Папки-передвижки

Литературный кружок для разновозрастных групп

Ирина Петрова
Литературный кружок для разновозрастных групп

Литературный кружок для разновозрастных групп

Пояснительная записка.

Методическая разработка посвящена актуальной проблеме нарушения устной и письменной речи среди детей, а также замещения гаджетами традиций семейного чтения и интереса школьников к книге.

К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности, знакомить с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

Публикация «Литературный кружок для разновозрастных групп» размещена в разделах

Направление методической разработки – воспитание и социализация обучающихся отвечает требованиям дошкольного образования. (Ст. 64 ФЗ N 273 (ред. от 01.01.2021) «Об образовании в Российской Федерации» :

«Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».

Методическая разработка может быть полезной педагогам дошкольных образовательных учреждений, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям и гувернёрам.

Цель: Раскрытие опыта проведения образовательной деятельности с дошкольниками в форме литературного кружка группы

Для достижения поставленной цели, выбрала нетрадиционную форму образовательной деятельности – литературный кружок группы.

Решение актуальной проблемы определялось общеобразовательной программой «Детство» под редакцией И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе.

Работа проводится в тесном контакте с заместителем заведующего по УВР.

Содержательная и методические части.

Делюсь своим опытом проведения образовательной деятельности с дошкольниками в форме литературного кружка группы.

Реализация образовательной деятельности в форме литературного кружка группы началась в 2019-2020 уч. гг. с детьми второй младшей группы (3-4 лет) и продолжается в 2020-2021 гг. с детьми средней группы.

В группе «Колокольчики» 27 детей 4-5 лет: мальчиков – 14, девочек – 13; с первой группой здоровья – 4, второй группой здоровья – 19 детей, третьей – 3.

Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная.

2019-2020 гг.

Чтобы облегчить период адаптации, создать благоприятное эмоциональное настроение родителей и детей, укрепить понимание, что детский сад – новый этап в жизни семьи и ребёнка, укрепить понимание, что в нём ему будет хорошо предложили принять участие в первом тематическом мероприятии группы – выставке поделок из овощей и фруктов, а также поделок из природного материала "ПРАЗДНИК УРОЖАЯ". Благодаря активной помощи родителей дети впервые представили свои работы перед одногруппниками, делились опытом совместной с родителями работы (фотоматериалы, запись ВК группы). Во время встречи участники были заинтересованы, эмоционально отзывчивы.

Так родилась идея организовать тематические встречи литературного кружка, где дети учатся пересказывать и составлять рассказ по иллюстрациям, обсуждать сезонные изменения в природе, развивать навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых сказочных образов, слушать классическую музыку, приобретать опыт публичных выступлений и др.

В октябре прошли первые встречи литературного кружка с презентацией детьми книжек-малышек на тему «Азбука здоровья», «Моя семья». Участники делились продуктом совместной деятельности с родителями: говорили о правилах здорового образа жизни, личной гигиене и режиме дня с опорой на книжку-малышку, лэпбук.

Зимой прошла встреча литературного кружка – «По страницам любимых сказок Корнея» с презентацией книжек-малышек (фотоматериалы, запись ВК группы).

Для первого опыта театрализации использовали материал РНС «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Маша и три медведя». Детям очень нравятся рассказы В. Осеевой, и на один из них – «Печенье» мы делали инсценировку. Обсуждение удалось! (фотоматериалы, запись ВК группы).

В 2019-2020 гг. активно посещали театральные площадки города, смотрели спектакли с последующим обсуждением с детьми сюжета и героев, для родителей информация с аннотацией спектаклей размещается на страницах ВК группы : кукольные спектакли «Бабушкин помощник», «Один дома», «Заюшкина избушка» (фотоматериалы, запись ВК группы).

В День народного единства декламировали первые стихи о Родине (фотоматериалы, запись ВК группы).

В День Матери провели праздничный концерт. Дети поздравили гостей хоровым исполнением песни «Улыбка» сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского и пели частушки (видеоматериал ВК группы).

В 2020-2021 гг. темы встреч литературного кружка носят сезонный характер. Выбрана модель организации воспитательно - образовательного процесса совместной взросло-детской (партнерской) деятельности, культурных практик и свободной самостоятельной деятельности детей с предварительной подготовительной работой.

Тема ноябрьской встречи: "Золотая осень".

Программа встречи: рассматривание и обсуждение тематических альбомов и иллюстраций, беседа об осени; декламирование тематических стихов; прослушивание классической музыки из альбома «Времена года. Октябрь» П. И. Чайковского (видеоматериал ВК группы).

