Елена Шитова
Мастер-классы для родителей дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Мастер-классы для родителей и воспитанников
«Использование ресурса изотерапии для социально-эмоционального развития дошкольников с ЗПР»
Автор: воспитатель Шитова Е. П.
Цель: педагогическое просвещение родителей, знакомство со способами организации взаимодействия с ребенком в продуктивной деятельности.
Задачи: - создать творческий коллектив педагогов, участвующих в мастер-классах;
- объединить в мастер-классе художественно-эстетическое, коррекционное и психологическое содержание;
Публикация «Мастер-классы для родителей дошкольников с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Мастер-классы для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- продемонстрировать родителям продуктивные способы взаимодействия с детьми;
- создать благоприятный эмоциональный фон для совместной деятельности.
Участники: воспитатель, педагог-психолог., учитель-дефектолог, родители, воспитанники группы ЗПР.
Место проведения: группа.
Периодичность: 1 раз в 2 месяца.
Мастер-классы
«Не рядом, а вместе!»
1. Значение коммуникации для социально-эмоционального развития ребенка. (Воспитатель)
2. Коммуникативные игры и тренинг. (Педагог-психолог)
3. Упражнения для тренировки мелкой моторики. (Учитель-дефектолог)
4. Рисование с использованием приемов изотерапии «Рисунок по кругу». (Воспитатель) Педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатель, родители воспитанников.
Участники: Педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатель, родители воспитанников
«Мелкая моторика – крупная проблема»
1. Взаимосвязь изотерапии и развития мелкой моторики. (Воспитатель)
2. Тренинг «Взаимодействие в паре». (Педагог-психолог)
3. Изготовление поделки «Живая гусеница» (Учитель-дефектолог)
4. Рисование в паре «Моя планета» (Воспитатель) Учитель-дефектолог, воспитатель, родители воспитанников.
Участники: Педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатель, родители воспитанников
«3D-творчество из газеты»
1. Коммуникативное упражнение «Приветствие» (Педагог-психолог)
2. Коммуникативное упражнение «Мой любимый цвет» (Педагог-психолог)
3. Упражнения на развитие мелкой моторики с использованием газетной бумаги. (Воспитатель)
4. Изготовление поделки с использованием газетной бумаги, сложенной гармошкой. (Воспитатель)
Участники: Педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатель, родители воспитанников, воспитанники группы ЗПР
«Нарисованная сказка»
1. Коммуникативноый тренинг с психологом. (педагог-психолог)
2. Инсценировка «Курочка-Ряба» (педагог-психолог)
3. Рисование с помощью пластиковых вилок. (Воспитатель)
4. Инсценировка сказки с использованием рисунков. (Воспитатель)
Участники: Педагог-психолог, воспитатель, родители воспитанников, воспитанники группы ЗПР
Приложение 1
Конспект мастер-класса «Не рядом, а вместе!»
Задачи:
1. Познакомить родителей с технологией изотерапии.
2. Осветить проблемы социально-эмоционального развития дошкольников с ЗПР.
3. Показать возможные проблемы взаимоотношений взрослый-ребенок.
4. Представить варианты организации взаимодействия подгруппы при развитии мелкой моторики и в изобразительной деятельности.
Материалы:
1. Листы-раскраски (А4)
2. Пластилин
3. Бросовый материал (крупа, макароны)
4. Листы для рисования (А4)
5. Цветные карандаши, восковые мелки.
План проведения:
1. Воспитатель освещает проблемы социально-эмоционального развития у дошкольников с задержкой психического развития и представляет цели и возможности изотерапии для использования в коррекционной работе (положительный эмоциональный фон, состояние комфорта, возможность вербального и невербального контакта, развитие чувства внутреннего контроля, сплочение и взаимодействие).
2. Педагог-психолог проводит коммуникативное упражнение «Давайте познакомимся!» и тренинг «Статуя ребенка» (демонстрация проблем взаимодействия родителя и ребенка)/
3. Учитель-дефектолог: «Плоскостная лепка из пластилина с использованием технологии плоскостного рисования и природного материала» С помощью пластилина родители закрашивают предметы на рисунке и дополняют изображение бросовым материалом, который крепится на пластилин.
4. Воспитатель Шитова Е. П. Задание «Рисунок по кругу». Участники мастер-класса, расположившись по кругу, начинают рисовать что-то для них важное на данный момент. По сигналу ведущего каждый участник передает свой лист соседу слева и получает лист от соседа справа, вносит свои штрихи и дополнения, по сигналу передает соседу слева и т. д. пока к нему не вернется лист, начатый им. Затем каждый делится своими чувствами при виде коллективного творения.
Приложение 2
Конспект мастер-класса «Мелкая моторика – крупная проблема»
Задачи:
1. Используя приемы изотерапии
2. Продемонстрировать ресурсы продуктивной деятельности для развития мелкой моторики и речи.
3. Показать возможности продуктивной деятельности для развития мелкой моторики и речи.
Материалы:
1. Двусторонняя цветная бумага (А4)
2. Тонкие деревянные палочки
3. Клей-карандаш
4. Цветные карандаши или фломастеры
5. Круг (по размеру листа А4)
6. Гуашь.
