Тлимахова Аминат Борисовна
Комплексно-тематическое планирование по региональному компоненту «Люблю тебя, мой край родной»
Комплексно-тематическое планирование
по региональному компоненту.
«Люблю тебя мой край родной»
Недели Тема Задачи Методические приёмы
Сентябрь
1 неделя «Где живёт человек?» Знакомство с основным содержанием предстоящих занятий, обогащение словарного запаса. Формировать у детей представление о Земле, воспитывать чувство патриотизма. Беседа «Где живёт человек?»
Д/И «Кто где живёт»
Рисование на тему «Мой дом –семья»
Публикация «Комплексно-тематическое планирование по региональному компоненту „Люблю тебя, мой край родной“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
2 неделя «Родина малая и родина Большая» Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, обогащать словарный запас детей. вводить в словарь слова «малая и большая Родина» Разучивание песни «Мой аул» А. Даурова и Л. Тамазовой.
Беседа о символах России.
Чтение стихотворения «Моя Родина» М. Бемурзова.
3 неделя «Наша республика» Познакомить детей с нашей республикой, дать общие знания: аул-город Черкесск, многонациональная республика. Познакомить с гербом, флагом, гимном и национальным костюмом. Беседа о символах КЧР.
Игра с мячом «Родной язык»
Чтение стихотворения Е. Шаковой «Миру –мир»
4 неделя «Народные игры» Познакомить с историей народа, формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения. Черкесская народная игра «Къру-къру, къаз-къаз»
Русская народная игра «Утки»
Изготовление народных игрушек из природного бросового материала (куклы, лук, стрелу).
Октябрь
1 неделя «Моя семья» Закрепить представления детей о членах семьи, формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь). Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?»
Чтение стихотворения А. Ханфенова «Моя сестра Лина».
2 неделя «Традиции моей семьи» Развивать свободное общение детей с взрослым, формировать представление о семейных традициях.
Знакомство детей с традицией черкесского народа, как уважение к старшим Пальчиковая игра «Дружная семья».
Беседа «Традиции моей семьи».
Игра «Моя дружная семья»
Чтение абазинской народной сказки «Три брата»
3 неделя «Беседа о маме». Дать представление о значимости матери каждого человека, помочь детям понять как много времени и сил отнимает у матери работа по дому, указать на необходимость помощи мамам. «Беседа о маме»
Игра «Подбери слово мама какая?»
Разучивание пословиц и поговорок о маме.
Посиделки «Вместе с мамой»
4 неделя «Будешь отца уважать- будет в жизни благодать» Уметь поддерживать беседу, выражать положительные эмоции при чтении стихотворения о папе. Воспеть образ папы через художественную литературу. Работа по картине о папе.
Чтение отрывка из произведения писателя И. Тохчукова «Тепло отцовских рук»
Песенка про папу «Папа может всё, что угодно»
Ноябрь
1 неделя «Я и моё тело» Закрепить представление детей о строении собственного тела, дать знания о внутренних органах человека и их назначении. Беседа о национальной еде.
Игра «Найди на ощупь названную часть тела».
Беседа «Полезные продукты».
2 неделя «Уроки Айболита» Закрепить знания детей о правилах личной гигиены, формировать понимание важности заботы о собственном здоровье. Чтение стихотворения о чумазой девочке, отгадывание загадок по теме.
3 неделя
«В царстве вежливых наук»
Познакомить детей с понятием этикет, учить детей соблюдать этикет и быть приятным для окружающих.
Игра «Вежливый ребёнок».
Игра «Лужа»
4 неделя Беседа «Виды спорта» Закрепить знания детей о различных видах спорта и спортсменах. Беседа и демонстрация иллюстраций, отгадывание загадок по теме.
Декабрь
1 неделя «Мой аул» Формировать представления детей об историческом прошлом аула, знакомить с достопримечательностями аула. Рассказ о достопримечательностях родного аула по фотографиям.
Целевая экскурсия по центральной улице аула.
Рассказывание былины «Адиюх»
2 неделя «Фестиваль дружбы народов КЧР» Способствовать воспитанию чувства уважения к людям других национальностей, воспитывать в детях чувство гордости и любви к своему народу, уважения к другим народами их традициям. Слушание «Песня дружбы»- Ф. Абдулжалилов.
«Девичий танец народов КЧР».
Игра «Кто с кем дружит?»
Разучивание песни «Настоящий друг»
3 неделя «Родной край» Систематизировать и обобщить знания детей по КЧР, развивать их в процессе совместной деятельности. Разучивание пословиц и прибауток о КЧР,
Черкесский народный танец «Къафа»
Прослушивание песни А. Даурова «Карачаево –черкессия моя»
4 неделя «Народные промыслы на Кавказе» Вызывать восхищение народным творчеством, выдающимися и знаменитыми людьми культуры и искусства. Беседа на тему «Народные промыслы на Кавказе» демонстрация и рассматривание иллюстраций.
Аппликация «Украшаем платье куклы Сатаней народным орнаментом»
Январь
1 неделя Каникулы
2 неделя «Быт и традиции черкесов» Проявлять уважение к культуре и традициям народов населяющих нашу республику, к историческому прошлому черкесского народа. Беседа по теме «Традиции моего народа».
Роспись пояса и шапочки для куклы Сатаней.