Тема февральской встречи: «Поэтический образ зимы в детском рисунке».

Программа встречи: рассматривание и обсуждение тематических альбомов и иллюстраций, знакомство с картинами русских художников И. И. Шишкина «Зима», В. М. Васнецова «Зимний сон», И. Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца», с последующим рисованием красками несложного пейзажа по стихотворению Е. Трутневой «Елка»; декламирование стихов о зиме; прослушивание классической музыки из альбома «Времена года. Декабрь.» П. И. Чайковского (видеоматериал ВК группы).

Тема майской встречи: «Как встречают весну деревья нашего участка».

Программа встречи: экскурсия и обсуждение, творческая площадка для создания свободного пейзажа карандашами, декламирование детьми стихов о весне; прослушивание классической музыки из альбома «Времена года. Апрель.» П. И. Чайковского.

Среди родителей проведён конкурс по созданию эмблемы литературного кружка группы. В конкурсе участвовало 5 работ, провели голосование на страницах ВК группы и выбрали эмблему кружка (материалы ВК группы).

Огромное значение в своей работе уделяю чтению художественной литературы. Начинали с ежедневной совместной деятельности взрослого и детей – посещения «библиотеки» группы (центр «Книги»). Учились держать книгу, рассматривать иллюстрации, обсуждать и рассказывать, что нарисовано на правой или левой странице (закрепляли пространственную ориентировку, кто герой, что справа, слева, спереди, сзади от героя, отвечали на вопросы, о чем может быть эта книга? Дети учились правилам поведения в библиотеке, бережному отношению к книге, формировался интерес.

В группе не часто приходиться «лечить» книгу, есть ответственные за центр, которые помогают содержать его в порядке.

Ежедневное чтение художественной литературы, озвучивание героев в игровой форме, подражание разным звукам по сюжету книги помогает формировать звуковую культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т. д.); вызывать эмоциональный отклик и положительное восприятие художественного слова и фольклора. Обсуждение прочитанного, позволяет детям понимать социальную оценку поступков сверстников и героев литературных произведений. Дети научились называть любимые сказки, читать наизусть понравившиеся стихотворения, считалки, составлять небольшие пересказы. Дети самостоятельно и с помощью воспитателя осваивают основные виды деятельности: игровую – игра-фантазия, режиссёрская игра, коммуникативная, игра-путешествие, игра-драматизация с постановкой небольших сказок или отрывков из прочитанных книг и придуманных историй. Особенно интересны детям рассказы о животных. Любимыми книгами стали: РНС, стихи советских и зарубежных писателей, рассказы В. Сутеева, В. Осеевой, Н. Носова, В. Бианки, и другие.

Для решения задачи социализации и развития творческих способностей дошкольников в соответствии с ФГОС ДО провела работу по разработке и внедрению проектного метода обучения и воспитания. Проект «Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности детей дошкольного возраста средствами театрализации» реализован с сентября 2020 декабрь 2020 гг. (презентация, фото и видеоматериалы ВК группы).

Информационно - творческий, познавательно-игровой проект объединил в себе различные виды деятельности в интегрированных областях: социально - коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, физическое развитие. Проект обогатил опыт работы по формированию общей культуры, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формируя предпосылки учебной деятельности и хорошо дополнил замысел создания литературного кружка группы.

Параллельно проводились консультации для родителей (папки-передвижки, ВК группы, сайт Дс. :

«Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду?»

«Что должен уметь Ваш ребёнок в 3 года»

«Развитие речи. Основания для беспокойства.»

«Ребёнок не любит утренники»

• Рекомендации к просмотру российского анимационного мини сериала по рассказам Юрия Коваля – «Круглый год»

«Какие сказки почитать?»

«Что читать малышу 3-4 лет?»

• Навигатор для современных родителей https://растимдетей. рф/

• Аннотации к книгам "Как папа был маленьким" сатирика А. Раскина, "Как мама была маленькой. Книга для дружбы детей" Е. Колиной

• Статья «Знакомим с образовательной областью "Речевое развитие"

комплексной образовательной дошкольной программы "Детство"»

«Обсуждаем прочитанное»

ЦИФРОВОЕ СЛАБОУМИЕ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

(Л. Стрельникова, журнал «Химия и жизнь», 2014, №12)

• Информация о пятой общероссийской акции «Дарите книги с любовью!», приуроченной к Международному дню книгодарения, который отмечается 14 февраля во многих странах мира. Источник: сайт Библиодуэт https://vk.com/biblioteki43i27

• Зимнее чтение. 25 лучших детских книг про зиму. Бумажная книга остается актуальным подарком и не теряет своей ценности. Источник: сайт Свет в окне библиотеки https://vk.com/svet_v_okne_biblioteki

«Семейное чтение»

«Ребёнок и телевизор»

Список литературы, Интернет-ресурсы:

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 352стр.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Парциальная программа. Учебно-методическое пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 304 с. : ил.

