Ирина Чегошева
Методическая разработка «Пластилинография или чудеса из пластилина»
▼ Скачать + Заказать документы
«Пластилинография или чудеса из пластилина»
Необычная техника рисования
Дошкольный возраст является наиболее актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими.
Творческое развитие детей является одним из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду.
Темочки:
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Не так давно, мы со своими воспитанниками освоили замечательную технику изображения – пластилинографию. Пластилинография - новый вид декоративно прикладного искусства. Пластилинография в наше время становится всё популярнее в детском саду. Это не только приятный досуг, но и целая область творчества, в которой есть свои виды и техники. Пластилинография вызывает у детей желание творить, развивает воображение, раскрепощает, вызывает положительные эмоции. А это залог психического здоровья и эмоционального благополучия детей
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Техника пластилиновой графики в лепке уникальна. Дети с удовольствием придумывают новые, интересные темы для картин. Первые успехи обязательно вызовут у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве, с удовольствием принимать участие в конкурсах и побеждать, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес.
В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуры, координации движений, благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин.
Основой каждого такого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.
Занятия пластилинографии способствуют:
• развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление
• развитию воображения, творческих способностей
• развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей
• развитию самостоятельности, произвольности поведения
• реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в творчестве.
Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в ДОУ может стать необычным решением задачи творческого развития детей. Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой техники пластилином.
Основные приемы лепки пластилином
Для успешного освоения детьми техники пластилинография очень важен подготовительный этап, когда дети учатся простым приемам пластилинографии. На первых занятиях все дети учатся приему размазывания пластилина подушечкой большого пальца. Дети приступают к рисованию, т. е. размазывают пластилин по всему рисунку, как будто закрашивают его. Параллельно они учатся работать на ограниченном пространстве и с пластилином нескольких цветов.
Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Прощипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
Обучая детей пластилинографии, необходимо учитывать, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам. Организуя занятия по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста, руководствуюсь следующими рекомендациями:
• предоставлять детям больше самостоятельности,
• разнообразить занятия для поддержания интереса к изобразительной деятельности;
• не критиковать неумелые действия детей, чтобы не подорвать веру ребенка в собственные силы;
• выражением одобрения способствовать стремлению детей добиваться лучшего результата в своих работах; -
• разумно чередовать разнообразную активную деятельность и отдых, чтобы предупредить детское утомление;
• во избежание нарушения осанки осуществлять строгий контроль за посадкой детей во время занятия.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Когда дети приобретут необходимый опыт работы с пластилином, задания можно усложнить, применяя различные приемы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание). ложиться на основу.
Я весь мир слепить готов -
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин –
У меня есть. (ПЛАСТИЛИН,
При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.
Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию творческого воображения дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами
Виды пластилинографии:
Прямая пластилинография -изображение лепной картины на горизонтальной поверхности. В данной технике могут работать все дети, начиная с младшего возраста. Для этого возраста можно подготовить простые, несложные изображения без мелких деталей. Такой рисунок лучше заполнять более мягким пластилином, таким как восковой. Аппликацию в данной технике надо выполнять на плотном картоне. Размазывать пластилин лучше всего пальцами, так получается эффект мазка масляными красками.
Модульная пластилинография-изображение лепной картины с использованием различных элементов валиков, шариков, дисков. Такая техника пластилинографии является сложной, потому что ребенку необходимо овладеть всеми приемами лепки. Сначала мы переносим рисунок на поверхность и начинаем заполнять каждый элемент рисунка пластилином соответствующего цвета. Это можно сделать с помощью небольшими штрихами, целыми деталями или жгутиками.
Мозаичная пластилинография- изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина. Данная техника является самой простой в пластилинографии, так как все элементы скатываются в шарик. Самое главное подбирать красивые цвета и аккуратно заполнить рисунок, не выходя за контуры.
Контурная пластилинография- изображение рисунка при помощи жгутов.
Методика обучение пластилинографии:
Первый этап «Подготовка контура изображения»
Все линии изображения должны быть хорошо видны для того, чтобы было легче ориентироваться в изображении
Второй этап «Работа с фрагментами основного изображения»
Для того, чтобы у каждого ребенка линии рисунка хорошо были видны. Воспитатель должен проверить у каждого ребенка, на сколько, хорошо видна линия контура рисунка. Если линии контура закрыты пластилином, то надо дать ребенку стек и попросить его убрать лишний пластилин стеком, чтобы был виден контур рисунка. Теперь приступаем к закрытию пластилином основного фрагмента изображения. Для этого надо чтобы пластилин был мягким, хорошо разогретым. Дети знакомы уже с приемами лепки – отщипывание, примазывание. Мы лишь говорим детям, что для того, чтобы линии контура получились ровными, мы отщипываем от большого куска маленький кусочек, прикладываем его к основе и начинаем примазывать большим пальцем. Для выделения более мелких частей мы примазываем указательным пальцем.
Третий этап «Выделение контурных линий»
когда весь рисунок заполнен пластилином у нас остаются незакрытыми контурные линии изображения. Мы можем замазать их пластилином или скатать маленькие, тоненькие жгутики и выложить ими контур. Вместо жгутиков можно скатать маленькие шарики и шариками выложить контур изображения
Данная техника требует от ребенка усидчивости и кропотливой работы, поэтому данная техника больше подойдет для старших групп. Пространство рисунка заполняем жгутиками, которые были предварительно подготовлены ребенком или воспитателем. Можно подготовить такие жгуты при помощи шприца. Пластилин помещаем в шприц, а шприц в горячую воду. Через 2-3 минуты можно выдавливать пластилин, получаются одинаковые жгутики.
В технике пластилинография можно создавать: цветы, растения, плоды, насекомых, рыб, животных, жанры живописи и народно – прикладного искусства. Такие занятия будут способствовать не только овладению детьми практическими навыками, но и научат их любоваться природой, бережно к ней относиться.
Вывод:
Пластилинография -это сравнительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая развивает творческие способности и мелкую моторику рук малышей. Работа с пластилином помогает ребёнку выразить свои эмоции, своё настроение, видение окружающего мира. Работа с пластилином, сам процесс лепки помогает ребёнку выразить эмоции, своё видение окружающего мира и своё отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развивать гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию). Малыш постепенно и незаметно для себя овладевает творческим искусством и учится доводить работу до
Литература:
1. Васильева — Гангнус Л. Уроки занимательного труда. Издательство «Педагогика» 1997.
2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки — чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития 1997.
3. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
4. Горичева В. С., Нагибина М. И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.