Юлия Белоусова
Конспект НОД по формированию навыков безопасного поведения детей на водоемах в осенне-зимний период «Будь осторожен на льду»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по формированию навыков безопасного поведения детей на водоемах в осенне-зимний период.
Конспект НОД по ОБЖ
на тему «Будь осторожен на льду» в средней группе.
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории
Белоусова Юлия Анатольевна
Ярославль 2022 год
Пояснительная записка
Публикация «Конспект НОД по формированию навыков безопасного поведения детей на водоемах в осенне-зимний период „Будь осторожен на льду“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность на воде зимой
- Зима. Безопасность детей зимой
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по безопасности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Дошкольный возраст - это период, когда формируется человеческая личность. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
На занятии мы пытаемся решить важнейшую социально-педагогическую проблему – воспитать у ребенка навыки адекватного поведения в неожиданной ситуации. Занятие становится все более актуальным в осенне-зимний период времени. Дети должны уметь адекватно себя вести в различных, в том числе и неожиданных ситуациях. Одной из главных задач является развитие у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности за свое поведение.
Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.
Проблема безопасного поведения на водоемах осенью и зимой очень остро касается не только детей, но и взрослых. Своим поведением взрослый показывает пример ребенку, как вести себя в той или иной ситуации, поэтому необходимо учить безопасному поведению и сотрудников ДОУ, и родителей и воспитанников. И чтобы вызвать интерес у детей к данной проблеме, мной разработано данное тематическое занятие, направленное на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения на воде.
Безопасное поведение – должно стать не суммой полученных знаний, а стилем жизни детей. Дети в любой момент могут оказаться в неожиданной ситуации, поэтому так же одной из главных задач является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
Цель: познакомить детей с правилами безопасного поведения на водоемах в осенне-зимний период.
Образовательные задачи:
Формировать навыки безопасного поведения на водоеме;
Закреплять знания об основных спасательных средствах;
Закреплять знания детей о разных состояниях воды;
Формировать умения рассуждать;
Учить анализировать поведение героев сказки;
Развивающие задачи:
Развивать внимание, мышление, память, речь;
Развивать умение ориентироваться в ситуациях, подстерегающих на водоемах в осенне-зимний период.
Воспитательные задачи:
Воспитывать чувство осторожности;
Воспитывать чувство ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружающих;
Воспитывать организованность, дисциплинированность.
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений, опыты с водой, наблюдения за льдом, снегом; беседы о воде, о состоянии воды, о том, как вода помогает человеку; чтение и рассматривание иллюстрации по теме «Вода».
Материал и оборудование: Кукла игрушка Незнайка, картинки зимы, зимних развлечений, картинки-плакаты о безопасности на льду.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я сегодня шла на работу и чуть не упала, поскользнулась на льду. И подумала, что самое время вспомнить с вами очень важную для всех нас тему. А вот какую, вы сами сейчас угадаете. Слушайте внимательно. (загадываю загадку)
Гость гостил,
Ледяной мост мостил
Без досок, без топоров
Через речку мост готов. (Мороз)
Без ножа, без топора,
Без большого молотка.
Мост, как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лёд)
Воспитатель: В какое время года мы встречаемся с этими явлениями природы?
Стынут ветки у берёз,
По ночам трещит мороз.
Наступили холода,
Обернулась в лёд вода. (Зимой)
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о ледяных мостах, сковавших реки зимой, о правилах поведения на льду. Зимой вода превращается … в лед. Лужи, пруды, речки покрываются коркой льда. Очень весело разбежаться и скользить по гладкому льду, покататься на коньках, поиграть в хоккей….
(стук в дверь, появляется игрушка Незнайка в коньках)
Незнайка: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуй Незнайка.
Незнайка: Я иду на речку кататься на коньках. Шел мимо вашего садика и услышал ваш разговор о том, как весело кататься на коньках, играть в хоккей. А вы со мной пойдете на речку кататься?
Воспитатель: Постой, постой Незнайка, но это опасно: лед коварен – прочный с виду, но в любой момент может проломиться. Ты лучше нам скажи, знаешь ли ты что можно делать с водой?