«Знакомим детей с живописью. Пейзаж. Выпуск 1. Средний дошкольный возраст (4-5 лет). ФГОС» Н. А. Курочкина. — СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. — 24 с. : ил.

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет. Методические рекомендации. Конспекты занятий. ФГОС» Н. В. Нищева — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 80стр.

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. ФГОС ДО» О. С. Ушакова— Москва: «Творческий Центр СФЕРА», 2019. — 288стр.

«Игра в жизни дошкольника. Сборник материалов 3-7 лет. ФГОС» Н. В. Нищева — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. — 240стр.

Литературный фонд группы и библиотеки СПб ГБУК «ЦБС Калининского района Библиотека-филиал №11»

Интернет-ресурсы

Публикации по теме:

«Широкая масленица». Развлечение для дошкольников разновозрастных групп в ДОУ. Фотоотчёт«Широкая масленица». Развлечение для дошкольников разновозрастных групп в ДОУ. Фотоотчёт "-Собирайся народ! В гости Масленица ждёт, Мы зовём к себе тех, Кто любит веселье и смех! Ждут вас игры,забавы и шутки, Скучать не.

Беседа «Здоровое питание» для разновозрастных групп в СРЦНБеседа «Здоровое питание» для разновозрастных групп в СРЦН Беседа: «Здоровая пища» Цель: Рассказать детям о продуктах питания и их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества»,.

Дымковская и Филимоновская игрушки руками ребят разновозрастных группДымковская и Филимоновская игрушки руками ребят разновозрастных групп Дымковская и Филимоновская игрушки – часть российского творчества росписи глины в числе народных промыслов занимает огромное место. Игрушки.

Фотоотчёт о летнем развлечении для разновозрастных групп «День Нептуна»Фотоотчёт о летнем развлечении для разновозрастных групп «День Нептуна» Лето в самом разгаре и праздники для детей на свежем воздухе продолжаются. Очередным стало развлечение для всех возрастных групп "День Нептуна".Нептун.

Фотоотчёт летнего развлечения для разновозрастных групп «Праздник ярких красок»Фотоотчёт летнего развлечения для разновозрастных групп «Праздник ярких красок» Цель:Развивать творческие способности детей посредством игровой и изобразительной деятельности. Ведущий поприветствовал всех собравшихся.

Фотоотчёт о летнем развлечения для разновозрастных групп «Шляпки разные бывают»Фотоотчёт о летнем развлечения для разновозрастных групп «Шляпки разные бывают» Цель: Развивать представление об истории разнообразных головных уборов,об их назначении. Задачи: - познакомить детей с разнообразием головных.

Фотоотчёт о развлечении для разновозрастных групп, посвященном Дню защиты детейФотоотчёт о развлечении для разновозрастных групп, посвященном Дню защиты детей Первый день лета выдался пасмурным,моросил мелкий дождичек и дул прохладный ветерок. Вместо сарафанчиков и футболок ребятам пришлось одеть.

Конспект занятия для разновозрастных групп по русской народной сказке «Репка»Конспект занятия для разновозрастных групп по русской народной сказке «Репка» Конспект занятия по русской народной сказке «Репка» Составил : Новикова Н. А. Цель: способствовать формированию положительного эмоционального.

Фотоотчёт о развлечении для разновозрастных групп «Здравствуй, лето!»Фотоотчёт о развлечении для разновозрастных групп «Здравствуй, лето!» Цель:Создать праздничную,доброжелательную, радостную атмосферу на празднике. Вызвать желание у детей принимать активное участие в празднике.

Стенгазеты. Совместная работа с родителями и детьми разновозрастных группСтенгазеты. Совместная работа с родителями и детьми разновозрастных групп Стенгазеты. Совместная работа с родителями и детьми разновозрастных групп. Воспитатель Арутюнян Л. А. Для современного общества качественная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Литературный кружок для разновозрастных групп
Опубликовано: 24 декабря 2021 в 19:25
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД