Владилав Мажаров
Методическая разработка «Круговая тренировка на уроке по физической культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА НА УРОКЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Мажаров Владислав Михайлович, учитель по физической культуре КОГОАУ ЛЕН г. Киров.
Круговая тренировка это один из способов организации деятельности учеников на уроке. Он позволяет повысить моторную плотность занятия, может успешно применяться при закреплении и совершенствовании двигательных навыков. Круговая тренировка предполагает целенаправленное воздействие на физические качества занимающихся при непременном укреплении сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Публикация «Методическая разработка „Круговая тренировка на уроке по физической культуре“» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Варианты круговой тренировки для школьной физической культуры :
• По методу длительной работы :
Круговая тренировка по методу длительной работы соответствует английскому оригиналу серкит-тренинга. Она предназначена для развития локальной мышечной и общей выносливости, укрепления ССС и повышения способности организма потреблять кислород. Ценность данного варианта КТ возросла в последнее время, когда традиционные для развития общей выносливости виды физических упражнений (длительный бег, передвижение на лыжах) не популярны среди школьников. В то же время за 10мин. жёсткой КТ достигается высокая степень утомления. Но одновременно следует признать, что длительные циклические упражнения и переносятся легче, и создают более стойкий тренирующий эффект.
• По методу экстенсивного интервального упражнения:
В круговой тренировке по методу экстенсивного интервального упражнения, которое за 30 секунд можно повторить в предельном темпе движений. Интервалы отдыха 30-45 секунд. При этом на ряду с общей развивается специальная и силовая выносливость, скоростная и в меньшей степени максимальная сила. Данная разновидность круговой тренировки может быть использована в подготовке к различным видам чисто силовой тренировки или при совершенствовании скоростно-силовых качеств в различных спортивных специализациях.
• По методу интенсивного интервального упражнения:
В круговой тренировке по методу интенсивного интервального упражнения используются более трудные упражнения (около 75% максимальных возможностей учащихся, доступные для выполнения не более 8-12 раз за 10-15с. или 8-12 раз без ограничения времени. После каждой серии перерыв достигает 90-180с. Очередная серия совпадает с фазой повышенной работоспособности.
Одна из разновидностей интервального интенсивного упражнения в КТ предполагает занятие по системе бодибилдинга: на каждой «станции» ученики выполняют три следующие друг за другом серии с заданными усилиями (от 50 до 75% от максимальных возможностей) при перерывах от 60-120с.
• По методу повторной работы :
Круговая тренировка по методу повторной работы проводится почти исключительно с добавочным отягощением, с силой воздействия от 80% до 90% максимальной мощности. В основном она применяется в спортивной тренировке.
Введение круговой тренировки в школьную физическую культуру.
Осваивать КТ в школьной физической культуре целесообразно с 4-5 класса. Наиболее доступной формой является упрощённый вариант серкит-тренинга (тренировка с прохождением круга). Составляется «символ» КТ, на «станциях» устанавливаются таблички с графическим изображением упражнений и единой для класса дозировкой в половинной от среднего максимума величине.
В 5-6 классе можно обучить учеников выполнению КТ по методу экстенсивного интервального упражнения. При данном варианте обращается внимание на соотношение длительности работы и отдыха. Нагрузка на каждой «станции» также устанавливается приблизительно, по формуле МП:2-(максимальное повторение делённое на два) в средней для класса дозировке. Индивидуальные карточки не вводятся.
КТ по полной программе проводится в 7-8кл. с индивидуальными карточками. Для этого необходимо провести МТ- «максимальный тест».
По М. Шолиху он проводится по формуле: 30секунд упражнение, 30секунд пауза.
Карточка достижений
Упражнения
1. Забегание на скамейку
2. Подтягивание в висе лёжа
3. Упражнение на пресс
4. Прыжки через скакалку
5. Смешаные упоры
6. Упр для мышц спины
7. Выпрыгивание из приседа
8. Отжимание в упоре
Объём
ЧСС после работы
ЧСС через 1мин
ЧСС через 2мин
Карточка схема:
На уроках также используется наглядное пособие – карточки схемы для работы по станциям.
Описание упражнения:
Кроме графического изображения можно использовать описание упражнения. Большинство упражнений, включенных в карточки, уже знакомы ученикам, поэтому при их выполнении нет затруднений. Но если есть необходимость, то отдельные упражнения сначала разучиваются с учащимися.
Педагогические правила и основные требования круговой тренировки на уроке и при внеурочных занятиях дома:
• Упражняйся так, чтобы укрепилось твоё здоровье!
• Упражняйся всесторонне!
• Выбирай себе такие упражнения и способы их выполнения, которые для тебя пригодны!
• Упражняйся регулярно и целеустремлённо!
• Повторяй свой комплекс упражнений в течение длительного времени!
• Нагрузку повышай систематически!
• Повышай нагрузку постепенно, но преодолевай себя!
• Тренируйся настолько регулярно, чтобы твоя сила, быстрота и выносливость и при вынужденных перерывах долго оставались устойчивыми!
• Упражняйся в соответствии с твоим возрастом, тренированностью и состоянием здоровья!
Практические советы:
• Повторный МТ целесообразно повторять через 6-8 недель.
• После проведения МТ-2 можно перейти как к методу непрерывной работы, так и к интервальной экстенсивной работе на одном, двух или максимум трёх кругах.
• Круговая тренировка может применяться как в подготовительной так и в конце основной части урока.
• Важно чтобы КТ проводилась по определённой схеме – на каждом уроке или через урок, соблюдая принципы постепенности и прогрессирующего повышения нагрузки.
Вывод:
Применение круговой тренировки на уроке физической культуры позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и физической подготовленности по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах времени.
Литература:
Гуревич И. А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. - Минск: Выш. Школа.
Гуревич И. А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки / Гуревич И. А. - Минск: Выш. шк.
Романенко В. А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой / Романенко В. А., Максимович В. А. - М. : ФиС
Крупицкая Л. И. Будь здоров. - Начальная школа, 2005.
.Ковальчук О. Г., Восканян Г. В. Развитие физических качеств у студентов методом круговой тренировки / Методические указания, 2004.
Шолих М. Круговая тренировка (пер. с нем.). – ФиС.