Ирина Петрова
Литературный кружок для разновозрастных групп
▼ Скачать + Заказать документы
Литературный кружок для разновозрастных групп
Пояснительная записка.
Методическая разработка посвящена актуальной проблеме нарушения устной и письменной речи среди детей, а также замещения гаджетами традиций семейного чтения и интереса школьников к книге.
К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности, знакомить с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.
Публикация «Литературный кружок для разновозрастных групп» размещена в разделах
Направление методической разработки – воспитание и социализация обучающихся отвечает требованиям дошкольного образования. (Ст. 64 ФЗ N 273 (ред. от 01.01.2021) «Об образовании в Российской Федерации» :
«Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».
Методическая разработка может быть полезной педагогам дошкольных образовательных учреждений, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям и гувернёрам.
Цель: Раскрытие опыта проведения образовательной деятельности с дошкольниками в форме литературного кружка группы
Для достижения поставленной цели, выбрала нетрадиционную форму образовательной деятельности – литературный кружок группы.
Решение актуальной проблемы определялось общеобразовательной программой «Детство» под редакцией И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе.
Работа проводится в тесном контакте с заместителем заведующего по УВР.
Содержательная и методические части.
Делюсь своим опытом проведения образовательной деятельности с дошкольниками в форме литературного кружка группы.
Реализация образовательной деятельности в форме литературного кружка группы началась в 2019-2020 уч. гг. с детьми второй младшей группы (3-4 лет) и продолжается в 2020-2021 гг. с детьми средней группы.
В группе «Колокольчики» 27 детей 4-5 лет: мальчиков – 14, девочек – 13; с первой группой здоровья – 4, второй группой здоровья – 19 детей, третьей – 3.
Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная.
2019-2020 гг.
Чтобы облегчить период адаптации, создать благоприятное эмоциональное настроение родителей и детей, укрепить понимание, что детский сад – новый этап в жизни семьи и ребёнка, укрепить понимание, что в нём ему будет хорошо предложили принять участие в первом тематическом мероприятии группы – выставке поделок из овощей и фруктов, а также поделок из природного материала "ПРАЗДНИК УРОЖАЯ". Благодаря активной помощи родителей дети впервые представили свои работы перед одногруппниками, делились опытом совместной с родителями работы (фотоматериалы, запись ВК группы). Во время встречи участники были заинтересованы, эмоционально отзывчивы.
Так родилась идея организовать тематические встречи литературного кружка, где дети учатся пересказывать и составлять рассказ по иллюстрациям, обсуждать сезонные изменения в природе, развивать навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых сказочных образов, слушать классическую музыку, приобретать опыт публичных выступлений и др.
В октябре прошли первые встречи литературного кружка с презентацией детьми книжек-малышек на тему «Азбука здоровья», «Моя семья». Участники делились продуктом совместной деятельности с родителями: говорили о правилах здорового образа жизни, личной гигиене и режиме дня с опорой на книжку-малышку, лэпбук.
Зимой прошла встреча литературного кружка – «По страницам любимых сказок Корнея» с презентацией книжек-малышек (фотоматериалы, запись ВК группы).
Для первого опыта театрализации использовали материал РНС «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Маша и три медведя». Детям очень нравятся рассказы В. Осеевой, и на один из них – «Печенье» мы делали инсценировку. Обсуждение удалось! (фотоматериалы, запись ВК группы).
В 2019-2020 гг. активно посещали театральные площадки города, смотрели спектакли с последующим обсуждением с детьми сюжета и героев, для родителей информация с аннотацией спектаклей размещается на страницах ВК группы : кукольные спектакли «Бабушкин помощник», «Один дома», «Заюшкина избушка» (фотоматериалы, запись ВК группы).
В День народного единства декламировали первые стихи о Родине (фотоматериалы, запись ВК группы).
В День Матери провели праздничный концерт. Дети поздравили гостей хоровым исполнением песни «Улыбка» сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского и пели частушки (видеоматериал ВК группы).
В 2020-2021 гг. темы встреч литературного кружка носят сезонный характер. Выбрана модель организации воспитательно - образовательного процесса совместной взросло-детской (партнерской) деятельности, культурных практик и свободной самостоятельной деятельности детей с предварительной подготовительной работой.
Тема ноябрьской встречи: "Золотая осень".
Программа встречи: рассматривание и обсуждение тематических альбомов и иллюстраций, беседа об осени; декламирование тематических стихов; прослушивание классической музыки из альбома «Времена года. Октябрь» П. И. Чайковского (видеоматериал ВК группы).
Тема февральской встречи: «Поэтический образ зимы в детском рисунке».
Программа встречи: рассматривание и обсуждение тематических альбомов и иллюстраций, знакомство с картинами русских художников И. И. Шишкина «Зима», В. М. Васнецова «Зимний сон», И. Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца», с последующим рисованием красками несложного пейзажа по стихотворению Е. Трутневой «Елка»; декламирование стихов о зиме; прослушивание классической музыки из альбома «Времена года. Декабрь.» П. И. Чайковского (видеоматериал ВК группы).
