Курганская Светлана
Обучение детей игре на диатонических колокольчиках
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Обучение детей игре на диатонических колокольчиках»
Разработала и реализовала музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Курганская С. А.
Содержание
• Актуальность.
• Цель.
• Программные задачи.
• Пояснительная записка.
• Руководство по работе с цветными партитурами и диатоническими колокольчиками.
• Музыкальные игры для диатонических колокольчиков.
• Календарно-тематическое планирование.
• Заключение.
Актуальность.
Публикация «Обучение детей игре на диатонических колокольчиках» размещена в разделах
Благодаря применению данной технологии, повысится результативность воспитательно-образовательного процесса. Всецело укрепится здоровье воспитанников. Благодаря диатоническим колокольчикам музицирование для ребят приобретет новое звучание. Дети почувствуют себя настоящими артистами, что приведёт к снятию зажимов и стеснительности ребят, ведь они выступят с эффектными номерами на досугах и праздниках перед зрителями. Дети будут играть не на шумовых инструментах, а на музыкальных по цветным партитурам (нотам, что приведёт к развитию целого комплекса музыкальных способностей.
Цель.
Укрепление физического и психического здоровья детей через развитие целого комплекса музыкальных способностей.
Программные задачи.
-Обогащать опыт восприятия музыки через цветовую палитру.
-Воспитывать интерес к диатоническим колокольчикам, желание научиться играть на них.
-Развивать целый комплекс музыкальных способностей.
-Научить правильным приёмам звукоизвлечения.
-Научить читать по цветным партитурам.
-Познакомить с нотной грамотой.
-Познакомить с новыми музыкальными терминами.
Пояснительная записка
Игра на детских музыкальных инструментах – один из основных видов музыкальной деятельности в детском саду. Оркестр детских музыкальных инструментов включает в себя множество разных инструментов. Мечта любого музыкального руководителя иметь для каждого ребёнка металлофон или набор диатонических колокольчиков, чтобы ребёнок умел играть не только на шумовых инструментах, но и воспроизводить мелодию, играть в ансамбле слаженно. Сейчас в продаже имеется множество различных инструментов. Но не все они соответствуют предъявляемым требованиям: не настроены в унисон, глухой звук у металлофонов, имеют разную цветовую палитру, высокую стоимость для приобретения.
Все эти трудности можно преодолеть, идя к заветной цели, что подготовительная группа - это полноценный оркестр, а каждый ребёнок -музыкант оркестра. Детское музицирование в детском саду расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, а металлофоны и диатонические колокольчики развивают ещё и музыкальный, гармонический, полифонический, тембровый, динамический слух. Также способствует развитию чувства ритма, музыкальной памяти, внимания.
Когда в моем оркестре не было диатонических колокольчиков, а были шумовые инструменты и металлофоны, обучение проходило несколько проще на металлофонах, где каждой ноте соответствует какой-то цвет:
До 1 - синий цвет
Ре 1 - светло-зелёный цвет
Ми 1 - желтый цвет
Фа 1 - оранжевый цвет
Соль 1 - красный цвет
Ля 1 - фиолетовый
Си 1 - белый
До 2 – синий
(рис. : цветные карточки для металлофонов. Экосез Гуммеля)
Все дети играли по одной цветовой партитуре. Это было интересно, занимательно, удобно, а когда в оркестре появился набор диатонических колокольчиков, то пришлось изготавливать цветные партитуры отдельно для диатонических колокольчиков. Оркестр пришлось разбить на две группы. Одни дети учились играть на металлофонах по своим цветным партитурам, другие дети учились играть на диатонических колокольчиках по своим.
В моем случае в наборах диатонических колокольчиков ноты соответствуют таким цветам:
До 1 - красный цвет
Ре 1 - оранжевый цвет
Ми 1 - желтый цвет
Фа 1 - светло-зеленый цвет
Соль 1 - голубой цвет
Ля 1 - синий цвет
Си 1 - фиолетовый цвет
До 2 - белый цвет
Когда в подгруппах дети разучили свои партии, то они стали работать на одном занятии. На большой магнитной доске я вывешивала две разные партитуры, и дети без особых трудностей играли по своим цветным партитурам. (А затем и без них). Ведь игра на металлофонах и диатонических колокольчиках формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию. Совместное музицирование детей активизирует внимательность, дисциплинированность, целеустремлённость, ответственность за правильное исполнение своей партии и формирует творческое отношение к процессу обучения на этих инструментах. Каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня способностей. Это приводит к психологической раскованности, к избавлению от скованности и застенчивости.
Цветная партитура - это доступный интересный способ знакомства детей с миром музыки.
Руководство по работе с цветными партитурами и диатоническими колокольчиками.
Перед обучением игре на диатонических колокольчиках, детей нужно познакомить с цветовой гаммой, используемой в диатонических колокольчиках. К сожалению, разные наборы используют разные цвета для обозначения одной и той же ноты. Чтобы привыкнуть к этим цветам, я раздаю детям цветные карточки, соответствующие цветам диатонических колокольчиков.
(рис. : цветные карточки для детей)
Дети запоминают, что до 1 октавы – красного цвета, а до 2 октавы – белого цвета. Я играю на диатонических колокольчиках, а дети отстукивают ритм по цветным карточкам.
Каждому ребенку можно раздать свой диатонический колокольчик, после того, как он правильно отстучал ритм по своей карточке.
Я на магнитной доске вывешиваю определенные цветные карточки, объясняя, что:
Целый кружок - четвертная нота.
Половинный кружок - восьмая нота.
(рис. : карточки для диатонических колокольчиков)
Для каждого диатонического колокольчика изготавливаются разные ритмические карточки.
• Партитура: «Цветные нотки».
В партитурах представлены упражнения с названиями нот, которые нужно пропевать одновременно с игрой.
Цель упражнения: изучение нотной грамоты. С помощью данного упражнения развивается у детей память, звуковысотность, тембровое восприятие и способность концентрировать своё внимание.
Руководство к упражнению:
Сначала нужно познакомить детей с нотами, звукорядом, проиграть и пропеть, называя ноты. Дети запоминают названия нот и проигрывают их на цветных карточках. Что бы дети подготовительной группы быстрее запоминали ноты, нужно на диатонических колокольчиках наклеить названия нот.
(рис. : названия нот на колокольчиках)
• Партитура: «Лесенка»
В партитуре представлено упражнение со словами «я по ступенькам поднимусь, потом обратно вниз спущусь». Мелодия сначала идёт вверх, потом постепенно сверху вниз.
Цель упражнения: развитие умения слушать и концентрировать внимание, умения различать высоту звуков и направление движения мелодии.
Руководство к упражнению:
Работу с упражнением нужно начинать с работы с цветными карточками, затем с диатоническими колокольчиками, затем проиграть и пропеть с названием нот. После этого провести работу над словами, далее пропеть и проиграть со словами, стараясь петь и играть в унисон.
• Партитура: песня «Маленькой елочке».
В партитуре прописана мелодия песни «Маленькой ёлочке», сл. З. Александровой, муз. М. Карасева.
Цель упражнения: развитие музыкальных способностей.
Руководство к упражнению:
Вспомнить названия нот, пропеть их, работая с цветными карточками. Далее разобрать цветную партитуру на магнитной доске, отстучать ритм по цветным карточкам, используя две руки. Затем музыкальный работник играет на диатонических колокольчиках, а дети на цветных карточках. Ребята узнают знакомую мелодию, и это становится для них радостным открытием, что они смогли сыграть известную песню, стали полноправными музыкантами. Музыкальный работник предлагает всем вместе сыграть и спеть песню, аккомпанируя на диатонических колокольчиках детям. Партитуру можно использовать на праздниках, как концертный номер.
• Партитура: немецкая народная песня «Раз, два, три – танцуем мы вот так».
Партитура служит аккомпанементом к немецкой народной песне, исполняемой детским оркестром.
Цель упражнения: развитие музыкальных способностей детей, воспитание эстетического вкуса.
Руководство к упражнению:
Начать со знакомства с песней, послушать, поговорить о её содержании. Далее продолжить знакомство с цветной партитурой, проговорить с названием нот, отстучать ритм на та-ти. Затем поговорить с названием нот в заданном ритме. Можно подключить работу с цветными карточками. Музыкальный работник обращает внимание на правильную постановку рук. Отработав навык на карточках, можно переходить на игру на диатонических колокольчиках.
(рис. : на доске партитура «Раз, два, три – танцем мы вот так!»
(рис. : карточки для детей по шире)
(рис. : партитура: «Солнечная капель») (рис. : все карточки для диатонических колокольчиков)
1 строка: «Раз, два, три – танцуем мы вот так!»
2,3 строка(4 карточки) : «Солнечная капель»
4,5 строка(4 карточки) : «Экосез Гуммеля»)
Музыкальные игры для диатонических колокольчиков.
Игра: «Цветные нотки»
Цель игры: способствование развитию внимания, быстроте реакции и совершенствованию контроля за движением руки, в которой находится колокольчик. (С помощью игры мы повторяем с детьми название нот)
Руководство к игре : диатонические колокольчики раздаются в порядке звукоряда. Далее следует объяснить детям правила игры. Музыкальный руководитель показывает цветные ноты в разном порядке. Дети должны быть предельно внимательными, следить за указкой и в нужный момент сыграть свою ноту и пропеть её название.
Игра: «Ритмическое эхо»
Дети садятся полукругом, лицом к педагогу.
Цель игры: развитие чувства ритма и выдержки, умения слушать и слышать. С помощью игры у детей концентрируется внимание.
Руководство к игре : диатонические колокольчики раздаются в любом порядке. Педагог объясняет правила игры. Начинает игру музыкальный руководитель, который играет определенный ритмический рисунок на своём колокольчике. Попросить повторить ритмический рисунок может педагог любого ребенка. Задача воспитанника повторить услышанный ритм на своём колокольчике. (Высота ноты при этом, не имеет значения) Можно сначала подключить ритмические карточки.
Игра: «Будь внимателен»
Для этой игры подходят любые цветные партитуры, где содержится вся палитра цветных нот.
Цель игры: формирование зрительного контроля и повышение скорости реакции. Активизация самоконтроля и веры в свои силы.
Руководство к игре : диатонические колокольчики раздаются в любой последовательности группе детей. Затем объясняем правила игры. Музыкальный руководитель показывает цветные ноты в любом порядке. При этом длительность ноты не важна. Дети должны быть предельно внимательными, следить за указкой и в нужный момент сыграть свою ноту, и держать её до тех пор пока указка не перейдет на другую ноту.
Игра: «В имена»
Играть в эту игру нужно группой детей. Дети садятся в круг.
Цель игры: развитие чистоты интонирования и самоконтроля. С помощью игры детям прививается умение действовать друг за другом.
Руководство к игре : объясняем правила игры. Диатонические колокольчики лучше раздать в порядке звукоряда. Так, детям будет удобнее пропевать свои имена. (Начиная с до 1 октавы, заканчивая на до 2 октавы). Начинает игру музыкальный руководитель, он проигрывает своё имя на колокольчике разделяя его на слоги и просит детей друг за другом пропевать свои имена.
Вариант игры:
-Одно и то же имя можно в самых разных ритмах, как в быстром темпе так и в медленном.
-Можно разделить задачи: мальчики играют своё краткое имя (Саша, а девочки уменьшительно-ласкательное (Машенька).
Календарно—тематическое планирование
Работа по обучению игре на диатонических колокольчиках проводится один
раз в неделю в рамках ОД в разделе «Обучение игре на детских
музыкальных инструментах», которому уделяется 20 минут. Она рассчитана
на год обучения для детей старшего дошкольного возраста. На изучение
одной партитуры отводится несколько занятий.
Месяц Тема Этапы работы
Сентябрь 1 занятие: знакомство с диатоническими колокольчиками. Знакомим детей с новым
музыкальным инструментом.
Пробуждаем интерес.
2 занятие: знакомство с цветными партитурами. Навыки чтения партитуры.
Знакомим детей с цветными
партитурами (нотами для
диатонических колокольчиков) и
учим детей читать по партитуре.
Рассказываем, для чего нужна
партитура, об особенностях
исполнения по партитуре.
3 занятие: знакомство с приёмами и особенностью игры на диатонических колокольчиках.
Учим детей правильно держать
колокольчик, извлекать звук и
контролировать собственные
действия. Знакомим с понятием
«исходная позиция».
4 занятие: закрепление материала Повторяем и закрепляем
пройденный материал за месяц.
Октябрь 1 занятие: Знакомство с обозначением длительностей на партитурах. Практические навыки.
Знакомим детей с музыкальным термином «Длительность» учим детей пропевать длительности: восьмые на «ти», а четверти на «та».
Учим детей своевременно вступать и заканчивать игру в соответствии с музыкой, сохраняя общий темп.
2 занятие: изучение нот с помощью партитуры.
Сначала следует проговорить название нот вслух, затем сыграть инструментальную партитуру «а capella», чётко проговаривая название нот. При этом следует следить за единым темпом и чистотой исполнения.
3 занятие: исполнение партитуры «Цветные нотки».
Начинаем с повторения названия нот, затем проигрываем партитуру «а capella» и соединяем её с аккомпанементом. Мелодию в партитуре с помощью указки показывает способный ребенок.
4 занятие: закрепление пройденного материала. Повторяем и закрепляем названия нот в разных вариациях исполнения. При этом группа детей может играть ноты, а другая группа петь, меняясь ролями. Могут играть все дети, а только солист петь ноты под аккомпанемент колокольчиков.
Ноябрь 1 занятие: разучивание мелодии из партитуры «Лесенка»
Учим мелодию сначала «а capella», в очень медленном темпе. Обращаем внимание детей на высоту звуков и направление движения мелодии.
2 занятие: работа над партитурой «Лесенка»
Прорабатываем отдельно слова. Затем повторяем мелодию и соединяем её словами. Играть и петь следует чётко, не отставая, и не опережая друг друга. Учимся играть в ансамбле.
3 занятие: знакомство с понятием «Чтение с листа». Практические навыки.
Знакомим детей с новым музыкальным термином. Учим читать с листа партитуру: «Цветные нотки»
4 занятие: Играем в игру «Будь внимателен» Объясняем правила игры. Учим детей быстро реагировать на смену показа нот, контролировать свои движения руки, в которой находится колокольчик. При этом следим за тем, что бы после игры своего звука, ребенок быстро убирал руку с колокольчика (цветной карточки)
Декабрь 1 занятие: знакомство с партитурой «Маленькой ёлочке».
Слушаем песню «Маленькой ёлочке», сл. З. Александровой, муз. М. Карасева. Говорим о содержании. Начинаем с проработки длительностей, играя по партитуре и пропеваем их на «ти-ти-та»
2 занятие: работа над партитурой «Маленькой ёлочке».
Начинаем учить слова чётко, проговаривая текст, затем соединяем игру на колокольчиках со словами «а capella».
3 занятие: играем и поём партитуру «Маленькой ёлочке»
Повторяем партитуру со словами «а capella», а затем соединяем с аккомпанементом. Учим детей слушать друг друга и внимательно следить за нотами в партитуре. Показывает мелодию в партитуре музыкальный руководитель.
4 занятие: повторение нот с помощью партитуры «Цветные нотки»
Играем по партитуре с аккомпанементом, четко пропевая названия нот. (Девочки – играют, мальчики – поют, и наоборот) Показывает мелодию в партитуре музыкальный руководитель.
Январь 1 занятие: музыкальная игра с помощью партитуры «Цветные нотки»
Объясняем правила игры. Музыкальный руководитель показывает цветные ноты в разном порядке, постепенно прибавляя темп. Учит детей концентрировать своё внимание на партитуре, играть своевременно свои ноты.
2 занятие: музыкальная игра «В имена»
Педагог объясняем детям правила игры, затем проигрывает своё имя на колокольчике разделяя его на слоги. Дети друг за другом проигрывают своё имя (в разных вариациях)
Февраль 1 занятие: знакомство с понятием «Интервалы». Практические навыки.
Знакомим детей с новым музыкальным терминов «Интервалы». Учим играть в ансамбле интервалы, слушая друг друга, используем партитуры, где есть двухголосие.
2 занятие: музыкальная игра «Ритмическое эхо»
Объяснив правила игры, педагог играет на своём колокольчике определенный ритмический рисунок. Дети его пытаются запомнить и воспроизвести по одному, друг за другом или по выбору педагога.
3 занятие: знакомство с партитурой: «Раз, два, три - танцуем мы вот так»
Слушаем музыкальное произведение, говорим о характере. Пробуем прочитать партитуру с листа.
4 занятие: играем партитуру: «Раз, два, три - танцуем мы вот так»
Начитать следует с отработки отдельно поставленных нот по партиям «а capella».
Март 1 занятие: играем партитуру: «Раз, два, три - танцуем мы вот так»
Прорабатываем длительности с пропеванием ритмического рисунка на «та-ти-та». После соединяем с аккомпанементом. (Песни в записи). Показывает мелодию в партитуре музыкальный руководитель.
2 занятие: работа над партитурой «Раз, два, три - танцуем мы вот так»
Выступление с концертным номером «Раз, два, три - танцуем мы вот так» на празднике посвящённому 8 марта.
Учим детей играть в ансамбле, внимательно слушая друг друга. Пробуждаем детей к эмоциональному отклику на музыку и проявление артистических данных при игре на публике.
3 занятие: соединение с группой металлофонов.
Игра металлофонов и диатонических колокольчиков по очереди, затем соединение разных партий в оркестре. Отработка чистоты интонации, ритма, синхронности.
4 занятие: работа оркестра.
После этого, соединяем слова с игрой, при этом одни дети поют песню по партитуре, а другие аккомпанируют на колокольчиках.
Апрель 1 занятие: повторение нот с помощью партитуры «Цветные нотки»
Вспоминаем названия нот без музыки. Проигрываем партитуру «а capella» с пропеванием нот, затем с аккомпанементом.
2 занятие: знакомство с партитурой «Солнечная капель»
Разучивание начинаем с мелодии (с проработки длительностей)
3 занятие: работа над партитурой «Солнечная капель»
Повторяем мелодию и соединяем с другими музыкальными инструментами для более богатого звучания (например, с диатоническими металлофонами)
4 занятие: работа над партитурой песни «Солнечная капель» На этом этапе, соединяем всю оркестровую группу с песней, при этом игра свои партии дети должны сдерживать динамику звучания, так как оркестр играет роль аккомпанемента. Знакомим детей с термином «аккомпанемент».
Май 1 занятие: ПРАЗДНИКИ
2 занятие: работа над партитурой «Раз, два, три - танцуем мы вот так»
Соединение фонограммы с исполнением детей. Работа над выразительностью и синхронностью.
3 занятие: работа над партитурой «Раз, два, три - танцуем мы вот так»
Продолжение работы над исполнением оркестра под фонограмму.
4 занятие: заключительная работа над партитурой: «Раз, два, три, танцуем мы вот так».
Выступление с концертным номером «Раз, два, три - танцуем мы вот так» на выпускном балу.
Добиваемся точности исполнения ансамблевого звучания. Работаем над артистизмом.
Заключение
С помощью диатонических колокольчиков, дети стали чище интонировать, с
большим интересом изучают нотную грамоту, выступают с эффектными
номерами на досугах и праздниках. Ha занятии царит атмосфера
увлечённости и вдохновения. Благодаря диатоническим колокольчикам,
музицирование для ребят стало самым любимым делом. Заходя в
музыкальный зал, дети спрашивают, будут ли они играть на колокольчиках.
Дети чувствуют себя настоящими артистами, ведь они играют не на
шумовых инструментах, а на музыкальных, издающих настоящие музыкальные звуки!
И в заключении хотелось бы сказать, что нужно пользоваться этими замечательными музыкальными инструментами, разрабатывать свои партитуры. Умелое и грамотное использование диатонических колокольчиков приведёт к всестороннему развитию музыкальных способностей наших детей.
Список литературы.
• Методика музыкального воспитания под редакцией Н. А. Ветлугиной
• С. П. Бублей «Детский оркестр»
• Н. П. Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»
• Т. Э. Тютюнникова «Элементарное музицирование с дошкольниками»
• С. И. Мерзлякова «Учим петь детей 6-7 лет»