Коровкина Анна
Многофункциональное дидактическое пособие «Чудо-юбка» для младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Улыбнись, малыш!
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Многофункциональное дидактическое пособие
«Чудо – юбка «Улыбнись, малы
ш!»[/b]
Автор пособия воспитатель:
Коровкина Анна Владимировна,
Адаптационный период является очень важным для малышей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами.
Публикация «Многофункциональное дидактическое пособие „Чудо-юбка“ для младших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические и сенсорные фартуки и юбки
- Дидактические игры
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2023
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, а затем в детском саду. Со временем его опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребёнка.
Предметная деятельность становится ведущей в этом возрасте, именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребенка. Поэтому очень важно сохранять любопытство, максимально ослаблять психологические препятствия, сдерживающие его, такие как адаптация к детскому саду.
Адаптационный период в детском саду – серьезное испытание для детей раннего и младшего дошкольного возраста: стрессовые ситуации, вызванные адаптацией, надолго «выводят из строя» эмоциональное состояние ребенка.
Очень важно, чтобы переход из семейной стабильной среды в другую, а именно, в детский сад, был плавным, мягким, без травмы. В этот период необходимо заложить основы доброжелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Надо стремиться создать такую игровую среду и такую игровую деятельность, в которой ребенок, увлекшись, забылся бы о своих переживаниях и, играя, последовательно совершенствовался.
Именно в этот момент на помощь педагогу и ребёнку приходит разработанное мною пособие «Чудо – юбка «Улыбнись, малыш!».
1. Адаптация
Привлекательная внешне, юбка притягивает к себе внимание малыша, как магнит, заставляя действовать с ее элементами, а, главное, общаться с педагогом, привыкая к нему тактильно, эмоционально, а затем и вербально.
2. Сенсорное развитие:
Действуя с элементами юбки, малыш расширяет диапазон своих сенсорных ощущений, развивает мелкую моторику, совершенствует восприятие, внимание, память, мышление, воображение, творческие способности. Для выражения своих эмоций, объяснения их, маленький человечек ищет контакта с окружающими его взрослыми и детьми, а значит, совершенствует свою речь, учится приемам общения. Ребенок различает, сравнивает, устанавливает сходство предметов по их признакам – по качеству материала, по цвету, форме, величине.
3. Формирование навыков самообслуживания
Действуя с предметами, он приобретает навыки, необходимые для самообслуживания: умение застегнуть и расстегнуть пуговицу, липучку, молнию; достать понравившийся предмет из определенного кармашка, прикрепить его, снять, убрать на место.
Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, вариативной, трансформируемой, доступной и безопасной. Я постаралась изготовить многофункциональное пособие, опираясь на эти требования.
Юбка проста в изготовлении.
Для изготовления юбки была использована ткань «фатин» красного цвета приятная на ощупь.
• Яркая, нарядная всегда привлекает к себе малышей.
• По всей юбке нашиты липучки.
• Все детали отстегиваются – они либо на пуговицах, либо на липучках, на магнитах, кнопках, молниях, шнурках.
• Такая юбка полна сюрпризов и секретов.
• Одновременно несколько детей могут на ней играть.
На юбку были нашиты липучки, на которые прикрепляются детали юбки - разный дидактический материал, изготовленные из фетра и дерева (экологически чистого материала):
• кот Василий (разборная мягкая игрушка их фетра, у которой отстёгиваются все детали (на пуговицах и липучках);
• деревянная палочка с мышкой на верёвочке;
• деревянная магнитная удочка, 3 деревянные рыбки разного размера (большая, средняя, маленькая) и разного цвета, шнурок;
• деревянные катушки разного цвета и нитки (шнурки) с соответствующими катушкам цветами;
• сумочка - шнуровка из фетра с отстёгивающимися деталями;
• цветочек с лепестками разного цвета и бабочки на лепестках цветка соответствующего цвета (на липучках);
• круг из фетра, карточки с животными, карточки с продуктами питания;
• ёжик из фетра, на иголочках у него кнопка, магнит, пуговица и липучка, а также цветок, шишка, яблоко, листик, гриб, груша с соответствующим креплением;
• панно «ферма» из фетра на липучках, фигурки домашних животных из фетра на липучках;
• атласные ленты, разные по цвету;
• прищепки четырех основных цветов;
• три куколки из плотного фетра со съемным набором предметов одежды (на липучках).