7. Кисти, штаммы
План проведения:
1. Воспитатель раскрывает значение изотерапии для развития мелкой моторики дошкольников с ЗПР: развитие тактильного восприятия изобразительных материалов, инструментов, рабочих поверхностей; координированные движения; активное использование в работе всех пальцев правой и левой кисти т. д.
2. Педагог-психолог проводит с родителями коммуникативную игру «Зеркало» с целью продемонстрировать социально-эмоциональный аспект работы в паре.
3. Учитель-дефектолог вместе с родителями изготавливает поделку «Живой червячок». Под руководством дефектолога родители изготавливали. из бумажной полоски червячка (складывание бумаги гармошкой) и приклеивают правый и левый конец бумаги на деревянную палочку. Дорисовывают мордочку. Учитель-дефектолог показывает как «оживить» поделку, использовать для развития речь и мелкой моторики ребенка.
4. Воспитатель предлагает участникам разделиться на пары. Каждой паре выдается бумажный круг. Рисование в паре «Моя планета». Задание родителям: изобразить в круглой форме планету, договорившись с партнером о сюжете, изобразительных материалах, технике исполнения. Когда рисунки готовы, каждая пара представляет свою «планету».
Приложение 3
Конспект мастер-класса «3D-творчество из газеты»
Задачи:
1. .Продолжать формировать коммуникативные навыки в совместной деятельности взрослого и ребенка.
2. Обратить внимание на возможности изотерапии в создании комфортного эмоционального настроя взрослого и ребенка.
Материалы:
1. Листы газетной бумаги
2. Контейнеры.
3. Клей-карандаш.
4. Цветной картон
5. Гуашевые краски
6. Кисти, штампы.
План проведения:
Педагог-психолог: упражнение на коммуникацию «Назови любимый цвет»
Воспитатель: Предлагает родителям и детям «поколдовать» с газетной бумагой, выясняя ее свойства: порвать на крупные и мелкие части, скрутить в трубу, сложить и т. д. Затем предлагает родителям вместе с детьми изготовить поделку с использованием заготовки из газетной бумаги, сложенной гармошкой. При этом они должны договориться о теме поделки и дополнительном оформлении. После того, как поделка готова, родители и дети представляют ее участникам мастер-класса.
Приложение 4
Конспект мастер-класса «Нарисованная сказка»
Задачи:
1. Продемонстрировать возможности использования ресурсов сказки для укрепления коммуникативных связей.
2. Показать возможности использования бросового материала в изобразительной деятельности.
3. Создать положительный эмоциональный настрой.
Материалы:
1. Атрибуты для персонажей сказки «Курочка Ряба»
2. Бумага для рисования (А4) с нарисованной заготовкой.
3. Контейнеры
4. Гуашь
5. Пластиковые вилки
План проведения:
Педагог-психолог: Проводит с детьми и родителями шуточную инсценировку сказки «Курочка Ряба», где каждый персонаж повторяет одну и ту же фразу. Роли исполняют взрослые, а дети помогают.
Воспитатель: Пригласила за стол и предложила выбрать лист с заготовкой рисования того или иного персонажа. Затем показала пример того, как можно дорисовать рисунок, используя гуашь и пластиковую вилку. Затем предложила детям с помощью родителей дорисовать выбранный рисунок
По окончании рисования воспитатель предлагает детям использовать рисунки животных для постановки сказки «Где же весна?». Ребенок-участник произносит слова своего персонажа и имитирует движения. По окончании воспитатель предлагает сделать книгу. Родители с детьми наклеивают на свою страничку текст, рисунки собираются в папку-скоросшиватель. Книга остается в группе, как подарок от воспитанников.
Приложение 5
«Где же весна?»
(нарисованная сказка)
Дело было в лесу ранней весной. Проснулся ёжик, потянулся, вылез из норы, огляделся: снег лежит, мороз; испугался ёжик, что проснулся раньше времени. -Где же она? -Сказал это ёжик и побежал по тропинке.
А навстречу ему заяц прыгает, длинными ушами шевелит. -Заяц, скажи ты не знаешь где весна?- Я и сам ее ищу, не могу найти. Давай искать вместе. И отправились они вдвоём на поиски весны. Идут по лесу, видят рыжая белка сидит на ветке и ест орешки. Ежик и заяц спросили у неё про весну. – Не знаю- отвечает белка. Лапки мерзнут, хвост мёрзнет. Но я знаю у кого нужно спросить. Давайте спросим у воробья, он высоко летает, все видит, может знает, где весна. Пошли они втроём по тропинке. Смотрят высоко на дереве сидит воробей. Стали они звать воробья да спрашивать, не видел ли он весну? Воробей замахал крыльями, подпрыгнул на ветке и говорит: - Высоко летаю, многое вижу, но весны не видел. Зато я могу сказать кто точно знает где весна. Надо пойти и спросить у солнышка. Оно выше всех и всех видит. Отправились они дальше. Идут, идут и вышли на большую поляну. Глянули вверх, а прямо над ними яркое солнышко. Обрадовались друзья: - Солнышко, скажи где же весна? Солнце ничего не ответило, а потянулось к ним своими тёплыми лучами: вокруг ежика, зайца, белки и воробья начал таять снег, зазвенели ручейки, стали расцветать подснежники. Обрадовали звери, запрыгали; обрадовался воробей, захлопал крыльями. И все поняли, что весна уже наступила.