Шипова Ксения Владимировна
«Наш отчий дом — начало всех начал». Конспект ООД с использованием элементов ДНВ детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Название: Наш отчий дом — начало всех начал.
Тема: Семейные традиции и ценности.
Место в разделе программы: раздел программы «Социально-коммуникативное развитие».
Методическая концепция.
Замысел: Дать детям представление о семье как о главной ценности в жизни человека, подчеркнуть важность взаимопонимания и взаимоотношений в семье, рассказать о значении традиций и родословной каждой семьи.
Цель: Формирование у детей начальных представлений о духовно-нравственных основах семьи и ее значимости в жизни каждого человека.
Задачи.
Образовательные:
Публикация «„Наш отчий дом — начало всех начал“, Конспект ООД с использованием элементов ДНВ детей младшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
• Ознакомить детей с понятием «семья» и ее значением в жизни человека.
• Формировать представление о семейных традициях.
• Расширять словарный запас детей по теме.
Развивающие:
• Развивать эмоциональное восприятие понятия «семья».
• Стимулировать развитие коммуникативных навыков через диалоги о семье.
• Способствовать развитию познавательного интереса к семейным традициям.
Воспитательные:
• Воспитывать уважение к родителям и старшим членам семьи.
• Поддерживать формирование дружеских и доверительных отношений в группе.
• Развивать чувства взаимопомощи и поддержания традиций.
Здоровьесберегающие:
• Обеспечивать эмоциональный комфорт детей в группе.
• Поддерживать активность и внимание, вовлекая детей в обсуждение.
• Применять паузы для физической активности, способствуя укреплению здоровья детей.
Краткое содержание технологий, средств и форм оценивания образовательных результатов:
• Занятие будет базироваться на игровых методах и беседе.
• Для оценки результатов используется наблюдение за интересом детей, их активностью и взаимодействием друг с другом.
Материально-техническое обеспечение: иллюстрации семейных ситуаций, карточки с изображениями членов семьи, музыкальное сопровождение для физкультминуток, мягкие игрушки.
Ход организованной образовательной деятельности:
1. Вводная часть (2 - 3 минуты).
Воспитатель, улыбаясь, обращается к малышам: Доброе утро, мои хорошие! Давайте соберёмся в кружок, чтобы увидеться со всеми нашими друзьями. Встаньте все так, чтобы смогли меня видеть и друг другу улыбнуться. Ну вот, теперь мы все готовы!
Сначала педагог предлагает детям взяться за руки и почувствовать тепло, которое каждый может подарить соседу.
Воспитатель: Ребята, представьте, что наши руки — это маленькие мостики, которые соединяют нас вместе, как членов одной большой семьи. Ах, как приятно можно почувствовать доброту и заботу! Давайте поздороваемся со мной, друг другом и всем миром?
Дети: Да, давайте!
Приветствие «Здравствуй!»
Здравствуй небо голубое, тянем руки вверх, ноги на носочках
Здравствуй солнце золотое, широкое круговое движение руками
Здравствуй легкий ветерок, покачиваем поднятыми высоко вверх руками
Здравствуй маленький цветок. присаживаемся на корточки
Здравствуй утро, здравствуй день, хлопаем в ладоши
Нам здороваться не лень. покачали головами.
Воспитатель справляется с задачей привлечь внимание детей и приглашает их присаживаться на заранее приготовленные места.
Затем педагог продолжает: Вот мы со всеми и поздоровались. А теперь подумайте о своих семьях:
- кто у вас есть дома?
- может быть, мама, папа, братик или сестричка?
- может быть, у вас есть бабушка или дедушка?
Надеюсь, вам всем нравится рассказывать о своей семье. Это так интересно узнать, сколько у нас есть общего и сколько различий! Семья — это наши самые близкие люди, которые заботятся о нас и которых мы очень-очень любим! Похлопайте в ладоши так сильно, как вы любите своих близких людей!
Дети хлопают в ладоши, выражая свои эмоции.
Завершая вступление вводной части, педагог говорит: Сегодня мы подробнее поговорим о наших семьях, узнаем, почему так важно поддерживать семейный лад и хранить традиции. Мы попробуем понять, как любовь и уважение делают наш дом уютным и тёплым. Так давайте начнём наше увлекательное путешествие по миру семьи!
2. Основная часть (10 минут).
Посмотрите, ребята, на эти картинки (воспитатель разворачивает перед детьми несколько иллюстраций или показывает по очереди слайды).
Воспитатель: На этой картинке нарисована семья, которая собралась за одним большим столом. Обратите внимание, как все улыбаются. Кто скажет, что делает этих людей такими счастливыми? (Дети начинают поднимать руки и делиться своими догадками, дальнейшие диалоги не повторяют ответы детей и не раскрывают их личности, а лишь служат возможным сценарием диалога воспитателя с воспитанниками.)
Маша: Они счастливы, потому что все вместе!
Воспитатель: Верно, Маша, семья всегда рядом и это делает их счастливыми. У кого еще есть какие-то предположения?
Ответы детей.
Воспитатель: А вот на следующей картинке папа и мама играют с детьми в парке. Как вы думаете, почему это важно?
Илья: Потому что все проводят время вместе и всем весело!
Воспитатель: Правильно, Илья. Проведение времени вместе помогает нам лучше понимать друг друга.
Повторяется вопрос о мнении других детей группы, выслушиваются и, по необходимости, комментируются их ответы (комментарии педагога возможны только в позитивном ключе).
