Елена Карымова
Культурное наследие всех поколений
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская хореографическая школа «Спектр» город Юрга»
Методическая разработка
«Культурное наследие всех поколений».
Подготовил:
Преподаватель
Карымова
Елена
Николаевна
Юрга, 2021года
Содержание
Введение
1. Культурологический подход.
2. Социокультурный подход.
3. Образование и культура.
4. Список литературы.
Педагогика должна быть
духовна и воспитывать
духовную общность.
Ш. А. Амонашвили, педагог-новатор.
Публикация «Культурное наследие всех поколений» размещена в разделах
Введение
Образование выступает историко - культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех поколений.
Образование - это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека. Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому в мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии образования человека (независимо от места и страны его проживания, типа и уровня получения образования).
Образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из следствия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции.
Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры, так и всего общества.
1. Культурологический подход.
Культурологический подход в образовании - это методологическая ориентация, которая своей философской основой имеет ценностный вектор в педагогической деятельности.
Этот подход обоснован наследием отечественной, философской и общественной мысли в лице таких представителей как П. Чаадаев, А. Герцен, Н. Чернышевский, В. Белинский и т. д.
Что же такое культура?
Культура – это исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в формах организации жизнедеятельности людей, а также созданных и создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Стремительные перемены происходят сегодня в жизни общества. И перемены эти, при всей их разнонаправленности, с точки зрения традиционных ценностей, носят во многом характер деструктивный, дестабилизирующий. Разрушаются уклады быта, семьи, производственных отношений, подвергаются пересмотру нравственные и моральные категории.
В этих условиях наиболее остро ощущается социальная потребность в духовном воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Все дети соприкасаются с миром прекрасного, и в идеале, каждый школьный предмет должен эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира.
Истоки культурологического подхода уходят в глубокую древность к появлению культуры, которая прошла длительный путь развития от понимания её как «возделывания земли» до «возделывание» человека и продуктов его развития. Они берут начало в философско-педагогическом осмыслении культуры. В философии осмыслении культуры привело к возникновению различных концепций её понимания: аксиологической, рассматривающей культуры как систему ценностей; деятельностной в рамках которой выделились технологическая и личностно-творческая концепции; культурологической, рассматривающей культуру как целостность, как систему, включающую все проявления человека в окружающем мире и социуме.
Являясь методологической основой и методом проектирования личностно-ориентированного образования, культурологический подход позволяет трактовать:
- культура, как гуманистически-ориентированное содержание образования;
- образование, как процесс овладения культурой, направленный на развитие, целостное преобразование личности человека;
- познание мира, творчества и диалогов, как способы саморазвития и самореализации личности.
Рассматривая педагогические исследования, отражающие практическую реализацию культурологического подхода, показало, что педагоги используют его для формирования у школьников отдельных качеств: готовности к социокультурной ориентации, морально-нравственных и эстетических качеств, экологической культуры, в процессе изучения русской литературы. Учёные, учителя-практики используют этот подход для решения определённых задач в образовании. При этом учителя делают упор не на накопление знаний о мире и социуме, а использование их для поиска смысла жизни человека, явлений культуры и их пользы для человека.
2. Социокультурный подход.
Современная социальная ситуация в России нередко характеризуется как всеобщая бездуховность, отсутствие идеалов и ценностных ориентиров. Стратегической целью модернизации современного образования является преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией выступает гармоничное развитие и воспитание гражданина России, раскрытие человеческих ресурсов ради социально-экономического, духовно-нравственного и общественного развития личности. Достижению этой цели в значительной степени может способствовать целостный социокультурный системный подход к организации образовательного процесса, позволяющий придать образовательной системе новое качество.
Социокультурный подход предполагает необходимость формирования ценностного и на его основе ответственного отношения человека к окружающему миру, организацию такого образовательного процесса и создание такой образовательной среды, чтобы формирование личности протекало в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека; определение содержания образования на уровне содержания современной мировой культуры; организацию взаимодействия ребенка с миром.
Социокультурный системный подход согласуется с основными идеями междисциплинарного подхода, что создает уникальные возможности для реализации важнейших требований к современной системе образования: объединение содержания обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели и единых социокультурных ценностей; он призван обеспечить естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности, объединяя в одну сложную структуру образовательное учреждение, семью и обучающегося; он развивает социокультурную основу во всех звеньях образования, обеспечивая преемственность дошкольного образования, начальной, средней, профессиональной и высшей школы; он позволяет использовать принципиально новый инструментарий образования и систему подготовки на основе активных форм обучения; он способствует развитию образования как открытой организационно системы, способной стать важным фактором как внутри регионального, так и межрегионального единения.
В изменившихся социальных условиях нормы образованности сдвигаются в сторону самореализации личности. В связи с этим к задачам социокультурного подхода к развитию образования относятся: формирование ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; воспитание долга, ответственности в учебной и семейно-бытовой деятельности, общении с разными людьми; создание условий для проявления инициативности, самостоятельности, приобретения навыков сотрудничества в разных видах деятельности; выработка желания и умения учиться, готовности к образованию и самообразованию в основном звене школы; создание условий для индивидуализации процесса обучения в случаях опережающего развития и отставания.
3. Образование и культура.
Современное школьное образование не должно быть утилитарным. Школа не должна готовить для жизни, она сама должна быть особой жизнью, в которой живет человек как становящаяся личность, когда ученик ориентирован не на результат деятельности, а на саму деятельность, когда он осваивает, по выражению философа, канун непосредственной деятельности. Можно с ним спорить или соглашаться, но важно то, что школа должна быть в определенный период жизни человека самодостаточной.
Однако при определении цели образования, когда воспитательный момент образования выходит на первый план, важно подчеркнуть, что школа должна ориентироваться не на воспитание личности, не на непосредственное воздействие на личность, ибо личность рождается только усилиями самого человека, а, как справедливо отмечает Библер, на формирование "человека культуры", способного работать со знаниями, то есть осмыслять их, мыслить, способность работать с разными типами мышления, с идеями различных культур.
Формирование "человека культуры" означает формирование в нем той культурной способности, о которой говорилось выше, а реальное использование её будет вести ученика к формированию себя, как личность. Не может и не должен чужой человек, даже если он педагог, без спроса, ведома и желания ребёнка "лезть" в душу, касаться личности.
Конечно, взаимосвязь образования и культуры уже доказана в рамках обществоведческих наук и важно было, чтобы общество, которое потребляет знания – учащиеся, это понимали. Цели культуры и образования заключаются в воспитании человека, а точнее его духовно-нравственных ценностей, чувства патриотизма, гуманности, толерантности. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека.
Образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Культура и образование остаются в центре внимания всего мирового сообщества. Они выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и развития цивилизации. Взаимодействие культуры и образования может рассматриваться в разных аспектах:
• на уровне социума, в историческом контексте;
• на уровне конкретных социальных институтов, сферы или среды развития человека;
• на уровне учебных дисциплин.
Духовная культура пробуждает, поддерживает и развивает в человеке личность. Поэтому духовная культура не тождественна "начитанности" или "образованности", и никакие знания сами по себе не могут сделать человека личностью, способной к сознательным и ответственным поступкам.
Духовная культура - это обычаи, нормы, мораль, духовные ценности.
На педагога возложена ответственная миссия: не только обучать (развивать интеллектуальные способности, закладывать определенные знания, умения, но и воспитывать новое поколение. Потому важной составляющей профессиональной культуры современного педагога, на мой взгляд, является его духовно-нравственная культура и этика. Только на собственном примере можно воспитать человека.
Спектр этических качеств широк и многообразен. Исследования показывают, что подростки и старшие школьники больше всего ценят в учителях тактичность, доброту, справедливость, понимание детских проблем, общительность, доброжелательность, требовательность и т. д. Но главное, чем дорожит воспитанник, - это душевная щедрость, искренность и сердечность отношений. Отдавая свою сердце ребёнку, педагог раскрывает его душу, делает её лёгкой и ещё более прозрачной. А значит более открытой к творчеству.
Процесс формирования духовной культуры у ребенка – это длительный, упорный процесс, результатом которого должно стать правильное восприятие ребенком окружающего мира, видение целостной картины мира и отдельных его частей.
Важным элементом является определенные умения, навыки педагога, правильно поставленные цели и использованные методы.
Разные направления гуманитарного знания в различных контекстах ставят и решают проблемы эволюции в образовании. Однако сегодня мало говорить об исторических корнях становящейся культуры образования и её месте в постоянно изменяющейся системе наук.
Список литературы:
1. Алексеева В. Самое важное, но невидимое. / Искусство в школе №2, 1999 – 48с.
2.. Александрова, Е. А. Культурология. История идей и их воплощений. Учебное пособие / Е. А. Александрова. - М. // Форум, Инфра-М, 2014. - 144 c.
3. Борис Черных. Чистая лампада/ пед. Альм. Вып. 2, Благовещенск, 201
4. Кошмина И. Наследие духовной культуры. №4/ Искусство в школе – 38с.
5. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка. 1 – 4 классы. М., /«Просвещение» 2002.
6. Орлов, И. Б. Советская повседневность. Исторический и социологический аспекты становления / И. Б. Орлов// - М. : Высшая Школа Экономики (Государственный Университет, 2010. - 328 c.
7. Паламарчук В. Ф. / Школа учит мыслить. // М. : Просвещение, 1987.