3. Игровые приемы
С помощью пособия «Чудо – юбка «Улыбнись, малыш!» можно играть в дидактические игры и упражнения:
Цикл дидактических игр «Наш друг - кот Василий»
1. Игра «Давай знакомиться!»
Цель: знакомство детей с котом (мягкой игрушкой из фетра); Расширить представления о частях тела животного. Формировать умение рассматривать и обследовать игрушки с помощью рук. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и любовь к животным.
Оборудование (материалы): «Чудо - юбка», мягкая игрушка - кот.
Ход игры.
Воспитатель обращает внимание ребёнка (детей) на кота (игрушку на «чудо – юбке»).
Воспитатель: «Посмотрите, кто это?»
(ответ ребёнка (детей)
Воспитатель: «Да, это кот. А зовут его Василий. Давайте с ним познакомимся и его рассмотрим. Посмотрите, какой кот большой, рыжий, полосатый. У него есть голова и туловище. У кота Василия на голове есть глазки, ушки, нос и ротик. На мордочке у кота длинные усы. Покажите их. А какая у кота шубка мягкая, пушистая. Погладьте кота. Еще у кота есть длинный пушистый хвост и мягкие лапки».
Воспитатель вместе с ребёнком (детьми) рассматривает кота, показывают, где у него лапки, ушки, глазки, хвостик. Ребёнок (дети) гладят кота Василия, отмечают какой он мягкий, пушистый. Используется прием «скажи-повтори».
Воспитатель: «Кот разговаривают на своем языке – мяукает. Мяу! Мяу!»
Ребёнок (дети) повторяют за воспитателем.
Воспитатель: «А знаете, что любит есть наш кот? Он любит рыбку, молоко, сыр, курочку и сосиски».
Воспитатель: «Ребята, а кот Василий любит ласкаться. Он умеет мурлыкать, лизать, прыгать, играть, смотреть, ловить, лакать, прогибаться, бегать, сворачиваться в клубок».
Воспитатель: «Кот Василий хочет найти себе новых друзей. А у вас дома есть кот или кошка. Кот Василий хочет с ними подружиться. Расскажите о них. (какая кличка, где живёт кошка; внешний вид, чем питается; как любит играть). Вы любите своих кошек?»
(ребёнок (дети) рассказывают о своих кошках)
Воспитатель: «Ну вот мы и познакомились с котом Василием и теперь даже сможем отгадать загадку»:
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Он умеет чисто мыться,
Не водой, а язычком.
А как часто ему снится,
Блюдце с тёплым молочком!
Только мышь его боится…
Угадали? Это — … (кот)
Воспитатель: «Наш кот Василий любит мяукать, умываться лапкой, ловить рыбу, охотиться на мышей, играть с нитками».
Далее воспитатель предлагает ребёнку (детям) поиграть с котом Василием в разные игры.
2. Игра «Ай, болит!»
Цель: вызвать сочувствие к заболевшему котику, включить детей в обсуждение проблемы и поиск конкретных путей оказания помощи.
Оборудование (материалы): «Чудо-юбка», мягкая игрушка - кот, разноцветные шнурки («усы»).
Ход игры.
Слышится жалобное мяуканье котика.
Воспитатель обращает внимание ребёнка (детей) на кота (игрушку на «чудо – юбке»).
Воспитатель: «Посмотрите, кто это так жалобно плачет?»
(ответ ребёнка (детей)
Воспитатель: «А давайте спросим, почему Василий плачет?»
Воспитатель рассказывает ребёнку (детям, что кот Василий заболел.
(воспитатель отстёгивает все детали (на пуговицах и липучках, раскладывает их на столе, достаёт шнурки («усы»)
Воспитатель: «Давайте пожалеем котика, погладим его».
Ребёнок (дети) гладят игрушку – кота.
Воспитатель: «А что сделать, чтобы Василий выздоровел?»
Ребёнок (дети): «Нужно его полечить!»
Воспитатель: «Молодцы, давайте мы с вами Василия полечим: погладим хвост, «помажем» лапы, глаза, щёки лекарством, пристегнём все детали обратно, «пришьём усы» котику (продеть шнурки)».
Ребёнок (дети) «лечат» Василия вместе с воспитателем.
Воспитатель: «А теперь давайте мы вместе расскажем Василию потешку».
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
У Василия усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
Воспитатель: «Посмотрите, какой красивый стал наш Василий! Шерстка у него гладкая, блестящая. Кот Василий совсем выздоровел, поэтому можно с ним повеселиться. Дети встают вокруг воспитателя в «Чудо – юбке» (на которой находится кот Василий) в кружок и инсценируют движения под музыку вместе с воспитателем».
Все котятки мыли лапки да-да-да-да-да!
Мыли ушки, мыли брюшки да-да-да-да-да!
А потом они устали, (потянулись)
сладко-сладко засыпали
баю-бай, баю-бай, баю-баю бай!
3. Игра «Поймай мышку»
Цель: развивать моторику и координацию обеих рук ребенка.
Оборудование (материалы): «Чудо – юбка», деревянная палочка с мышкой на верёвочке.
Ход игры.
Воспитатель берёт мышку, разматывает верёвочку, отодвигает мышку далеко, насколько позволяет верёвочка. Проговаривает и разучивает с ребёнком стихотворение:
Мышка выглянет из норки,
Чует запах хлебной корки.
Будет мышка убегать,
А Василий - догонять! Мяу!
Воспитатель показывает ребёнку, как скручивать палочку, наматывая на неё верёвочку, чтобы приблизить мышку. Мышка «бежит» по веревочке. Воспитатель предлагает самостоятельно «поймать» мышку. Длину шнурка можно регулировать в зависимости от возраста ребенка.
4. Игра «На рыбалке»
Цель: стимулирование познавательной активности ребенка; активизация мыслительной деятельности.
Задачи:
1. Развивать моторику и координацию движений рук.
2. Развивать сенсорное восприятие цвета.
3. Формировать элементарные математические представления.
Оборудование (материалы): «Чудо юбка», деревянная магнитная удочка, разноцветные рыбки с магнитами разного размера (большая, средняя, маленькая, шнурок.
Ход игры.
Воспитатель, показывая на кота Василия на «Чудо – юбке» рассказывает ребёнку (детям, что он очень любит рыбу, поэтому собирается пойти на рыбалку и приглашает пойти с ним. Принимаете его приглашение?
Ребёнок (дети): «Да!»
Воспитатель: «Тогда вперед!»
(воспитатель и ребёнок (дети) под музыкальное сопровождение отправляются на рыбалку)
Воспитатель разучивает с ребёнком (детьми) стихотворение, и просит повторить за ним движения:
Рыбка в озере резвится
(ладони сложить перед собой, водить из стороны в сторону, как рыба плывёт,
Рыбке нравится играть:
То всплывёт, то затаится
(встать на носочки, вытянуться вверх, присесть, обхватить колени,
То в воде начнёт плясать
(танцевать, двигая руками, как плавниками).
Воспитатель предлагает ребёнку поймать рыбок с помощью удочки.
Рыбки плавают в пруду,
Прутик маленький найду,
Прицеплю к нему крючок
И возьму ещё сачок.
Буду я, как рыболов,
Принесу большой улов,
Кот Василий меня похвалит
И уху на ужин сварит.
Ребёнок при помощи удочки «ловит» рыбку и выполняет задание. В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка задания варьируются. Если у ребенка отсутствует экспрессивная речь, то задания можно выполнять на невербальном уровне, т. е. воспитатель произносит задание, а ребёнок выполняет его, ничего при этом, не проговаривая. В этом случае ребёнок учится выполнять инструкции и накапливает пассивный словарь.
В игре могут принимать участие сразу несколько детей. Они ловят рыбок с помощью удочки с магнитом по очереди, передавая ее друг другу
Варианты заданий:
«Поймай и посчитай рыбок»
«Выбери рыбки разного размера (маленькая, средняя, большая)»
«Поймай рыбку и назови её цвет»
«Поймай 1 красную и 1 желтую рыбку» (чередовать цвета)
«Один и много» (поймать 1 рыбку и много)
«Посчитай рыбок по порядку: первая красная, вторая жёлтая и т. д.»
«Нанижи рыбки на шнурок в соответствии с их размером от большой к маленькой и наоборот».
5. Игра «Разноцветные клубочки»
Цель: стимулирование познавательной активности ребенка; активизация мыслительной деятельности.
Задачи:
1. Развивать моторику и координацию движений рук.
2. Развивать сенсорное восприятие цвета.
3. Формировать элементарные математические представления.
Оборудование (материалы): «Чудо юбка», деревянные катушки разного цвета и нитки (шнурки) с соответствующими катушкам цветами.
Ход игры.
Воспитатель, показывая на кота Василия на «Чудо – юбке» рассказывает ребёнку (детям, что он очень любит играть с клубочками, и поэтому все нитки перепутались. Он просит помочь ему.