3 неделя «Традиции и быт карачаевского народа» Познакомить детей с обычаями, традициями и народным творчеством карачаевского народа. Воспитывать уважение к народам Карачая. Беседа по теме,
Чтение стихотворения Б. Кечеруковой «Про пчёлку и про бабочку»
4 неделя «Традиции и обычаи абазинского народа» Знакомить детей с традициями и обычаями абазинского района, проявлять уважение к уважение к культуре и традициям народов. Беседа по теме, чтение стихотворений абазинских писателей и поэтов.
Чтение абазинской народной сказки «Младший брат»
Февраль
1 неделя «Традиции и обычаи русского народа» Воспитание любви к русской национальной культуре. Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фольклору. Отгадывание загадок, разучивание пословиц и поговорок, чтение русских народных сказок и рассматривание иллюстраций к ним. Проведение хороводов.
Игры «Путаница» и «Платочек»
2 неделя «Традиции и обычаи ногайского народа» Знакомить детей с традициями своих предков, воспитывать уважение к культуре и традициям ногайского народа. Прививать любовь к родной природе. Беседа по теме
Чтение ногайской народной сказки «Исмаил Батыр».
3 неделя «Сказки народов КЧР» Знакомить детей с народным фольклором. Чтение и инсценировка народных сказок :
«Лиса и кувшин - ч. н. с.
«Щедрый и скупой» -ног. н. с.
4 неделя «Чтение сказок народов КЧР» Учить составлять пересказ по прочитанному произведению «Три брата»-абаз. н. с.
«Счастье, ум и богатство» - карач. н. с.
Март
1
неделя «Природа КЧР» Учить находить связь между климатом и образом жизни людей, как человек приспосабливается к окружающему, воспитывать ответственность за своё поведение в природе и обществе. Беседа и рассматривание альбома «Природа КЧР»
Коллективная работа по рисованию «Горы Кавказа»
2 неделя «Красная книга КЧР» Познакомить детей с Красной книгой, с целью и задачами поставленными перед людьми по охране редких животных и растений, углубить знания детей о нашей местности. Беседа по теме демонстрация слайдов, рассматривание книг и журналов о К-ЧР
Составление альбома «Красная книга КЧР»
3 неделя «Кавказский заповедник» Развивать экологическое мышление на основе представлений о Тебердинском заповеднике и законах, которые регулируют поведение людей. Рассматривание альбома «Тебердинский заповедник» и видеослайда о Тебердинском заповеднике.
4 неделя «Природные памятники КЧР» Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы. Проектная работа: составление альбома на тему «Памятники природы КЧР».
Апрель
1 неделя «Сердце гор –Домбай» Познакомить детей с курортом Домбай, закрепить знания о явлениях и сезонных изменениях в природе. Беседа и просмотр иллюстраций о Домбае.
2 неделя «Теберда -город курорт» Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о городе курорте Теберде. Беседа демонстрация слайдов по охране природы и альбома «Теберда-город курорт»
3 неделя «Посёлок Архыз» Закрепить взаимосвязь растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям. Беседа и демонстрация слайдов, рассматривание книг и журналов.
4 неделя «Курорты КЧР» Закрепить знания детей о курортах КЧР, воспитывать любовь к своему родному краю. Проектная работа составление стенгазеты «Курорты КЧР»
Май
1 неделя «Национальная одежда» Познакомить детей с особенностями национальной одежды народов Кавказа. Беседа по теме, рассматривание иллюстраций с национальной одеждой.
Аппликация «Украшение платья орнаментом для куклы Сатаней».
2 неделя «Блюда кавказской кухни» Ознакомить с особенностями кавказской кухни, рассказать о способах приготовления блюд кавказской кухни. Беседа и презентация блюд черкесской кухни.
Лепка из солё ного теста: черкесское национальное блюдо «Хьэлывэ» (пирожки с сыром, карачаевское национальное блюдо «Хичины»
3 неделя «Мы дети Кавказа» Дать детям представление о том что Кавказ –многонациональный регион страны. Беседа по теме. Подвижные игры народов Кавказа: Хороводная игра «Не обожгись»
4 неделя Викторина «Что мы знаем о КЧР?» Обобщить и систематизировать знания детей о республике. Прививать любовь к своей малой Родине. Беседа, составление рассказов о нашей республике.
Викторина.
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Парциальные программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» /О. Л. Князева, М. Д. Маханева/.
2.«Знакомство детей с русским народным творчеством» /Т. А. Бударина, О. А. Маркеева/
3.«Как научить детей любить Родину» /Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина/,
4. Учебные пособия по краеведению «Карачаево – Черкесия – наш край родной» /С. А. Хапаев/,
5.«Путешествие по ожерелью Северного Кавказа» /В. Гаазов/
6. «Пословицы и поговорки народов КЧР» Р. Ортобаева, М. Мижаев.
7. «Сказки и стихи для детей» Л. Бекизова, М. Мижаев,
8. «Журнал «Нур» А. Шоров.
9. «Народные сказки черкесов и кабардинцев» /А. Алиева/
10. «Сказки четырёх братьев» /Н. Капиева/
11.«Легенды старого Архыза» /В. Романенко/
12.«Сказки народов Карачаево – Черкесии» /С – Б. Лайпанова/
13. Брошюра «Кухня народов Северного Кавказа» /Г. Молчанов, О. Морчанов/.
14. «Мой аул Али-Бердуковский» на черкеском языке -М. Х. Азов, Х. М. Шоров.
15. Адыгский народный орнамент (в картинках)