Мариана Родина
Методическая разработка на тему «Семейные традиции чаепития» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка на тему в подготовительной группе
Аннотация: статья знакомит с историей появления чая в России, назначением чая, возникновением традиции русского чаепития, правилами поведения за столом.
Ключевые слова: чайные традиции, способы заваривания чая, чай, семейные традиции.
Задачи:
образовательные: расширить кругозор детей, ознакомить с историей появления чая на Руси и традициями чаепития;
Публикация «Методическая разработка на тему „Семейные традиции чаепития“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Посиделки
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Чай. Традиции русского чаепития
- Темочки
развивающие: объяснить понятие традиция, поговорить о семейных традициях, обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи;
воспитательные: воспитывать чувство толерантности, интерес и уважение к людям других национальностей, их культуре, воспитывать чувство любви к своей семье и Родине.
Предварительная работа: чтение (К. И. Чуковский «Федорино горе» «Муха-Цокатуха»; Д. Хармс «Иван Иванович Самовар», беседа о семье, заучивание стихов, отгадывание загадок, аппликация на тему «Чайный сервиз», рассматривание иллюстраций русских художников о чаепитии на Руси;
работа с родителями: оформление уголка генеологическое дерево моей семьи, альбома с рисунками «Наши семейные традиции», изготовление атрибутов к с/р игре «Семья».
Материалы к занятию: сундучок, кукла Незнайка, китайская фарфоровая кукла, самовар, заварной чайник, чашки, блюдца, чай, шишки, колокольчик, термос с горячей водой, мяч для игры, тарелка для листиков чая.
Список литературы:
1. Детская энциклопедия “Я познаю мир” (“Культура”, 2001, с. 362-364.
2. Энциклопедия юного художника, “Педагогика”, 1983.
3. М. В. Гневко. Чай.
4. https://russia.rin.ru/
Ход образовательной деятельности:
Дети входят в зал.
Воспитатель: посмотрите ребята, сколько сегодня гостей пришло к нам в детский сад!
Давайте на них посмотрим, улыбнёмся и поздороваемся (дети здороваются).
-Здравствуйте гости дорогие! Гостю почёт, хозяину честь! Удобно ли Вам, всем ли видно, всем ли слышно?
- Ой, ребята, а у нас ещё один гость.
- Кто же это?
Дети: Незнайка!
Незнайка: Здравствуйте ребята, я к вам давно в гости собирался, я знаю, что вы про меня книгу читаете и знаете какой я весёлый и любознательный малыш! А Знайка мне говорит, что в гости без гостинца не ходят. И вот все коротышки прислали целый сундук с гостинцами, а Знайка ещё сказал, что это загадка, и что вы с ней обязательно справитесь.
Воспитатель: Ну что ребята, давайте посмотрим, что нам прислали коротышки из «цветочного города» (открываем сундучок и достаем и рассматриваем все предметы).
- смотрите ребята, а что это? Достаю и показываю, а дети называют: ЧАЙ, ЧАЙНИК, ЧАШКИ, БЛЮДЦА, САХАР, ШИШКИ.
Незнайка: Ой, а это зачем шишки, вы же не белки и они не вкусные.
Воспитатель: Я думаю, что здесь и правда спряталась загадка.
- Ребята, как вы думаете, для чего нужны все эти предметы?
Дети: Для чая!
Воспитатель: И я тоже думаю, что всё это нам понадобится для чаепития.
- А кто и когда пьёт чай? (подвести ответы детей к словосочетанию семейное чаепитие).
Дети: отвечают (дома, когда гости приходят, и т. д.)
Воспитатель: Дома, в семье.
Незнайка: А что такое семья?
Воспитатель: Ребята, Незнайка не знает что такое семья. Давайте ему расскажем. (дети читают стихотворение «Семья»)
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу,
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волнение и трепет,
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно, семья – это сложно!
Но счастливо жить одному – не возможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры - подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель: Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
Семья – это когда все вместе, семья – чудесное место для жизни!
- Ребята а ещё есть очень красивое слово, которое живёт только в семье, это
семейные традиции!
- Ребята, кто знает, что такое семейные традиции? (ответы детей)
- Семейные традиции, - это обычные, принятые в семье нормы, манеры, поведение, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.
«Красен обед пирогами, река – берегами, а семья традициями!»
- Ребята, давайте поиграем в игру «Семейные традиции». Подумайте, вспомните, о какой семейной традиции вы рисовали с родителями в наш групповой альбом.
- Незнайка, бери мяч, передавай его детям и называй свою традицию, которая у вас есть в «цветочном городе».
Незнайка: Мы любим путешествовать.
Воспитатель: А мы каждый выходной ходим в бассейн (дети, получая мяч, называют свою семейную традицию).
После игры дети садятся на стульчики.
Незнайка: Ну так о чём вам рассказали предметы из сундучка?
