Лучший педагог года

Методическая разработка «Лыжи в детском саду». Обучение детей старшего и подготовительного возраста

Наталья Кабурдо
Методическая разработка «Лыжи в детском саду». Обучение детей старшего и подготовительного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга

Методическая разработка : «Лыжи в детском саду» (обучение детей старшего и подготовительного возрастов ходьбе на лыжах).

Кабурдо Наталья Владимировна, воспитатель первой категории

2018 год

Аннотация

Публикация «Методическая разработка „Лыжи в детском саду“, Обучение детей старшего и подготовительного возраста» размещена в разделах

Автор: Кабурдо Наталья Владимировна, воспитатель первой категории ГБДОУ №27 Курортного района Санкт-Петербурга.

Методическая разработка «Лыжи в детском саду» (обучение детей старшего и подготовительного возрастов ходьбе на лыжах).

Задачи:

Образовательные:

• формирование знаний и умений о передвижении на лыжах;

• совершенствование умений и технических приемов при передвижении на лыжах.

Оздоровительные:

• повышение функциональных возможностей организма (тренировка дыхательной и сердечно-сосудистой систем);

• закаливание организма, повышение сопротивляемости при воздействии неблагоприятных условий внешней среды;

Валеологические:

• овладение правилами безопасности поведения в зимний период при передвижении на лыжах;

• формирование навыков здорового образа жизни.

Отличительная особенность методической разработки.

Данная методика включает в себя обучение и совершенствование современной техники у воспитанников с применением методики одновременного обучения разным способам передвижения на лыжах. Методика предполагает по мере овладения одним способом передвижения на лыжах, не доводя его до прочного закрепления, переходить к изучению другого способа, таким образом, совмещая обучение новому способу с дальнейшим совершенствованием предыдущего. Такая методика полностью соответствует специфике передвижения на лыжах.

При обучении используются наглядные пособия и технические средства обучения. На занятиях с детьми целесообразно применение игрового метода. Полученные знания и навыки помогут детям реализовать себя в самостоятельном выборе любимого вида спорта и проявить собственные потенциальные возможности, которые они смогут продемонстрировать в дошкольных спортивных мероприятиях.

Актуальность

В нашем детском саду, материальная – техническая база позволяет организовать обучение ходьбе на лыжах, так как у нас имеется большая спортивная площадка и достаточное количество лыж. Воспитанники старших и подготовительных групп, осваивают элементы лыжного спорта в процессе непрерывно-образовательной деятельности ДОУ.

Большое удовольствие доставляет детям ходьба по заснеженной площадке, весёлые упражнения и эстафеты с использованием спортивного оборудования. И уже не первый год мы проводим лыжную гонку «Лыжня России» среди воспитанников ДОУ.

Ходьба на лыжах – закаливает дошкольников и укрепляет их здоровье, формируется адаптация детского организма к различным погодным условиям. Благодаря этому происходит интенсивное насыщение организма свежим, морозным, живым воздухом, который и является основой здоровья, фундаментом гармоничного развития ребёнка.

Цель разработки : обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах, закаливание и укрепление детского организма, создание условий для разностороннего физического развития (укрепление опорно-двигательного аппарата, середечно-сосудистой и дыхательной систем).

Задачи рзработки:

Образоватеьные:

• формирование знаний и умений о передвижении на лыжах;

• совершенствование умений и технических приемов при передвижении на лыжах.

Оздоровительные:

• повышение функциональных возможностей организма (тренировка дыхательной и сердечно-сосудистой систем);

• закаливание организма, повышение сопротивляемости при воздействии неблагоприятных условий внешней среды;

Валеологические

• овладение правилами безопасности поведения в зимний период при передвижении на лыжах;

• формирование навыков здорового образа жизни.

Формы организации образовательного процесса

Содержание работы Формы работы Формы организации детей

Обучение детей ходьбе на лыжах Физические упражнения. Спортивные игры, игры с элементами соревнования, игры – эстафеты. Свободное катание, лыжные прогулки.

Групповая

Формы подведения итогов

1. Проведение открытых компонентов непосредственно образовательной деятельности для родителей.

2. Проведение праздников, спортивных соревнований.

3. Проведение мастер – классов для специалистов других дошкольных учреждений.

Значение ходьбы на лыжах.

Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме ребенка, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений, так как дети передвигаются на лыжах в условиях постоянного изменения рельефа местности.

Ходьба на лыжах вызывает активные действия крупных мышечных групп. Размашистая широкая амплитуда движений, ритмичное постоянное чередование напряжения и расслабления мышц способствует развитию мышечной силы, создает благоприятные условия для работоспособности сердечно-сосудистой и нервной систем.

Движения на свежем воздухе обеспечивают интенсивную работу сердца и легких. Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы. Лыжные занятия оказывают благоприятное влияние и на формирование осанки ребенка.

Под влиянием лыжных занятий происходит значительное развитие основных движений (бег, прыжки, метание). Благодаря регулярным занятиям на лыжах уменьшаются и простудные заболевания у детей. Лыжные занятия и лыжные прогулки способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребенка: созданию интереса и любви к систематическим занятиям, развивают смелость, настойчивость, решительность, формируют выдержку и дисциплинированность, приучают преодолевать трудности и препятствия, воспитывают чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи.

Создание условий для занятий.

Успех обучающих занятий во многом зависит от условий их проведения (метеорологических данных, лыжного снаряжения, выбора места для занятия и т. п.).

Необходимо учитывать температуру воздуха, атмосферное давление и снегопад. При низком атмосферном давлении организм ребенка получает большую нагрузку, а это отрицательно сказывается на физическом состоянии ребенка, учащается дыхание, пульс, которые дольше обычного не возвращаются к исходным величинам.

Продолжительность лыжных занятий в большей степени зависит и от свойства снега, и от состояния лыжни. Самый лучший снег – это давно выпавший и несколько слежавшийся.

Лучшее время для проведения занятий с детьми – 10 – 12часов дня. Занятия в эти часы (часы прогулок) укладываются в режим детского учреждения. Загородные лыжные прогулки с родителями проводятся в тоже время.

С детьми 5 -7 лет занятия проводятся со всей группой, не реже двух раз в неделю. Продолжительность лыжных занятий в старшей группе 20-30 минут, в подготовительной 30-35 минут. Также продолжительность занятий зависит от степени овладения детьми двигательным навыком передвижения на лыжах.

В процессе обучения ходьбе на лыжах важен постоянный контроль за детьми, так как лыжи очень увлекают детей, и они порой не замечают наступающего утомления.

Методика обучения ходьбе на лыжах в старшем дошкольном возрасте.

Обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах обязательно начинается с подготовительного периода. Подготовительный период охватывает сентябрь, октябрь, ноябрь, то есть те месяцы, когда снежный покров для передвижения на лыжах еще не достаточен. На прогулке с детьми, одетыми в облегченную одежду, приближенную к лыжной, проводят упражнения, игры, преследующие цель общего физического развития и закаливания. Здесь могут быть игры, развивающие координацию движений, воспитывающие ловкость, смелость.

На физкультурных занятиях особое внимание уделяется упражнениям, укрепляющим мышцы стоп (ходьба на носках, собирание шнура пальцами ног, сжимание и разжимание пальцев ног, вращение обруча или кольца ногами). Очень важна также тренировка вестибулярного аппарата.

С этой целью в гимнастические занятия включаются различные повороты, наклоны туловища, кружение, ходьба по гимнастической скамье, ходьба по качающемуся бревну, бег с высоким подниманием ног, упражнения со скакалкой и др. В этот же подготовительный период дети знакомятся с лыжами, лыжными креплениями.

Наиболее эффективной формой обучения детей ходьбе на лыжах являются организованные занятия под руководством воспитателя с группой детей и индивидуально во время утренней и вечерней прогулки. Каждое занятие проводится с учетом особенностей физического развития и физической подготовленности детей и должно быть эмоционально насыщенным, содействовать всестороннему развитию личности ребенка.

Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Основной целью вводной части является подготовка организма к выполнению предстоящей физической нагрузки, так называемое «разогревание» организма.

Предварительное «разогревание» позволяет ребенку быстрее овладеть «чувством лыж» и «чувством снега», является как бы психологической подготовкой к выполнению последующих заданий, дисциплинирует детей, помогает собрать внимание, повысить эмоциональный тонус. Например, после построения дети оставляют лыжи на снегу и делают пробежку, или воспитатель проводит с детьми небольшие по времени игры без лыж: «Веревочка» (бег, взявшись за руки) – для пятилетних детей и «След в след» (ходьба друг за другом) – для детей 6-7 лет. Пробежка должна чередоваться с ходьбой

Задачами основной части занятия является обучение детей элементам техники передвижения на лыжах, совершенствование ее, развитие ловкости, решительности, смелости.

Это может быть ходьба по кругу, в обход ряда предметов, за флажком, за самым быстрым ребенком, за воспитателем, ходьба в различных направлениях, ходьба по параллельным линиям.

Задачи обучения :

1. Развивать «чувство лыж», «чувство снега».

2. Развивать равновесие.

3. Способствовать овладению чувством ритмичной ходьбы на лыжах.

4. Учить спускам с гор в средней стойке и подъему, ступающим шагом.

5. Продолжить обучение скользящему шагу, добиваясь правильной посадки лыжника с одновременным перенесением веса тела с одной ноги на другую, удлиняя шаг, согласовывать работу рук и ног при ходьбе на лыжах без палок.

6. Закреплять навык поворотов переступанием на месте и в движении.

7. Познакомить детей с торможением лыжами «упором».

Перед выходом на снег хорошо провести с детьми беседу: «Как мы ходили на лыжах в прошлом году». Воспитатель напоминает детям правила пользования лыжным инвентарем, уточняет гигиенические требования (при ходьбе на лыжах дышать через нос, после занятия нельзя пить холодную воду и т. д.). Первые 2-3 занятия проводятся с целью восстановления навыка ходьбы на лыжах. Прежде всего надо научить детей принимать исходное положение для ходьбы на лыжах (стойка лыжника) : ноги на ширине ступни и слегка согнуты в коленях, лыжи параллельны, туловище слегка наклонено в перед, руки полусогнуты и опущены в низ. Эта поза помогает сосредоточить внимание ребенка на предстоящем двигательном действии. Чтобы проверить готовность детей старшей группы к занятию, хорошо использовать построение в шеренгу. Цель построения – проверить одежду детей, соответствие лыж и лыжного инвентаря росту детей. Построение проводится быстро и помогает организовать детей.

Ходьба на лыжах без палок является подготовительным упражнением, а также используется для развития равновесия и ритма. При ходьбе на лыжах без палок легче сосредоточить внимание на положении ног, сохранить равновесие, координировать движение рук и ног.

Ходьба по учебной лыжне для детей 5-6 лет обязательна на каждом занятии. На этой лыжне отрабатываются основные элементы техники передвижения.

Для развития ритмичной ходьбы на лыжах можно применять бубен. Это поможет детям согласовывать свои движения с четкими ударами в бубен.

В старшей группе более совершенствуется навык скользящего шага. В этой группе воспитатель стремится к тому, чтобы скользящий шаг ребенка был длинным, накатистым, ритмичным. На каждом занятии необходимо проводить упражнения в скольжении по прямой лыжне. При этом воспитатель должен всегда помнить основные критерии правильности скользящего шага:

- правильность исходного положения, посадки лыжника;

- сохранение равновесия при скольжении;

- длительное скольжение на одной ноге;

- соблюдение перекрёстной координации рук и ног.

Ходьба вслед за воспитателем по лыжне также способствует приобретению навыка скольжения.

Дети 5-6 лет стремятся к быстрой динамике движения, к быстрому скольжению, поэтому целесообразно предложить задание типа соревнования «Кто скорее добежит до флажка».

В старшей группе совершенствуется умение детей делать повороты на лыжах. Повороты выполняются на месте переступанием вокруг носков и задников лыж вправо и влево.

Для закрепления навыка поворотов с детьми проводятся игры «Кто первый повернётся», «У кого ярче солнышко» и т. д.

Навыки передвижения на лыжах закрепляются в подвижных играх:

«Шире шаг», «Не задень» и др.

Задачей заключительной части занятия является постепенное снижение нагрузки, подведение итогов, организованный переход к новым видам деятельности.

Содержание заключительной части может быть ходьба без лыж с постепенным замедлением темпа.

К концу года дети овладевают относительно правильным рисунком техники передвижения на лыжах. Движения детей становятся более координированными, более плавными, отдельные циклы движения – более стандартными, значительно уменьшаются боковые качения.

Требования к результатам освоения техникой ходьбы на лыжах

К концу года дети должны знать:

• правила безопасности при лыжных прогулках;

• название ходов на лыжах, освоить скользящий шаг; попеременный двухшажный ход; бесшажный одновременный ход, повороты на месте («веер»,«солнышко», повороты полуплугом с небольшого уклона;

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

• способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам;

• способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности;

• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены;

• проявляет ответственность за начатое дело;

• имеет начальные представления о здоровом образе жизни, воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

Заключение.

Каждый ребенок – яркая индивидуальность. И нужно уметь найти к нему правильный подход.

Ходьба на лыжах с учетом возрастных особенностей детей создает условия для организованного и правильного расхода физической энергии. Умелая организация и последовательность проведения процесса обучения ходьбы на лыжах помогает ребенку сравнительно легко овладеть этим видом физических упражнений, обеспечивает необходимую психологическую подготовку ребенка к преодолению возникающих затруднений.

Лыжные занятия и лыжные прогулки способствуют воспитанию морально - волевых качеств ребенка: созданию интереса и любви к систематическим занятиям, развивают смелость, настойчивость, решительность, формируют выдержку и дисциплинированность, приучают преодолевать трудности и препятствия, воспитывают чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи.

Оборудование

1. Гимнастические коврики

2. Лыжи

3. Крепление

4. Ботинки

Литература:

1. Апеева Л. А. Методическое пособие для воспитателей старшей группы по физическому воспитанию. В 3-х частях. Часть 1-3. – Уфа, 2007.

2. Бутин И. М. Лыжный спорт. М., 1983г.

3. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей : Пособие для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1983г., 128 с.

4. Глазырина. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст : Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Гуманитарный издательский центр

5. «Владос», 2001г., 264 с.

6. Голощекина М. П. Лыжи в детском саду : Пособие для воспитателей детского сада. - Изд. 2-е, исправленное. М. : Просвещение, 1977г., 96 с.

7. Кожухова Н. Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова; под ред. С. А. Козловой. М. :Изд. Центр «Академия»,2002г.

8. Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. Детство : Программа развития и воспитания детей в детском саду. - Изд. 3-е, переработанное – СПб: Детство-Пресс. 2002. г, 224 стр.

9. Осокина Т. И., Фурмина Л. С., Тимофеева Е. А. Игры и развлечения на воздухе. – Изд. 2-е, доработанное. – М. : Просвещение, 1983г., 224 с.

10. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Изд. центр «Академия», 2001г.

11. Фролов В. П., Юрко Г. П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. М., 1983г.

12. Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. М., 1984г.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Игровое пособие» для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка «Игровое пособие» для детей старшего дошкольного возраста Игровое пособие "Хлеб - всему голова!" Игровой комплекс можно перемещать в любую точку игрового пространства группы. Не маловажным нужно.

Методическая разработка «Музыкально-ритмические движения в детском саду» Музыкально-ритмические движения в детском саду «Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное.

Методическая разработка «Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах» Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных.

Методическая разработка викторины по основам безопасности для детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка основной образовательной деятельности по основам безопасности для детей старшего дошкольного возраста Викторина.

Методическая разработка по обучению детей старшего дошкольного возраста синквейну Наверное каждый педагог сегодня ищет и выбирает новые, интересные методики и ставит перед собой цели и задачи, решая которые, в первую.

Методическая разработка по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста Произведения детской литературы как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста отзывчивости и взаимопомощи. При чтении художественной.

Методическая разработка сценария «Крещенский праздник в детском саду»Методическая разработка сценария «Крещенский праздник в детском саду» Методическая разработка сценария «Крещенский праздник в детском саду.» Корень О. Г. Зима – время волшебства. Оглянитесь вокруг: деревья.

Методическая разработка «Воспитательно-образовательные возможности «Огорода на окне» в детском саду»Методическая разработка «Воспитательно-образовательные возможности «Огорода на окне» в детском саду» Методическая разработка «Воспитательно-образовательные возможности «Огорода на окне» в детском саду» Каждый год весной в конце марта в.

Методическая разработка праздника «Зимняя спартакиада в детском саду» для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка праздника «Зимняя спартакиада в детском саду» для детей старшего дошкольного возраста Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции несколько различны, но для всестороннего.

Научно-методическая разработка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка В процессе экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Лыжи в детском саду». Обучение детей старшего и подготовительного возраста
Опубликовано: 2 марта 2018 в 10:28
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Лыжи в детском саду». Обучение детей старшего и подготовительного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кабурдо в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД