Татьяна Родичева
Методическая разработка НОД по познавательному развитию с правовым содержанием
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Знакомство с правами человека
Цель: Дать детям первоначальные представления о правах человека.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «Право», с «Декларацией о правах человека».
Публикация «Методическая разработка НОД по познавательному развитию с правовым содержанием» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
2. Развивать нравственные представления о взаимосвязи соблюдения прав человека, сохранения его здоровья и безопасности жизни.
3. Поддерживать умение детей рассуждать, выдвигать предположения, делать выводы.
5. Воспитывать чувства уважения к себе и другим людям, стремление к поддержанию ЗОЖ и прав человека.
6. Уточнить знание названий русских народных сказок, имен их главных героев, событий.
Тип непосредственной образовательной деятельности: интегрированная
Форма организации деятельности: подгрупповая
Использованные педагогические технологии:
Технология развивающего обучения правового содержания с элементами игровой и изобразительной деятельности детей.
Методы организации познавательного процесса :
=проблемно-поисковый
=игровой
=объяснительно-иллюстративный
=практический
Подготовительный этап:
1. Цикл непосредственно образовательной деятельности, игр по развитию элементарных представлений детей о культуре здоровья, о семье
2. Беседы, игры по нравственному воспитанию
3. Знакомство со сказками (чтение, рассказывание, театрализация, настольно-печатные игры, изодеятельность)
4. Беседы, игры и упражнения по ОБЖ
Оборудование:
1. Книга «Декларация прав человека»
2. Картинки по правам ребенка, с изображением людей в различных эмоциональных состояниях
3. Костюм Буратино, конверт с письмом, мяч, 2 обруча
4. Игра «Сложи сказку»
Цель: Развивать умение складывать изображение по сказке, разрезанное на части; отгадывать название сказки
5. Карточки с силуэтным изображением точками героев сказок
6. Лабиринты
7. Игра «Полезно – вредно»
Цель: Знакомить с воздействием разных видов деятельности человека на его здоровье
8. Изобразительные материалы, бумага с картинками для раскрашивания
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель:
-Ребята, давайте поиграем? Вставайте скорее в круг и передавайте мяч:
Дети встают в круг и играют в игру «Ты катись веселый мячик» :
-Ты катись веселый мячик
Быстро, быстро по рукам,
У кого веселый мячик,
Тот сейчас расскажет нам…
Воспитатель: =Имя того, кто стоит справа
=Какого цвета глаза того, кто стоит слева?
=В чем одет тот, кто стоит справа?
-Ответы детей
Воспитатель:
- Вот видите, ребята, какие вы все разные.
-А что-нибудь общее у вас всех есть?
-Чем все люди похожи дуг на друга?
-Что все люди умеют делать?
-Ответы детей
Воспитатель:
-Верно, у всех людей на планете Земля есть общие черты (то, чем мы все похожи друг на друга) и есть то, что нас различает. У нас может быть разное настроение. Кто-то сегодня здоров и весел, а кто-то грустит… Люди могут по-разному думать, по-разному одеваться, выбирать разные занятия и игры.
-Дети рассматривают картинки разных людей на мольберте
Неожиданно раздается тихий плач…
Воспитатель:
-Ребята, вы ничего не слышите?
Дети:
-Кто-то плачет.
Выходит ребенок в костюме Буратино
Воспитатель:
-Посмотрите, кто к нам пришел?
Дети:
-Это Буратино!
Воспитатель:
-Давайте узнаем, чем он так расстроен?
Буратино:
Я всегда был очень весел,
А теперь вот нос повесил.
Кукол Карабас собрал,
В темный угол затолкал.
Страшно всем героям в сказках…
Я пришел к вам за подсказкой.
Мы имеем все права
И нарушить их нельзя!
Воспитатель:
-Ребята, Буратино сказал, что все имеют права. А вы знаете, что это такое права?
- Высказывания детей
Воспитатель:
- Право – это правило, которое нужно обязательно знать и соблюдать, чтобы жить со всеми дружно и никого не обижать. Каждый человек имеет права. Если кто-то нарушил права сказочных героев, значит, им нужна наша помощь
-Ну, что ж, друзья, поможем сказочным героям?
Дети:
-Поможем. Да!
Воспитатель:
-Буратино, пойдем с нами. Только куда же нам отправиться? Смотрите, У Буратино конверт, может там есть подсказка?
(Открываем конверт и достаем разрезные картинки)
-Как картинки соберете,
В сказку сразу попадете!
Друзья, здесь три картинки, чтобы дружно их собрать, давайте разделимся на три команды. Буратино помоги нам прикрепить эмблемы
-Дети делятся на команды и прикрепляют эмблемы
-Дети подходят к столам и по команде «Крибле- крабле- бумс!» собирают разрезные картинки
Воспитатель:
-Ребята, вы узнали сказки?
-Дети называют =«Гуси – лебеди»
= «Маша и медведь»
= «Кот, петух и лиса»
- Кто нас просил о помощи?