Воспитатель: Я думаю, что Знайка нам хочет напомнить о самой главной семейной традиции в нашей многонациональной стране, это традиция – … ЧАЕПИТИЯ!
- Молодцы!
-(звенит колокольчик, появляется Китайская кукла)
Кукла: Нихау! (здравствуйте на китайском языке).
- Ребята, я прилетела к вам из Китая, ведь родина ЧАЯ – Китай. На китайском языке слово ЧАЙ это «ЧА». Хотите, я вам расскажу историю о происхождении чая?
Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько листьев с чайного куста. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай – это кустарник. А как вы думаете, какую часть растений используют для приготовления чая (ответы детей).
Незнайка: Ну вот ещё собирать по листку, отломал целую веточку и бросил в воду.
Воспитатель: А давайте проведём эксперимент. Нам коротышки прислали чай. Каждый из вас возьмёт одну чаинку и положит в чайник. А я в него налью горячей воды, и посмотрим, что получится. Мы этот чай пить не будем, это опыт! (завариваю чай и
убираю). Пока чай заваривается для эксперимента, давайте посмотрим, что же ещё осталось в сундучке?
Незнайка: Шишки!
Воспитатель: Ребята, и правда, зачем же нам нужны шишки для чаепития? (ответы детей)
- Хотите, я открою тайну? Вношу самовар.
Незнайка: Ой, какая красивая кастрюлька!
Воспитатель: Ребята, что это?
Дети: Самовар!
Воспитатель: А для чего он нужен?
Дети: Чай пить!
Воспитатель: С давних времён в России зародилась традиция чаепития. Хотите я вам расскажу, как чай появился у нас в России и как его пили из самовара?*
Незнайка: Да, да очень хотим!
Воспитатель: Однажды к русскому Царю приехал китайский Посол и подарил сундук с сушеной китайской травой. Что это и как эту траву готовить никто не знал. И о чае забыли. Через много лет монгольский Хан предал через русских Послов несколько тюков с сухими листьями, а эти листья ценились на вес золота, бояре пробовали на вкус, жевали, нюхали и им не понравилось. Позвали Послов, которые чай привезли, а те сказали что видели, как эти листики кипятком заливали. И когда Царь попробовал, ему очень понравилось, и чай стал входить в моду. Но чай было дорогое удовольствие и его могли купить только дворяне. Чай пили всей семьёй, выпивали 6-8 стаканов, а на столе стоял большой самовар. Самовар – это истинно русское изобретение. Придумали его на Урале, а сделали его в Туле.
Незнайка: Ну, давайте скорее его включим и будем чай пить, где тут у него шнур?
Воспитатель: А вот, ребята, у старого самовара нет никакого шнура, и электричества раньше не было.
Незнайка: А как же он воду грел?
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете? (ответы детей).
- А вот и шишки нам пригодились. Самовар внутри имел трубу, а по широким бокам наливалась вода, в трубу клали шишки и щепки, и поджигали их, и самовар начинал нагревать воду, а угольки поддерживали тепло в самоваре очень долго. Чай разливала хозяйка дома, а если гость больше чай пить не хотел, - переворачивал бокал. К чаю на стол ставили сладости: мёд, варенье и сдобу, пироги, баранки, пряники, калачи, блины. За
чаем было не принято молчать, обязательно разговаривали, решали семейные дела, пели, играли в словесные игры, а вечером сказки рассказывали. (звенит колокольчик)
Кукла: Какие у вас замечательные традиции чаепития, я о них обязательно расскажу у нас в Китае. А сейчас мне пора. Цзай цзянь (по- китайски до свидания). Дети прощаются с китайской куклой.
Незнайка: Ребята, а как же наш опыт? Чай наверно уже зарился?
Воспитатель: Давайте посмотрим (выливаю воду и выкладываю на тарелку листья чая).
-Смотрите ребята, чаинки развернулись и превратились в листочки.
Незнайка: Ой, какие вы все молодцы, как у вас интересно, я столько нового узнал, чт я и не знаю Знайка я или Незнайка?
Воспитатель: Всё знать не возможно. Знания приходят постепенно, если у вас у самих возникает желание всё узнать.
- Что-то гости приуныли, ведь «не красна изба углами, а красна пирогами!» Самовар уже кипит, мне на ушко говорит: «Пора к столу приглашать, гостей чаем угощать!» (дети говорят поговорки про чай).
- Чай пить – приятно жить!
- С чаю лихо не бывает, а здоровья прибавляет!
- Чай усталость всю снимает, настроенье поднимает!
- Чай пьёшь – до ста лет проживёшь!
- Выпей чайку – забудешь тоску!
- За чаем – не скучаем!
В нашем детском саду есть традиция : всех гостей чаем угощать! А ребят с Незнайкой угощенье в группе ждёт.
Родина Марина Анатольевна
воспитатель первой категории
МБДОУ № 136 «Полянка»
город Ульяновск