Наталья Кабурдо
Методическая разработка «Лыжи в детском саду». Обучение детей старшего и подготовительного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга
Методическая разработка : «Лыжи в детском саду» (обучение детей старшего и подготовительного возрастов ходьбе на лыжах).
Кабурдо Наталья Владимировна, воспитатель первой категории
2018 год
Аннотация
Публикация «Методическая разработка „Лыжи в детском саду“, Обучение детей старшего и подготовительного возраста» размещена в разделах
Автор: Кабурдо Наталья Владимировна, воспитатель первой категории ГБДОУ №27 Курортного района Санкт-Петербурга.
Методическая разработка «Лыжи в детском саду» (обучение детей старшего и подготовительного возрастов ходьбе на лыжах).
Задачи:
Образовательные:
• формирование знаний и умений о передвижении на лыжах;
• совершенствование умений и технических приемов при передвижении на лыжах.
Оздоровительные:
• повышение функциональных возможностей организма (тренировка дыхательной и сердечно-сосудистой систем);
• закаливание организма, повышение сопротивляемости при воздействии неблагоприятных условий внешней среды;
Валеологические:
• овладение правилами безопасности поведения в зимний период при передвижении на лыжах;
• формирование навыков здорового образа жизни.
Отличительная особенность методической разработки.
Данная методика включает в себя обучение и совершенствование современной техники у воспитанников с применением методики одновременного обучения разным способам передвижения на лыжах. Методика предполагает по мере овладения одним способом передвижения на лыжах, не доводя его до прочного закрепления, переходить к изучению другого способа, таким образом, совмещая обучение новому способу с дальнейшим совершенствованием предыдущего. Такая методика полностью соответствует специфике передвижения на лыжах.
При обучении используются наглядные пособия и технические средства обучения. На занятиях с детьми целесообразно применение игрового метода. Полученные знания и навыки помогут детям реализовать себя в самостоятельном выборе любимого вида спорта и проявить собственные потенциальные возможности, которые они смогут продемонстрировать в дошкольных спортивных мероприятиях.
Актуальность
В нашем детском саду, материальная – техническая база позволяет организовать обучение ходьбе на лыжах, так как у нас имеется большая спортивная площадка и достаточное количество лыж. Воспитанники старших и подготовительных групп, осваивают элементы лыжного спорта в процессе непрерывно-образовательной деятельности ДОУ.
Большое удовольствие доставляет детям ходьба по заснеженной площадке, весёлые упражнения и эстафеты с использованием спортивного оборудования. И уже не первый год мы проводим лыжную гонку «Лыжня России» среди воспитанников ДОУ.
Ходьба на лыжах – закаливает дошкольников и укрепляет их здоровье, формируется адаптация детского организма к различным погодным условиям. Благодаря этому происходит интенсивное насыщение организма свежим, морозным, живым воздухом, который и является основой здоровья, фундаментом гармоничного развития ребёнка.
Цель разработки : обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах, закаливание и укрепление детского организма, создание условий для разностороннего физического развития (укрепление опорно-двигательного аппарата, середечно-сосудистой и дыхательной систем).
Задачи рзработки:
Образоватеьные:
• формирование знаний и умений о передвижении на лыжах;
• совершенствование умений и технических приемов при передвижении на лыжах.
Оздоровительные:
• повышение функциональных возможностей организма (тренировка дыхательной и сердечно-сосудистой систем);
• закаливание организма, повышение сопротивляемости при воздействии неблагоприятных условий внешней среды;
Валеологические
• овладение правилами безопасности поведения в зимний период при передвижении на лыжах;
• формирование навыков здорового образа жизни.
Формы организации образовательного процесса
Содержание работы Формы работы Формы организации детей
Обучение детей ходьбе на лыжах Физические упражнения. Спортивные игры, игры с элементами соревнования, игры – эстафеты. Свободное катание, лыжные прогулки.
Групповая
Формы подведения итогов
1. Проведение открытых компонентов непосредственно образовательной деятельности для родителей.
2. Проведение праздников, спортивных соревнований.
3. Проведение мастер – классов для специалистов других дошкольных учреждений.
Значение ходьбы на лыжах.
Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме ребенка, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений, так как дети передвигаются на лыжах в условиях постоянного изменения рельефа местности.
Ходьба на лыжах вызывает активные действия крупных мышечных групп. Размашистая широкая амплитуда движений, ритмичное постоянное чередование напряжения и расслабления мышц способствует развитию мышечной силы, создает благоприятные условия для работоспособности сердечно-сосудистой и нервной систем.
Движения на свежем воздухе обеспечивают интенсивную работу сердца и легких. Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы. Лыжные занятия оказывают благоприятное влияние и на формирование осанки ребенка.
Под влиянием лыжных занятий происходит значительное развитие основных движений (бег, прыжки, метание). Благодаря регулярным занятиям на лыжах уменьшаются и простудные заболевания у детей. Лыжные занятия и лыжные прогулки способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребенка: созданию интереса и любви к систематическим занятиям, развивают смелость, настойчивость, решительность, формируют выдержку и дисциплинированность, приучают преодолевать трудности и препятствия, воспитывают чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи.