- Что случилось в этих сказках?
-Дети отвечают
-Ребята, в этих сказках нарушено право жить в семье. Каждый человек имеет право жить со своими родными, в своей семье. Если кто-то попытается забрать вас из семьи, он нарушит Ваше право, подвергнет вас опасности.
-Кто же в этих сказках нарушил права?
Дети:
-Гуси-лебеди, баба Яга, медведь, лиса
Воспитатель:
-Какое право нарушено?
Дети:
- Право жить в семье.
Воспитатель:
-Молодцы! Все правильно поняли. Давайте поможем и другим героям?
Дети:
-Поможем! Да!
Воспитатель:
-Открываем вновь конверт,
Чтобы в сказки нам попасть
По точкам нужно их нарисовать!
-Давайте узнаем, каким героям нужна наша помощь?
-Дети обводят по точкам изображения разных героев сказок.
Воспитатель:
-Узнали сказки?
Дети:
-Да! =«Заюшкина избушка»
= «Три поросенка»
= «Теремок»
Воспитатель:
- Кто оказался в беде?
Дети:
-Заяц, поросята, …
Воспитатель:
-Что с ними случилось?
- Дети рассказывают
Воспитатель:
- В этих сказках нарушено право иметь свой дом. У каждого есть свой дом, где живут родные люди – одна семья. Никто не может разрушить дом, или выгнать семью из него на улицу.
- Кто неправильно поступил в этих сказках?
Дети:
-Лиса, волк, медведь
Воспитатель:
-Какое право нарушено?
Дети:
- Право иметь свой дом.
Воспитатель:
-Что ж, и на этот раз все правильно разобрали. Поспешим снова на помощь?
- Чтобы в сказках побывать,
По лабиринту нужно пробежать.
Найдите дороги к сказочным героям.
-Дети рисуют линии в лабиринтах, отгадывают сказки
-Дети называют: = «Колобок»
= «Волк и семеро козлят»
= «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Воспитатель:
- Чьи права нарушены? Кому нужна наша помощь?
Дети:
-Колобок, коза и козлята, Аленушка.
Воспитатель:
- Кто нарушил их права и поступил неправильно?
Дети:
-Лиса, волк, ведьма.
Воспитатель:
-В этих сказках, ребята, нарушается самое важное право человека : право на жизнь и здоровье. Жизнь и здоровье – самое ценное, что есть у человека! Нужно всегда помнить об этом и защищать свои права!
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, а вы имеете право укреплять свое здоровье?
Каждый хочет быть сильным, бодрым, крепким? У вас есть на это право!
Дети:
-Да!
-Давайте научим сказочных героев, как можно укреплять здоровье с помощью сказочной физминутки.
-Дети выполняют физминутку «Царь Горох»
Воспитатель:
- Мышцы мы с вами свои укрепили
И немного взбодрились.
Право на жизнь и здоровье
Свое подтвердили.
Давайте научим теперь сказочных героев, что еще поможет укрепить здоровье, а что будет нарушать право на жизнь
-Дети раскладывают картинки игры «Полезно – вредно» и объясняют свой выбор
-Дети садятся на стулья
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, всегда ли люди соблюдают права человека?
Дети:
- Нет, не всегда.
Воспитатель:
-Да, ребята, к сожалению, многие люди не думают о тех, кто рядом, и поступают так, что обижают других или подвергают их опасности. Вот и Буратино рассказал нам о том, что злой Карабас Барабас нарушил права кукол.
Чтобы защитить права всех людей, был создан специальный документ «Декларация прав человека».
В этом документе записаны права каждого человека.
-Дети рассматривают «Декларацию прав человека», а затем на мольберте картинки с изображение прав человека
Воспитатель:
Давайте уточним, с какими правами сегодня мы с вами познакомились
=с правом человека жить в своей семье,
=с правом иметь свой дом,
= с правом на жизнь и здоровье.
Но в Декларации записаны и другие права человека. Сейчас нам о них расскажут наши ребята
-Дети читают стихи:
=Много нас на белом свете,
Есть и взрослые и дети.
Но в правах мы все равны
И дружить мы все должны.
=Мальчишки и девчонки,
И взрослые с ними,
С рожденья имеют право на имя.
Имеем мы право сказать как один :
Я – полноправный страны гражданин.
=Имеем мы право нормально питаться,
Учиться, лечиться и развлекаться.
Расти в своем доме, в полной семье,
А не на уличной мерзнуть скамье.
=Как хорошо, что есть Декларация!
Закон нас строго охраняет.
В нем важны нам все права -
Они великой силой обладают!
Воспитатель:
-Буратино, мы с ребятами много узнали и тебе рассказали о правах человека.
Давайте сейчас раскрасим картинки о правах и отправим их сказочным героям, чтобы они не огорчали друг друга и не нарушали права, чтобы Карабас Барабас научился обращаться со своими куклами.
-Дети за столами выбирают себе картинки, изоматериалы и раскрашивают.
Рисунки обсуждаем и собираем в конверт Буратино