Неверова Анастасия
Песочные планшеты для развития мелкой моторики детей
▼ Скачать + Заказать документы
Песок – это нечто поразительное… Песок – таинственный материал, у которого своя энергетика, способность завораживать всех податливостью, возможностью приобретать любые формы в зависимости от того сухой он или влажный. Благодаря текстуре песка можно легко исправить детали изображения, а если рисунок не нравится - смахнуть все и нарисовать новый с начала!
Дети всегда с большим удовольствием играют с песком: строят песочные замки, лепят куличики. Чтобы удовлетворить желание детей играть с песком в любое время года, мною были разработаны индивидуальные песочные планшеты, которыми можно пользоваться и в группе, и на свежем воздухе.
Публикация «Песочные планшеты для развития мелкой моторики детей» размещена в разделах
Песочный планшет представляет собой пластиковую рамку формата А4, размерами 30*40 см, с защитным листом из пластика.
Для наполнения песочного планшета применяется кварцевый цветной песок, в качестве более крупной фракции используется окрашенная пищевым красителем манная крупа.
Песочный планшет и песок – отличные элементы для развития мелкой моторики детей. Движения пальцев по поверхности песка оказывают формирующее и развивающее воздействие на речевую функцию ребенка. Помимо этого, мелкая моторика взаимодействует с мышлением, воображением, наблюдательностью и вниманием. Можно применить разнообразные мелкие предметы : стеклянные бусины, цветные камешки, желуди, мелкую мозаику или морские ракушки в качестве дополнительного материала. Пусть ребенок сам придумает и выложит на планшете какой-нибудь узор. Игра является естественным занятием для ребёнка, следовательно, выполнение таких заданий приносит ему новые знания и хорошее настроение. А значит, развивается исследовательский интерес, который служит основой для познавательной деятельности и готовности узнавать что-то новое, участвовать в экспериментах, трудиться самостоятельно.
Основные принципы игр на песке:
1. формирование привычной побудительной среды, находясь в которой, ребенку спокойно для проявления творчества.
В таком случае предлагаются задания, которые соответствуют потенциалу ребенка; формулируются правила к заданиям в сказочной форме; исключается любая критика к его действиям, фантазии и творчеству;
2. «оживление» букв, цифр, геометрических фигур.
Осуществление этого принципа позволит повысить побуждение к занятиям и увеличить интерес ребенка в ходе образовательных ситуаций;
3. реальное «проживание», проигрывание различных ситуаций вместе с героями сказок. В ходе этого принципа реализуется взаимная трансформация фантазий в реальность и наоборот.
Игры с песком способствуют:
• стабилизации психоэмоционального состояния;
• развитию речевого дыхания;
• улучшению координации движений, мелкой моторики;
• стимулированию развития сенсомоторных качеств;
• расширению словарного запаса;
• развитию связной речи;
• подготовке к изучению грамоты.
Игры с песком разнообразны:
• социально – коммуникативные игры;
• игры по познавательному развитию;
• игры, развивающие творчество и фантазию ребенка;
Способы рисования песком:
• кистью руки;
• симметрично двумя руками;
• кулаками;
• пальцами;
• трафаретами;
• ладонями;
• кистью для красок;
• массажными мячиками;
• различными перьями;
• песочными карандашами.
Песочный карандаш представляет собой конус, изготовленный из цветной пластиковой папки размера А4. У основания конуса оставляем отверстие, через которое и будет просыпаться песок или крупа. Также, в качестве песочного карандаша, можно использовать пластиковую бутылочку с удлиненным носиком, предварительно сделав небольшое отверстие в основании для лучшей сыпучести материала.
«Песочный планшет» занял важное место в совместной и самостоятельной деятельности. Сначала мы выполняли элементарные задания: рисовали основные геометрические фигуры, насыпали прямые, волнистые, замкнутые линии, набирали в кулак и потихоньку высыпали песок. Затем перешли к закреплению цифр и букв, дописывали буквы и цифры самостоятельно, «оживляли» их и придумывали свои истории.
Виды использования песочных планшетов :
• для организации индивидуальной работы с детьми;
• при подгрупповой деятельности;
• в играх парами;
• в совместной и самостоятельной деятельности.
Варианты игр и упражнений по использованию дидактического пособия:
«Песочный круг»
Пальцами рисуем с ребенком круги: самый большой, внутри поменьше, еще меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов не образуется точка. Теперь предложите ребенку украсить круги разными предметами: цветными камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги, можно украшать что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.
«Обведи и укрась»
Ребенок, с помощью песочного карандаша обводит нарисованный на трафарете рисунок и украшает его разными предметами: цветными камешками, ракушками, пуговицами, монетками и т. д.
Упражнения «Необыкновенные следы» :
«Идут медвежата» - Ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;
«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в различных направлениях.
«Ползут змейки» - ребенок пальцами рук делает поверхность песка волнистой.
«Кто больше назовет?»
Ребенок подбирает прилагательные (слова-признаки, глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает камушек, ракушку или пуговицу.
«Назови слово»
Ребенок достает спрятанную воспитателем букву в песке и называет слово, начинающееся на этот звук.
«Назови букву»
Ребенок называет каждую букву, которую он «откопал» с помощью вспомогательных материалов (кисть, стека, ватные палочки, перья).
«Назови цифру»
Ребенок называет каждую цифру, которую он «откопал» с помощью вспомогательных материалов (кисть, стека, ватные палочки, перья).
«Дорисуй букву/цифру»
Ребенок, с помощью песочного карандаша дорисовывает недостающую часть цифры или буквы и называет ее.
«Игры с трафаретами»
Для подобных игр можно использовать готовые трафареты животных, насекомых, транспорта и т. д. Предложите ребенку сделать песочную аппликацию из различных трафаретов.
«Песочные часы»
Эта игра поможет познакомить с понятиями «быстро-медленно». Нам понадобятся две воронки – большая и маленькая. Их можно сделать из пластиковых бутылок разного размера, отрезав у бутылок дно; из скрученной в конус плотной бумаги или взять готовые пластиковые воронки разных размеров. Воронки наполняются песком одновременно, и дети наблюдают, из какой воронки песок просыплется быстрее.
«Мокрый и сухой»
Предложите детям насыпать в воронки сухой и влажный песок, пусть ребенок сделает вывод о сыпучести песка.
«Соседи числа»
1 вариант. Напишите на песочном планшете числа, предложите ребенку самостоятельно написать соседние с ним числа.
2 вариант. На листе бумаги пишем числа вразброс, кладем его на песочный планшет, засыпаем песком или цветной манной крупой, предлагаем ребенку самостоятельно «отыскать» числа и назвать его соседей.
«Измени форму фигуры»
Педагог рисует любую геометрическую фигуру на песочном планшете и предлагаем ребенку несколько раз (2 или 3) изменить форму фигуры так, чтобы в конце получилась исходная фигура.
Хотелось бы отметить, что в ходе работы с песочным планшетом у детей старшего дошкольного возраста хорошо развиваются :
• социально – коммуникативные навыки;
• творческие способности;
• формируется установка на положительное отношение к себе;
• развиваются все познавательные процессы.
Кроме того, этот вид деятельности вызывает у дошкольников интерес и доставляет море позитивных эмоций.