Создание условий для занятий.
Успех обучающих занятий во многом зависит от условий их проведения (метеорологических данных, лыжного снаряжения, выбора места для занятия и т. п.).
Необходимо учитывать температуру воздуха, атмосферное давление и снегопад. При низком атмосферном давлении организм ребенка получает большую нагрузку, а это отрицательно сказывается на физическом состоянии ребенка, учащается дыхание, пульс, которые дольше обычного не возвращаются к исходным величинам.
Продолжительность лыжных занятий в большей степени зависит и от свойства снега, и от состояния лыжни. Самый лучший снег – это давно выпавший и несколько слежавшийся.
Лучшее время для проведения занятий с детьми – 10 – 12часов дня. Занятия в эти часы (часы прогулок) укладываются в режим детского учреждения. Загородные лыжные прогулки с родителями проводятся в тоже время.
С детьми 5 -7 лет занятия проводятся со всей группой, не реже двух раз в неделю. Продолжительность лыжных занятий в старшей группе 20-30 минут, в подготовительной 30-35 минут. Также продолжительность занятий зависит от степени овладения детьми двигательным навыком передвижения на лыжах.
В процессе обучения ходьбе на лыжах важен постоянный контроль за детьми, так как лыжи очень увлекают детей, и они порой не замечают наступающего утомления.
Методика обучения ходьбе на лыжах в старшем дошкольном возрасте.
Обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах обязательно начинается с подготовительного периода. Подготовительный период охватывает сентябрь, октябрь, ноябрь, то есть те месяцы, когда снежный покров для передвижения на лыжах еще не достаточен. На прогулке с детьми, одетыми в облегченную одежду, приближенную к лыжной, проводят упражнения, игры, преследующие цель общего физического развития и закаливания. Здесь могут быть игры, развивающие координацию движений, воспитывающие ловкость, смелость.
На физкультурных занятиях особое внимание уделяется упражнениям, укрепляющим мышцы стоп (ходьба на носках, собирание шнура пальцами ног, сжимание и разжимание пальцев ног, вращение обруча или кольца ногами). Очень важна также тренировка вестибулярного аппарата.
С этой целью в гимнастические занятия включаются различные повороты, наклоны туловища, кружение, ходьба по гимнастической скамье, ходьба по качающемуся бревну, бег с высоким подниманием ног, упражнения со скакалкой и др. В этот же подготовительный период дети знакомятся с лыжами, лыжными креплениями.
Наиболее эффективной формой обучения детей ходьбе на лыжах являются организованные занятия под руководством воспитателя с группой детей и индивидуально во время утренней и вечерней прогулки. Каждое занятие проводится с учетом особенностей физического развития и физической подготовленности детей и должно быть эмоционально насыщенным, содействовать всестороннему развитию личности ребенка.
Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Основной целью вводной части является подготовка организма к выполнению предстоящей физической нагрузки, так называемое «разогревание» организма.
Предварительное «разогревание» позволяет ребенку быстрее овладеть «чувством лыж» и «чувством снега», является как бы психологической подготовкой к выполнению последующих заданий, дисциплинирует детей, помогает собрать внимание, повысить эмоциональный тонус. Например, после построения дети оставляют лыжи на снегу и делают пробежку, или воспитатель проводит с детьми небольшие по времени игры без лыж: «Веревочка» (бег, взявшись за руки) – для пятилетних детей и «След в след» (ходьба друг за другом) – для детей 6-7 лет. Пробежка должна чередоваться с ходьбой
Задачами основной части занятия является обучение детей элементам техники передвижения на лыжах, совершенствование ее, развитие ловкости, решительности, смелости.
Это может быть ходьба по кругу, в обход ряда предметов, за флажком, за самым быстрым ребенком, за воспитателем, ходьба в различных направлениях, ходьба по параллельным линиям.
Задачи обучения :
1. Развивать «чувство лыж», «чувство снега».
2. Развивать равновесие.
3. Способствовать овладению чувством ритмичной ходьбы на лыжах.
4. Учить спускам с гор в средней стойке и подъему, ступающим шагом.
5. Продолжить обучение скользящему шагу, добиваясь правильной посадки лыжника с одновременным перенесением веса тела с одной ноги на другую, удлиняя шаг, согласовывать работу рук и ног при ходьбе на лыжах без палок.
6. Закреплять навык поворотов переступанием на месте и в движении.
7. Познакомить детей с торможением лыжами «упором».
Перед выходом на снег хорошо провести с детьми беседу: «Как мы ходили на лыжах в прошлом году». Воспитатель напоминает детям правила пользования лыжным инвентарем, уточняет гигиенические требования (при ходьбе на лыжах дышать через нос, после занятия нельзя пить холодную воду и т. д.). Первые 2-3 занятия проводятся с целью восстановления навыка ходьбы на лыжах. Прежде всего надо научить детей принимать исходное положение для ходьбы на лыжах (стойка лыжника) : ноги на ширине ступни и слегка согнуты в коленях, лыжи параллельны, туловище слегка наклонено в перед, руки полусогнуты и опущены в низ. Эта поза помогает сосредоточить внимание ребенка на предстоящем двигательном действии. Чтобы проверить готовность детей старшей группы к занятию, хорошо использовать построение в шеренгу. Цель построения – проверить одежду детей, соответствие лыж и лыжного инвентаря росту детей. Построение проводится быстро и помогает организовать детей.
