Аталикова
Занятие по вокальному мастерству «Песня ко Дню защиты детей»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«СУДАКСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУДАК
Методическая разработка
занятия по вокальному мастерству
«Штрихи в песне на День защиты детей»
Автор-составитель:
Аталикова Селиме Нафеевна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Судакский ЦДЮТ»
Публикация «Занятие по вокальному мастерству „Песня ко Дню защиты детей“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- День защиты детей. 1 июня
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песни. Все материалы на тему песен
- Темочки
Пояснительная записка
Вы слушали как в природе поют птицы? То громко, то увеличивая силу звучания. То отрывисто, то мелодично и протяжно. А бывает, что птички в лесу как будто перекликаются и поют одна за другой, как будто продолжают пение одна за другой. В музыке это способ пения называется штрихами. И нужны нам штрихи в пении для того, чтобы передать зрителю с их помощью выразительность, характер и образ песни.
Тема занятия : «Штрихи в песне на День защиты детей»
Цель занятия :
- подготовка произведения к празднику детей.
Задачи:
Обучающие:
- Научить чистому интонированию.
- Научить четкой дикции и артикуляция
- Научить эмоционально выражать смысл песни.
- Научить умению держаться на сцене, актерское мастерство.
Развивающие:
- Развить вокальное мастерство
- Развить память
- творческие способности, передать голосом образ песни
Воспитательные:
- любовь к себе и ближнему
- ответственное отношение к выступлению, умение работать в коллективе.
Оборудование и материалы:
Интернет, ноутбук, мониторы, микрофон, текст песни, ноты, фортепиано, костюмы, декорации.
Тип занятия : комбинированное.
Вид занятия : учебное занятие в кабинете, репетиции и сцене.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Возраст детей : 7-9 лет.
Предварительная подготовка
Прослушивание детьми песен с разными характерами. Прослушивание той песни с которой будут работать.
Структура урока:
1. Организационный момент. Проверка готовности к занятию.
2. Теоретическая часть: сообщение новой темы и необходимой информации о разучивании песни к празднику «День защиты детей».
3. Практическая часть: распевки, работа над произведением.
4. Анализ проведенной на занятии работы.
5. Подведение итогов занятия.
Организационный момент:
- приветствие
- проверка присутствующих
- проверка готовности к занятию
Теоретическая часть:
Ход занятия
На нашем сегодняшнем занятии, мы будем учиться использовать штрихи в пении. В припеве вы исполняете песню речитативом, а в куплете поете протяжно. Речитатив нужно читать четко, отрывисто-этот штрих называется staccato, а в куплете нужно петь связывая звуки друг с другом в одну цепочку, плавно-этот штрих называется legato. Есть еще такой штрих как non legato-это когда не легато, не связно, но и не стаккато, потому, что не отрывисто. Это просто отдельные звуки идущие друг за другом в след с короткими промежутками
Практическая работа:
Распевание: Распевание: выполняется пять видов - для разогрева голоса с закрытым ртом, на слоги ми-я-ми; для дикции: дон-ди-ли-дон-ди-ли-ди-ли-ди-ли-дон; для развития верхнего резонатора на и-и-и, на два соседних звука, для дыхания-длинная уууу, короткая у-у-у на стаккато и снова длинная ууууууу с выдохом остатка воздуха. Вокализ который исполняется каноном: одна партия поет дон-дин-дон…делая скачки в музыке на терцию, вторая партия динь-динь-динь … поет по звукоряду вверх и вниз.
Сначала педагог просит ребят исполнить различные виды штрихов на отдельной короткой мелодии поочередно. Затем ребята исполняют нужные штрихи в песне. Если у кого-то не получается, педагог просит сделать заново, обратив внимание на ошибки. Ребята анализируют исполнение друг друга, учатся на примере исполнения каждого.
Анализ проведённой на занятии работы
Выступление на празднике День защиты детей.
Подведение итогов занятия.
Подводя итог занятия педагог подчеркивает старательность ребят правильность исполненного произведения, также анализирует полученный результат-характер песни.
Используемая литература
1. https://zaycev.net
2. https://www.youtube.com/watch?v=mJe4dyws74Y
3. https://www.youtube.com/results?search_query=%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8+%D0%BE+%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%B5
ПРИЕМЫ ЗВУКОВЕДЕНИЯ
Выработка правильного дыхания влечет за собой умение пользоваться в пении важным вокальным навыком – приемами звуковедения. Как в инструментальной, так и в вокальной музыке, приемы исполнительства – это различные штрихи.
Штрихи (приемы исполнительства) зависят от характера и темпа произведения. Они подразделяются на три вида и отличаются друг от друга приемами звуковедения.
.СПОСОБЫ ЗВУКОВЕДЕНИЯ
Есть три способа звуковедения:
Legato (легато)
Staccato (стаккато)
Non legato (нон легато)
.Legato
Legato (легато) – означает плавно, связно, без толчков. То есть, это связное, непрерывное пение. Легато – основная форма пения. При выработке легато нужно помнить, что поются гласные звуки, а согласные произносятся коротко. Гласные нужно пропевать максимально долго. Переходы с одного звука на другой должны быть плавными, ровными, незаметными, но точными.
Легато легче петь на поступенной мелодии, труднее петь скачки. При пении скачков нужно помнить, что оба звука должны пропеваться в одной позиции, а именно, в высокой. Скачки должны сглаживаться, нижний звук нужно представить как высокий, чтобы не было «рваных» отрывков. Проще выстроить легато, когда скачки отсутствуют в мелодии. При пении нисходящей мелодии следует контролировать точность интонации, чтобы не наблюдалось смазывание звуков.
При работе над легато нужно обратить внимание на то, чтобы выдох был ровный, плавный, без толчков. Для выработки легато рекомендованы распевки на гласные звуки и пение закрытым ртом. Пропевая в упражнениях гласные звуки, звуковедение будет ровным и без толчков благодаря отсутствию согласных.
Присутствие согласных в тексте усложняет задачу качественного исполнения легато. Начинающим вокалистам нужно постоянно напоминать, что гласные должны звучать как можно дольше, а согласные – короткие, тем более что согласные в пении только произносятся, а не поются.
Овладеть навыками пения легато сложно, для этого нужна постоянная работа и приобретение опыта исполнения данного приема. Главный показатель овладения навыком исполнения легато – динамика при пении на одном уровне, без акцентов и провалов в звучании. Если происходит усиление (крещендо) или ослабление звука (диминуэндо, то этот процесс должен быть постепенным.
.Staccato
Staccato (стаккато) – отрывистое пение.
Это прием звуковедения, при котором звучание короткое, с небольшими толчками-акцентами на слогах. Знак стаккато – точка над или под нотой.
Главное отличие стаккато – цезуры между звуками, то есть звуки отделяются друг от друга при звучании, не связываются.
При выработке стаккато нужно обратить внимание на то, чтобы звуки были короткие, а после них присутствовала длительная пауза.
При пении стаккато начинающие вокалисты допускают ошибку – берут дыхание не в конце фразы, а самопроизвольно, на любой из пауз. Это не допустимо. Дыхание берется между фразами.
Звуки, исполняемые на стаккато, должны звучать на непрерывной линии. А голос должен быть упругим, светлым, легким. Пение на стаккато очень полезно – оно выравнивает звук, делает интонацию чище, точнее, воспитывает гибкость звука и точность атаки.
При выработке стаккато нужно обратить внимание на правильный перенос слогов. Если слог заканчивается на согласный звук, то этот согласный переносят к следующему слогу. То есть, правило перенесения согласных к последующему слогу обязательно и при выполнении штриха стаккато. Исключение составляют согласные в конце слова.
Non legato
Non legato (нон легато) – промежуточный прием звуковедения.
Non – отрицательная частица, то есть не плавно, не связно.
При выполнении данного приема звуки разделяются, не связываются между собой. Но цезуры между звуками предельно короткие. В результате такого исполнения происходит подчеркивание слогов.
Сложность исполнения нон легато заключается в том, что этот способ объединяет в себе манеру исполнения и легато, и стаккато.
Работая над нон легато, но нужно следить, чтобы не было между звуками пауз, и не было резких, грубых акцентов. Но при этом каждый звук должен быть отчетливым и выразительным.
.
Шутка.
Лодка плавает легато.
Зайчик прыгает стаккато.
Мишка ходит нон легато.
Верно, говорю, ребята?
Дятел долбит сук легато.
Самолет летит стаккато.
Нон легато плывет рыбка.
Здесь, по-моему, ошибка.
Лебедь плавает легато.
Скачет воробей стаккато.
Слон шагает нон легато.
Как вы ходите, ребята?
– Ходим мы и нон легато,
И легато, и стаккато.
Словом, можем так, и сяк,
Даже наперекосяк.