Воспитатель раскладывает катушки с нитками на столе и обращается к детям.
Воспитатель: «…., эта катушка какого цвета?»
Ребёнок: «Красная».
Воспитатель: «Правильно, умница….»
(спрашивает другого ребёнка) «…., а эта катушка какого цвета?»
Ребёнок: «Жёлтая».
Воспитатель: «Молодец …. Да, жёлтая. Всё верно».
(ребёнок (дети) называет цвета катушек)
Воспитатель: «А вот и нитки, которые распутал кот Василий. Они тоже все разноцветные. Катя, а эта нитка какого цвета?»
(ребёнок (дети) называет цвета каждой нитки: красная, жёлтая, синяя, зелёная)
Воспитатель: «Ребята вы все молодцы, все цвета назвала верно. А сейчас чтобы помочь нашему Василию нужно подобрать нитки к катушкам по цвету: к красной катушке – красную нитку, жёлтой катушке – жёлтую нитку, синей катушке – синюю нитку, зелёной катушке – зелёную нитку. Давайте попробуем».
(ребёнок (дети) выполняет, если ребёнок (дети) затрудняется, то воспитатель помогает).
Воспитатель: «Молодцы! Вы всё правильно разложили. Теперь нужно намотать нитки на катушки и получатся клубочки. Делайте, как я, вот так! (воспитатель показывает ребёнку (детям, как из ниток (шнурков) наматывать клубочки, ребёнок (дети) выполняет по показу воспитателя)».
Воспитатель: «Ребята, смотрите какие разноцветные клубочки у нас получились: красный, жёлтый, синий, зелёный. Кот Василий очень рад благодарит всех за помощь. Давайте разучим для кота Василия стихотворение»:
Котик нам принёс клубочки,
Посчитай-ка их, дружочек,
Раз, два, три, четыре, пять-
В пары нужно их собрать!
(воспитатель разучивает с ребёнком (детьми) стихотворение)
Воспитатель: «Ребята, а давайте посчитаем сколько всего клубочков у нас получилось».
(ребёнок (дети) считают клубочки)
Воспитатель: «Всё верно, четыре клубочка. Молодцы! А сейчас кот Василий приглашает всех поиграть с ним в «весёлые» клубочки!»
6. Игра «Истории кота Василия»
Используйте игрушку для инсценировки игровых сюжетов и рассказывания весёлых историй про кота Василия.
Заключени
е. [/b]
Данное методическое пособие представлено в виде красочной юбки с нашитыми на нее лентами, карманами, съёмными фигурками, волшебными мешочками, геометрическими фигурами, шнуровками, а также имеющую дополнительные предметы: прищепки, животные, цветы на пуговицах и пр.
Для детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации "Чудо - юбка" помогает детям отвлечься от переживаний, связанных с расставанием с близкими людьми. Педагог, завлекая их необычным пособием, превращается в сказочную фею, которая предлагает поиграть. Между взрослым и ребенком налаживается зрительный и вербальный контакт, так необходимый для создания теплых и доверительных отношений в период адаптации.
Также это многофункциональное пособие способствует развитию тактильно - сенсорных эталонов и формированию навыков самообслуживания. Действуя с предметами юбки, ребёнок приобретает навыки, необходимые для самообслуживания: умение застегнуть и расстегнуть пуговицу и замок, липучку, достать понравившийся предмет из определенного кармашка, прикрепить его, снять, убрать на место.
«Чудо – юбка «Улыбнись, малыш» помогает собрать вокруг себя детей и увлечь их интересной игрой, а также обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослого.
Данное пособие предназначено для детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Результаты выявили значительное улучшение показателей:
• Дети легко адаптируются к условиям детского сада, улучшилось психоэмоциональное настроение;
• Созданы тёплые доверительные отношения педагога с ребёнком и сверстниками;
• У детей развит познавательный интерес к самостоятельному и совместному обследованию предметов и разнообразным действиям с ним;
• Дети самостоятельно могут застегнуть замочки, пуговицы, одевать и снимать одежду.
Яркая, широкая юбка с разноцветными карманами, ленточками, игрушками собирает вокруг себя всех ребят. Даже заплаканный малыш, скучающий по маме, увидев воспитательницу в таком наряде, перестает капризничать. Ведь не зря дети говорят, что «хорошая воспитательница похожа на царевну в красивой красной юбке!