Ходьба на лыжах без палок является подготовительным упражнением, а также используется для развития равновесия и ритма. При ходьбе на лыжах без палок легче сосредоточить внимание на положении ног, сохранить равновесие, координировать движение рук и ног.
Ходьба по учебной лыжне для детей 5-6 лет обязательна на каждом занятии. На этой лыжне отрабатываются основные элементы техники передвижения.
Для развития ритмичной ходьбы на лыжах можно применять бубен. Это поможет детям согласовывать свои движения с четкими ударами в бубен.
В старшей группе более совершенствуется навык скользящего шага. В этой группе воспитатель стремится к тому, чтобы скользящий шаг ребенка был длинным, накатистым, ритмичным. На каждом занятии необходимо проводить упражнения в скольжении по прямой лыжне. При этом воспитатель должен всегда помнить основные критерии правильности скользящего шага:
- правильность исходного положения, посадки лыжника;
- сохранение равновесия при скольжении;
- длительное скольжение на одной ноге;
- соблюдение перекрёстной координации рук и ног.
Ходьба вслед за воспитателем по лыжне также способствует приобретению навыка скольжения.
Дети 5-6 лет стремятся к быстрой динамике движения, к быстрому скольжению, поэтому целесообразно предложить задание типа соревнования «Кто скорее добежит до флажка».
В старшей группе совершенствуется умение детей делать повороты на лыжах. Повороты выполняются на месте переступанием вокруг носков и задников лыж вправо и влево.
Для закрепления навыка поворотов с детьми проводятся игры «Кто первый повернётся», «У кого ярче солнышко» и т. д.
Навыки передвижения на лыжах закрепляются в подвижных играх:
«Шире шаг», «Не задень» и др.
Задачей заключительной части занятия является постепенное снижение нагрузки, подведение итогов, организованный переход к новым видам деятельности.
Содержание заключительной части может быть ходьба без лыж с постепенным замедлением темпа.
К концу года дети овладевают относительно правильным рисунком техники передвижения на лыжах. Движения детей становятся более координированными, более плавными, отдельные циклы движения – более стандартными, значительно уменьшаются боковые качения.
Требования к результатам освоения техникой ходьбы на лыжах
К концу года дети должны знать:
• правила безопасности при лыжных прогулках;
• название ходов на лыжах, освоить скользящий шаг; попеременный двухшажный ход; бесшажный одновременный ход, повороты на месте («веер»,«солнышко», повороты полуплугом с небольшого уклона;
•
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
• способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам;
• способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены;
• проявляет ответственность за начатое дело;
• имеет начальные представления о здоровом образе жизни, воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Заключение.
Каждый ребенок – яркая индивидуальность. И нужно уметь найти к нему правильный подход.
Ходьба на лыжах с учетом возрастных особенностей детей создает условия для организованного и правильного расхода физической энергии. Умелая организация и последовательность проведения процесса обучения ходьбы на лыжах помогает ребенку сравнительно легко овладеть этим видом физических упражнений, обеспечивает необходимую психологическую подготовку ребенка к преодолению возникающих затруднений.
Лыжные занятия и лыжные прогулки способствуют воспитанию морально - волевых качеств ребенка: созданию интереса и любви к систематическим занятиям, развивают смелость, настойчивость, решительность, формируют выдержку и дисциплинированность, приучают преодолевать трудности и препятствия, воспитывают чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи.
Оборудование
1. Гимнастические коврики
2. Лыжи
3. Крепление
4. Ботинки
Литература:
1. Апеева Л. А. Методическое пособие для воспитателей старшей группы по физическому воспитанию. В 3-х частях. Часть 1-3. – Уфа, 2007.
2. Бутин И. М. Лыжный спорт. М., 1983г.
3. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей : Пособие для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1983г., 128 с.
4. Глазырина. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст : Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Гуманитарный издательский центр
5. «Владос», 2001г., 264 с.
6. Голощекина М. П. Лыжи в детском саду : Пособие для воспитателей детского сада. - Изд. 2-е, исправленное. М. : Просвещение, 1977г., 96 с.
7. Кожухова Н. Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова; под ред. С. А. Козловой. М. :Изд. Центр «Академия»,2002г.
8. Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. Детство : Программа развития и воспитания детей в детском саду. - Изд. 3-е, переработанное – СПб: Детство-Пресс. 2002. г, 224 стр.
9. Осокина Т. И., Фурмина Л. С., Тимофеева Е. А. Игры и развлечения на воздухе. – Изд. 2-е, доработанное. – М. : Просвещение, 1983г., 224 с.
10. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Изд. центр «Академия», 2001г.
11. Фролов В. П., Юрко Г. П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. М., 1983г.
12. Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. М., 1984г.