Тема майской встречи: «Как встречают весну деревья нашего участка».
Программа встречи: экскурсия и обсуждение, творческая площадка для создания свободного пейзажа карандашами, декламирование детьми стихов о весне; прослушивание классической музыки из альбома «Времена года. Апрель.» П. И. Чайковского.
Среди родителей проведён конкурс по созданию эмблемы литературного кружка группы. В конкурсе участвовало 5 работ, провели голосование на страницах ВК группы и выбрали эмблему кружка (материалы ВК группы).
Огромное значение в своей работе уделяю чтению художественной литературы. Начинали с ежедневной совместной деятельности взрослого и детей – посещения «библиотеки» группы (центр «Книги»). Учились держать книгу, рассматривать иллюстрации, обсуждать и рассказывать, что нарисовано на правой или левой странице (закрепляли пространственную ориентировку, кто герой, что справа, слева, спереди, сзади от героя, отвечали на вопросы, о чем может быть эта книга? Дети учились правилам поведения в библиотеке, бережному отношению к книге, формировался интерес.
В группе не часто приходиться «лечить» книгу, есть ответственные за центр, которые помогают содержать его в порядке.
Ежедневное чтение художественной литературы, озвучивание героев в игровой форме, подражание разным звукам по сюжету книги помогает формировать звуковую культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т. д.); вызывать эмоциональный отклик и положительное восприятие художественного слова и фольклора. Обсуждение прочитанного, позволяет детям понимать социальную оценку поступков сверстников и героев литературных произведений. Дети научились называть любимые сказки, читать наизусть понравившиеся стихотворения, считалки, составлять небольшие пересказы. Дети самостоятельно и с помощью воспитателя осваивают основные виды деятельности: игровую – игра-фантазия, режиссёрская игра, коммуникативная, игра-путешествие, игра-драматизация с постановкой небольших сказок или отрывков из прочитанных книг и придуманных историй. Особенно интересны детям рассказы о животных. Любимыми книгами стали: РНС, стихи советских и зарубежных писателей, рассказы В. Сутеева, В. Осеевой, Н. Носова, В. Бианки, и другие.
Для решения задачи социализации и развития творческих способностей дошкольников в соответствии с ФГОС ДО провела работу по разработке и внедрению проектного метода обучения и воспитания. Проект «Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности детей дошкольного возраста средствами театрализации» реализован с сентября 2020 декабрь 2020 гг. (презентация, фото и видеоматериалы ВК группы).
Информационно - творческий, познавательно-игровой проект объединил в себе различные виды деятельности в интегрированных областях: социально - коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, физическое развитие. Проект обогатил опыт работы по формированию общей культуры, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формируя предпосылки учебной деятельности и хорошо дополнил замысел создания литературного кружка группы.
Параллельно проводились консультации для родителей (папки-передвижки, ВК группы, сайт Дс. :
• «Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду?»
• «Что должен уметь Ваш ребёнок в 3 года»
• «Развитие речи. Основания для беспокойства.»
• «Ребёнок не любит утренники»
• Рекомендации к просмотру российского анимационного мини сериала по рассказам Юрия Коваля – «Круглый год»
• «Какие сказки почитать?»
• «Что читать малышу 3-4 лет?»
• Навигатор для современных родителей https://растимдетей. рф/
• Аннотации к книгам "Как папа был маленьким" сатирика А. Раскина, "Как мама была маленькой. Книга для дружбы детей" Е. Колиной
• Статья «Знакомим с образовательной областью "Речевое развитие"
комплексной образовательной дошкольной программы "Детство"»
• «Обсуждаем прочитанное»
• ЦИФРОВОЕ СЛАБОУМИЕ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
(Л. Стрельникова, журнал «Химия и жизнь», 2014, №12)
• Информация о пятой общероссийской акции «Дарите книги с любовью!», приуроченной к Международному дню книгодарения, который отмечается 14 февраля во многих странах мира. Источник: сайт Библиодуэт https://vk.com/biblioteki43i27
• Зимнее чтение. 25 лучших детских книг про зиму. Бумажная книга остается актуальным подарком и не теряет своей ценности. Источник: сайт Свет в окне библиотеки https://vk.com/svet_v_okne_biblioteki
• «Семейное чтение»
• «Ребёнок и телевизор»
Список литературы, Интернет-ресурсы:
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 352стр.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Парциальная программа. Учебно-методическое пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 304 с. : ил.
«Знакомим детей с живописью. Пейзаж. Выпуск 1. Средний дошкольный возраст (4-5 лет). ФГОС» Н. А. Курочкина. — СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. — 24 с. : ил.
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет. Методические рекомендации. Конспекты занятий. ФГОС» Н. В. Нищева — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 80стр.
«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. ФГОС ДО» О. С. Ушакова— Москва: «Творческий Центр СФЕРА», 2019. — 288стр.
«Игра в жизни дошкольника. Сборник материалов 3-7 лет. ФГОС» Н. В. Нищева — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. — 240стр.
Литературный фонд группы и библиотеки СПб ГБУК «ЦБС Калининского района Библиотека-филиал №11»
Интернет-ресурсы