу республику). Программа представлена блочно.
В результате наши дети:
• знают и умеют играть в русские и калмыцкие народные игры;
• знают русские и калмыцкие пословицы, поговорки, загадки, потешки, песни, стихи;
• принимают активное участие в проведении народных праздников;
• знают героев эпоса «Джангар», былинных и сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного искусства;
• охотно принимают участие в театрализованной деятельности;
• знают историю родного края;
• умеют различать изделия русских, калмыцких народных промыслов.
В ходе работы была использована следующая литература:
1. Эпос «Джангар».
2. К. Эрендженов «Золотой родник».
3. Сборник «Калмыцкие народные игры».
4. Б. Оконов «Аналогия устного народного творчества для детей».
5. М. Забелин «Русский народ. Его обычай, обряды, предания и поэзия».
6. А. Ишимова «История России в рассказах для детей».
7. С. Голицин «Сказание о Земле русской».
8. Материалы из районного краеведческого музея.
9. Журналы «Дошкольное образование».
II РАЗДЕЛ.
Примерное тематическое планирование недели «Моя маленькая Родина» со списком приложений дидактического материала.
Цель данной разработки: воспитание уважения к истории и культуре своего народа, бережного отношения к природным и культурным ценностям родного края, чувства привязанности к своей малой Родине.
В основу разработки положены следующие принципы:
• учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;
• обеспечение эмоционально - психологического комфорта для детей;
• уважение к личности каждого ребенка.
Содержание разработки носит развивающий и воспитывающий характер. Она отработана в нашем детском саду. Для реализации разработки в ДОУ создана необходимая развивающая среда.
В нашем селе жили и живут люди, тонко чувствующие прекрасное, истинные носители народной культуры, мастера своего дела. Человеку нужно с детства знать и любить свои корни: родителей, родную землю, родной язык, культуру, историю.
Поэтому я поставила перед собой задачу знакомить детей с традициями предков, воспитывать уважение к культуре своего народа, к знаменитым землякам, прививать любовь к родной природе. В работе выделила такие региональные компоненты как: «Село и его достопримечательности», «Экология края», «История Малодербетовского улуса» и т. д. Занимаюсь отбором материала об истории села, поискам эффективных форм и методов работы с детьми по данному направлению. Проводятся праздники, развлечения, где дети знакомятся с фольклором, народными играми. Я твердо убеждена, что традиции необходимы, их нужно знать и по возможности соблюдать.
Тематическое планирование.
Сентябрь.
1. Генеалогическое древо.
Моя семья, мои близкие родственники. Где наши корни? Откуда родом Семейные фото рассмотреть.
Пригласить на занятие родителей, узнать, где и когда, в какой семье они родились? Что помнят о своём детстве, играх, увлечениях.
2. Древняя Русь.
Откуда пошло название нашей родины - Русь. Показ репродукций: храмы, крестьянские и городские жилые постройки.
Д/ з: Нарисовать совместно с родителями "Крестьянская изба".
3. Путешествие в страну "Бумба".
Знакомство с героями эпоса "Джангар". Алтн Чееж, Улан Хонhр, Кунд hарта Савр, Догшн Санл и т. д.
4. Путешествие в прошлое России.
На примерах былин, легенд показать красоту, мудрость, силу и отвагу русского народа, народных героев : Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича и Никиты Кожемяки.
Дополнительное задание: Рассмотреть картины В. Васнецова "Богатыри" и иллюстрации к эпосу "Джангар" (доспехи, оружие).
Октябрь.
1. Знакомство с калмыцкими головными уборами, калмыцким народным костюмом.
Головной убор - символ свободы. Чем украшали головные уборы. Рассмотреть элементы рисунка, украшавшего костюм. Зарисовка отдельных элементов.
2. Знакомство с историей русского народного костюма, его элементами.
Понёва, зипун, душегрея, сарафан, рубаха, картуз. Рассмотреть репродукции.
Головной убор: женский, девичий, мужской (повязки, кокошник, картуз).
3. С новым урожаем!
Знакомство с историей создания календаря - что такое, для чего нужен.
Приметы, загадки и пословицы об осени.
Праздник осени. Покров - первое зазимье. Примеры этого дня. Наблюдения за погодой.
4. Знаешь ли ты своё село?
Принять участие в праздновании 200 летия села: выставка детских поделок из бумаги, природного материала, участие в спортивных состязаниях.
Знакомство с поэтом - земляком Хлебниковым. Экскурсия к памятнику Хлебникова. Достопримечательности села.
Ноябрь.
1. Крестьянская изба и домашняя утварь.
Отгадывание загадок о предметах быта. Как и где использовали ухват, чугунок, рубель, кочергу, колыбель.
2. Калмыцкая кибитка и её утварь.
Познавательная игра - "В гостях у Ээжи ". Обычаи гостеприимства.
3. Природа Родного края.
"Красная книга Калмыкии ".
Лекарственные травы.
Реки и озёра.
Чтение стихотворений о природе.
4. К пустой голове своего ума не приставишь.
Калмыцкие народные обычаи, обряды.
Русские народные пословицы, поговорки.
Знакомство с народными сказками поучительного характера: " Нет сказки без правды". Для чего чудеса в сказках? На примере сказок учить понимать обычаи, видеть добро и зло, вымысел и правду. Беседа по содержанию этих сказок.
Декабрь.
1. Время Святок.
Рассказ о двух недельных новогодних празднествах, разучивание колядок, игр. Знакомство с традициями Рождественских праздников. Изготовление гирлянд, костюмов.
2. Калмыцкий новый год «Зул».
Знакомство с религиозным праздником. Встреча с Ээжи. (проведение обряда).
3. Новый год на Руси.
Когда и кто ввел этот праздник. Пение колядок. Сравнить Санта Клауса и Деда Мороза (чем похожи, чем отличаются). Чтение стихотворений.
4. Новогодний утренник.
Январь.
1. У нас Рождественский сочельник.
Танцы, игры на участие д/с с участием ряженых. Экскурсия в библиотеку, где познакомились с историей введения на Руси Рождественского сочельника. Чтение глав из Библии – гл. «Притча Волхов» и т. д.
2. История возникновения русского пряника. Рассказ о том, почему их так называют, что кладут в пряники (мяту, тмин, ванилин.)
3. Пища Калмыков-кочевников.
Калмыцкий чай - традиционный национальный напиток. Церемония чаепития. Знакомство со стихотворением «Калмыцкий чай» Б. Сангаджиевой. Национальные мучные блюда-борцоки.
4. Знакомство с народным промыслом.
Русская прялка (рассказ о ней, рассматривание). Калмыцкое ручное веретено – «Иг», рассказ о ней. Загадки.
Февраль.
1. Приди, весна красна, приди, Масленица!
Рассказ о ней, разучивание закличек солнца, игр, народные приметы. Чтение русской народной сказки «Как весна зиму поборола». Рассказ о традициях выпекать блины.
2. Цаhан Сар.
Традиции, обычаи, обряды. Благопожелания.
3. Свадьба.
Свадебный ритуал – показ театрального действия (детьми). 1 этап – сватовство. 2 этап – свадьба. 3 этап – послесвадебная церемония.
4. Прощай, Масленица! (праздник).
Хороводы, выступление ряженых, народные игры : сжигание чучела.
Март.
1. Моя маленькая Родина.
Рождение с. Малые Дербеты – рассказ. Экскурсия по одной из улиц села, рассмотреть здания, таблички на них.
2. Прошлое села.
Экскурсия в краеведческий музей. Нарисовать: «Дом, в котором жила моя бабушка».
3. Малые Дербеты славятся трудом людей.
Встреча с интересными людьми. Кто, где работает. Кому, что нужно для работы.
4. Вечер развлечения «В старину, бывало, деды».
Чаепитие за самоваром, песни, хороводы, игры.
Апрель.
1. Калмыцкая степь весной.
Экскурсия. Зарисовка степи. Лучшие работы послать с журнал «Баир».
2. Труд людей весной.
Рассмотреть иллюстрации. Беседа. Составление народного рассказа о профессии чабана.
3. День птиц.
Народный праздник «Благовещенье». Приметы, обычай отпускать птиц на волю, изготовление птиц из бумаги.
4. Знакомство с праздником Пасхи.
Обычаи, традиции.
Май.
1. «Прогулка» по Волгограду.
Иллюстрации Мамаева Кургана, Панорамы, Дом Павлова. Рассказ о битве на Волге. Чтение художественной литературы.
2. День Победы.
Чтение художественной литературы. Рассматривание фото, репродукции. Встреча с ветеранами ВОВ. Небольшой концерт для них.
3. Калмыцкий народный праздник «Урссар».
Прощай, весна! Здравствуй, лето красное! Игры-забавы, эстафеты, песни, танцы, калмыцкие народные игры.
Литература:
1. Эпос «Джангар»
2. К. Эрендженов «Золотой родник»
3. Б. Б. Оконов «Бичкдодин антолог»
4. Сборник «Калмыцкие народные игры»
5. М. Забелин «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания и поэзия».
6. А. Ишимова «История России в рассказах для детей».
7. С. Голицын «Сказание о Земле русской»
8. Материалы из краеведческого музея.
Тематический план
«Моя маленькая Родина»
Цель: знакомить детей с прошлым нашего села, рассказать о людях, которые славили, украшали, воспевали ее, вызвать интерес к истории села, родной земли; расширять представления детей об обитателях степи и водоемов; привлечь внимание детей к растительному миру, воспитывать любовь и бережное отношение к природе Родного края.
1. Рождение села.
1) Утренняя беседа о селе, в котором мы живем, рассматривание фотографий старого села, рассказ о поселениях людей на степных просторах и рождение села Малые Дербеты; Почему дали селу это название?
2) Познавательное занятие: «Мы живем в Малых Дербетах», экскурсия по центральной улице села, рассмотреть здания, таблички на них (короткий рассказ).
3) Самостоятельная художественная деятельность. Тема: «Каким я вижу мое село».
4) Задание на дом: узнать у родителей, на какой улице живет семья, почему она так названа, что было здесь раньше.
2. Прошлое села.
1) Экскурсия в краеведческий музей.
2) Рисование: «Дом, в котором жила моя бабушка»
3) Не формальное общение. Обмен впечатлениями об экскурсии в музей.
4) Задание на дом: вместе с родителями рассмотреть старинные вещи, утварь, по возможности принести в детский сад и организовать выставку.
3. Малые Дербеты славятся трудом людей.
1) Дидактическая игра: «Кто, где работает?», «Кому, что нужно для работы?».
2) Встреча с интересными людьми.
3) Сделать альбом о профессиях родителей.
4) Музыкально-поэтическое путешествие: песня, танец, стихотворение.
4. Развлечение: «В старину, бывало деды…»
5. Степь весной.
1) Экскурсия или просмотр видео.
2) Зарисовка степи – коллективная работа.
6. Природа Родного края. 1 часть.
1) Травы.
2) Д/ И: «Узнай по описанию», «Собери цветок».
3) Чтение художественной литературы о природе.
7. Реки, озера и водоемы.
1) Знакомство с обитателями водоемов.
2) Дидактическая игра: «Узнай и назови», «Кто, где обитает?»
8. Птицы, живущие рядом с нами.
1) Наблюдения.
2) Дидактическая игра «Путаница».
9. Природа родного края. 2 часть.
1) Рассматривание веток тополя, березы, клена.
2) Дидактические игры: «С чьей ветки детки?»
3) Зарисовка деревьев.
10. Труд людей весной.
1) Рассмотреть иллюстрации.
2) Беседа о профессиях (хлебороб, чабан, т. е. о людях, работающих в сельском хозяйстве).
3) Составление короткого рассказа о профессии чабана (гуртоправа).
11. Таинственный мир насекомых.
1) Знакомство с насекомыми – обитателями нашего села (загадки, картинки).
2) Познавательные занятия: «Кто такие насекомые?», «Насекомые и цветы», «Таинственный мир насекомых».
12. Красная книга Калмыкии.
1) Беседа «Для чего нужна Красная книга?»
2) Показ иллюстраций: «Растения, животные, птицы, насекомые нашего района, которые занесены в Красную книгу».
3) Зарисовки детей.
13. Давайте жалеть и беречь природу Родного края. (Итоговое занятие в форме – викторины).