Незнайка: Надо подумать.
Воспитатель: Ребята, а давайте вместе с Незнайкой подумаем и вспомним, что можно делать с водой?
Дети: Давайте. (ответы детей).
Воспитатель: А во что может превратиться вода? (в лед, в пар)
- Когда вода превращается в лед? (зимой, в морозы)
Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки о воде в разных состояниях :
Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег.)
Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали правильно.
Воспитатель: А скажите зачем нужна вода? (ответы детей)
Воспитатель: В какие игры можно играть с водой?
Дети: Пускать кораблики, плескаться и обливаться водой в жаркий день, купаться в водоеме и т. д.
Воспитатель: Вот и мы с вами давайте немного поиграем.
Игра «Капельки»
Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные.
(Дети хаотично гуляют по кругу.)
Воспитатель: Но вот, капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек.
Дети разбиваются на пары и берутся за руки. Пары двигаются друг за другом
Воспитатель: А теперь ручеек течет в реку и потом впадает в море.
Дети берутся за руки и образуют большой круг.
Воспитатель: Наш круг может менять форму, как и вода
Круг из детей вытягивается в овал.
Воспитатель: Итак, каждый из вас – капелька воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже невозможно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара.
Дети бегают по группе.
Воспитатель: А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее.
Дети обнимают друг друга.
Воспитатель: Молодцы. Вот так вода и превращается в лед. Садимся на места.
Воспитатель: Вода это прекрасно. Кажется, что ничего плохого произойти не может. Но это не так. Вода может быть ОПАСНОЙ.
Воспитатель: Как вы думаете, почему вода может быть опасной? (ответы детей)
Вот послушайте добрую сказку, которая расскажет нам о том, как опасно играть на льду? Что может случиться, если лёд еще слишком тонкий? Как помочь другу, оказавшемуся в беде?
Тонкий лед
Незаметно пролетела осень, лег первый снег, и природа впала в зимнюю спячку. Снег, укрыв землю пушистым одеялом, предоставил прекрасную возможность покататься на лыжах. А речку сковал первый тонкий ледок. Всем нашим друзьям папы купили чудесные коньки. И вот однажды, в ясное субботнее утро Медвежонок, Зайчонок, Ёжик и Лисёнок встретились на улице и отправились гулять. Сначала они играли в своем любимом месте за домиком Лисёнка. Потом Медвежонок позвал всех пойти на речку и поиграть на льду, ведь у них у всех есть замечательные новые коньки.
- Ты что, - сказал Зайчонок, - лёд еще очень тонкий - это опасно!
- Нет, уже можно, – возразил Медвежонок, - пойдем я покажу.
Когда они подошли к речке, то увидели, что она покрыта льдом и только посредине оставалась узкая полоска воды.
- Видите, – сказал Зайчонок, – речка еще не замерзла, а значит лед очень тонкий.
- Да ерунда, – ответил Медвежонок, – вот смотри.
И он смело пошел на лед.
- Стой! – крикнул Зайчонок, – Но Медвежонок не послушал и пошел дальше. Вдруг лед треснул, и он провалился по грудь в воду.
- Держись за лед! Не шевелись, я бегу! – закричал Лисёнок, побежав к Медвежонку.
- Остановись! – задержал его Зайчонок, – Если ты подойдешь к нему, то только навредишь и сам провалишься. Нужна длинная палка или веревка. И подбираться к провалившемуся под лёд другу можно только ползком.
Друзья бросились в разные стороны искать длинную палку. Ёжик почти сразу нашел ветку от дерева. Он потихоньку пополз к Медвежонку.
- Лисёнок, беги за взрослыми, а мы будем держать Медвежонка, – скомандовал Зайчонок. Лисёнок со всей скоростью побежал в деревню.
Медвежонок схватился за ветку, а Зайчонок и Ёжик стали его вытягивать. Но сил не хватало, и они вынуждены были просто держать друга до прихода помощи. Вода была ледяная и Медвежонок стал замерзать, руки начали неметь, и он мог выпустить спасительную ветку в любой момент.
- Нужно петь песни, для бодрости, - предложил Зайчонок.
И друзья стали громко напевать весёлые песенки.
К счастью, мимо проплывал дедушка Бобёр, который плавал в дальний пруд на рыбалку. Он увидел, какая опасность грозит Медвежонку, и быстро пришёл на помощь. Дедушка Бобер вытащил замёрзшего Медвежонка на берег, снял с него всю одежду и стал всего растирать. Потом быстро завернул в свою шубу.
- Грейся, малыш, грейся. – ласково говорил он.
Через несколько минут из деревни прибежали взрослые, и приехала машина скорой помощи. Медвежонка отвезли в больницу.
Дома ребят строго наказали родители, потому что нельзя ходить на речку без взрослых, а тем более нельзя ходить по тонкому льду.
А Медвежонок целый месяц лежал в больнице, и ему делали много болючих- преболючих уколов, потому что он сильно простыл.
Воспитатель: Вот видишь Незнайка, что может случиться если выйти на неокрепший лед, да еще и без взрослых.
Незнайка: Да, не очень приятная история произошла с друзьями.
Воспитатель: Ребята, а что надо знать, чтобы такого не случилось?
Дети: Надо знать, правила безопасного поведения на льду.
1. Нельзя ходить на молодой лёд. Но даже когда лёд толстый, местами могут образоваться проталины. Например, где быстрое течение. Поэтому лёд надо проверять палкой, безопасней ходить там, где уже протоптаны тропинки, там лед уже проверен.
2. Безопасней ходить по льду на лыжах.
3. Нельзя ходить у вмерзших в лёд деревьев, кустарников, трав – вокруг них лёд тоньше.
4. Нельзя ходить на лёд одним без взрослых. Только взрослые могут определить, достаточно ли безопасно ступать на лёд.
Вот видите, ребята, как много правил безопасного поведения на льду надо знать!
Воспитатель: А что делать, если все-таки беда случилась? И Кто-то провалился в воду? Подать ему руку и вытащить? (ответы детей)
Воспитатель: Нет, ребята, это вдвойне опасно. Спасающий тоже может провалиться, так как лед у пролома уже потрескался.
Надо быстро звать на помощь. Не подходить близко к провалившемуся, а лечь на лед подальше. Лучше подложив под себя лыжи, кинуть пострадавшему длинный предмет (шарф, палку, веревку, за который он схватится и выберется на лед. Потом обоим (и спасателю и спасённому) надо отползти подальше от места пролома и только тогда вставать и бежать на берег. Обязательно в ту сторону, откуда пришли, так как там лёд уже проверенный. На берегу снять быстро мокрую одежду с пострадавшего и завернуть его в сухое одеяло. Запомнили, ребята, правила безопасного поведения на льду?
Дети: Да
Воспитатель: А теперь предлагаю вам немного размяться.
Физкультминутка.
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (Показать нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда (Прыжки на месте)
Вьюга злится
Снег кружится. (Кружатся на месте)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитация движением рук)
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру и проверим, как вы усвоили правила безопасности, и ты Незнайка с нами тоже поиграй.
Словесная игра «Да или нет»
(Если опасно – поднимаем руки вверх, если – нет - руки опускаем.)
- Можно ходить купаться на водоём без сопровождения взрослых?
- Можно одному ходить на замерзшие пруды и реки?
- Нельзя передвигаться по льду реки во время оттепели?
- Нужно звать на помощь, если лед затрещал под ногами и провалился, и ты оказался в полынье?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы запомнили правила безопасного поведения на льду?
Дети: Да!
Воспитатель: Скажите, о чём мы говорили на занятии?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Хорошо мы с вами сегодня поработали. Сами вспомнили и Незнайке рассказали правила безопасного поведения на водоемах зимой и летом. Надеюсь, никто из вас не будет нарушать эти правила. Ну что Незнайка, пойдешь на речку кататься на коньках?
Незнайка: Нет, я все понял. Пойду на каток кататься. До свидания, ребята.
Дети: До свидания.