Воспитатель: А здесь мы видим, как бабушка и дедушка рассказывают что-то интересное своим внукам. Кто может сказать, почему это важно?
Саша: Чтобы знать истории своей семьи и радоваться тому, что было раньше.
Воспитатель: Совершенно верно, Саша. Семейные истории помогают нам помнить наши корни и продолжать традиции.
Снова даем высказаться желающим детям, готовым проявить инициативу.
Воспитатель: А вот здесь у нас праздник, где вся семья украшает елку. Что вы на это скажете? Как называется явление, повторяющееся в семье постоянно, из поколения в поколение?
Аня: Это традиция! Каждый год моя семья тоже так делает, мы украшаем елку вместе.
Если дети не могут вспомнить это сложное для их возраста слово, его нужно подсказать и несколько раз повторить с детьми для лучшего запоминания.
Теперь давайте немного разомнемся и поиграем в нашу любимую игру:
Физкультминутка «Семейный хоровод»
Дорогие ребята, давайте соберемся в круг, где каждый из нас – это важная часть нашей большой семьи. Посмотрим, друг на друга, возьмёмся за ручки и ощутим, как мы все связаны.
Начнём мы с простых шагов, сделаем один шаг вправо, а потом—влево, будто мы танцуем вокруг большого стола в доме, где всегда уютно и тепло. Теперь один шаг вперед, один назад. Все дружно держатся за ручки, никто не теряется. Почувствуйте, как наши ручки крепко держат друг друга, как это делают мама и папа, когда обнимают нас. Продолжаем двигаться вместе по кругу, и пусть у каждого из вас на лице появится улыбка (дети двигаются по кругу под музыку).
А теперь представьте, что мы всей семьёй собираемся на праздник. Мы будем кружиться, как будто вокруг пышной ёлочки на Новый год. Медленно поднимаем наши руки вверх, а затем опускаем их вниз, словно смахиваем снежинки или поздравляем друг друга. Не забывайте при этом напевать свою любимую песенку. Пусть она будет весёлой и задорной, как наша детсадовская семья.
Заканчиваем наш хоровод, плавно останавливаемся и садимся на пол, словно возвращаемся на мягкий сказочный ковёр в гостиной. Ласково пожмите руки своим друзьям, поблагодарите друг друга за это маленькое приключение, как благодарим мы своих родных за заботу и любовь. Помните, что семья – это не только люди вокруг, но и тепло в наших сердцах.
Молодцы, ребята! Как здорово вы двигаетесь, настоящее семейное единство!
Воспитатель: Теперь, пожалуйста, подумайте и вспомните одну из традиций, которая есть в вашей семье. Кто хотел бы первым рассказать нам о своей традиции?
Дети поочередно поднимают руки и делятся своими семейными традициями, такими как походы в лес по воскресеньям, совместное приготовление пиццы по субботам или вечерние чтения сказок перед сном.
Если дети очень стеснительные или затрудняются вспомнить свои семейные традиции, можно показывать им соответствующе картинки или слайды с вопросом:
- Что происходит на этой картинке?
- А у вас в семье так бывает?
Воспитатель: Большое спасибо каждому из вас. Замечательно, что у каждой семьи есть свои особенные традиции, которые делают её уникальной и счастливой.
3. Заключительная часть (2 – 3 минуты).
Воспитатель: Дорогие ребята, наше сегодняшнее занятие подошло к концу, и я очень рада, что мы смогли поговорить о таком важном и дорогом для всех нас понятии, как семья. Семья — это наша опора и любовь, это те люди, которых всегда можно обнять, с кем можно поделиться радостью и попросить о помощи. Семья всегда рядом, даже если кто-то живет далеко, а в сердце всегда тепло и уютно от воспоминаний о родном человеке.
Мы сегодня узнали, как важно сохранять семейные связи и традиции. Эти традиции делают нас особенными и уникальными, они помогают нам помнить, откуда мы пришли и куда идем. Очень важно знать и любить свою семью, ведь благодаря этому мы лучше понимаем себя и других. Вспомните те традиции, которые уже есть в вашей семье, и старайтесь с любовью их поддерживать.
Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы (только по желанию детей) :
- Что вам больше всего понравилось или запомнилось сегодня?
- Какие традиции вы хотели бы принести в свою семью?
- Почему так важна семья для каждого из нас?
Воспитатель: Каждая семья, как теплое ясное солнышко. Сейчас мы с вами создадим такое солнышко – семью и прикрепим на видное место, чтобы оно напоминало нам о важности семейных ценностей и нашем занятии.
Релаксационная игра «Прикрепи лучики»
Каждый ребенок берет по прищепке (все одного цвета) и крепит ее к краю солнышка. Воспитатель, держит солнышко и при необходимости помогает ребенку, подбадривая и направляя его действия. Например: «Смотри, вот здесь нужен еще лучик!» Сколько прищепок – лучиков прикрепит каждый ребенок, воспитатель решает сам, по ситуации. Важно, чтобы поучаствовали все дети.
Воспитатель: Посмотрите, какое у нас получилось яркое, лучистое солнышко (поднимает солнышко так, чтобы его видели все дети, оно будет согревать наши сердца и напоминать о родных нам людях.
Педагог крепит солнышко так, чтобы его свободно могли видеть дети, играя в группе.
Воспитатель: Спасибо вам, мои хорошие, что так внимательно слушали и делились своими историями о семьях. Вы – молодцы! Познакомившись с вашими рассказами, я увидела, как много общего у каждой семьи, и как каждая из них по-своему особенная и удивительная.