Папки-передвижки

Консультирование родителей одаренных и высокомотивированных детей

Ляшенко Ольга Николаевна
Консультирование родителей одаренных и высокомотивированных детей
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка для организации работы педагога-психолога в ДОУ с родителями одаренных

и высокомотивированных детей

«Консультирование родителей одаренных

и высокомотивированных детей»

Ляшенко Ольга Николаевна

педагог–психолог МБДОУ № 97 г. Таганрога

Введение

Публикация «Консультирование родителей одаренных и высокомотивированных детей» размещена в разделах

Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада. Для всех детей главнейшей целью образования и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей в детском саду.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников. Создание условия, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что присутствии валидных методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям. Вместе с тем, психодиагностических процедур и методов работы с детьми определяется исходной концепцией одаренности. В этой связи требуется серьезная просветительская работа среди педагогов, а также родителей для формирования у них научно-адекватных современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности. Отмечу, что реализация цели и задач подразумевается посредством

активизация субъектной роли родителей, с признанием, уважением и

поддержкой в рамках психологического сопровождения их потенциальных

воспитательных возможностей. В данном случае в основу модели заложен

принцип опоры на воспитательный потенциал семьи, при котором

традиционный формирующих подход заменяется развивающим

взаимодействием, способствующим самораскрытию участников,

нахождению и реализации потенциала личности. В конечном счете, цель и

задачи сводятся к формированию инициативной активной родительской

позиции в вопросе поддержки и развития детской одаренности.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи родителям одаренных и высокомотивированных детей при решении проблем, с которыми обращаются родители. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.

Профилактическое направление деятельности педагога – психолога ДОУ с родителями одаренных и высокомотивированных детей реализуется в форме мастер – классов, практикумов, семинаров с элементами тренинга, игротек и способствует развитию психологической компетентности, развитию умений и навыков в воспитании способных, талантливых детей, оптимизирует детско-родительские отношения.

- Семинар с элементами тренинга «Одаренность ищем в детстве». Цель семинара: ознакомить родителей с понятиями «способности», «одаренность». Именно в семье формируется отношение родителей к неординарности, талантливости ребенка, впоследствии от этого будет зависеть оценка ребенком своих собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своим способностям. Практикум помогает родителям присмотреться внимательно к своим детям, понаблюдать за их поведением, понять и осознать его уникальность, поддерживать и способствовать развитию способностей, учитывая индивидуальность ребенка.

- Круглый стол «Сказкотерапия – как средство развития эмоциональной сферы детей». Цель мероприятия: ознакомить родителей одаренных и высокомотивированных детей с функциями сказки, пополнить свой педагогический арсенал новыми приемами конструктивного общения с детьми, научиться распознавать психологические трудности ребенка, пересматривать собственные привычные представления о причинах детских эмоциональных проблем, таких как тревожность, плаксивость, агрессивность и т. п. Коррекционная функция сказки помогает родителям мягко влиять на поведение ребенка, «замещая» неэффективный стиль поведения на более продуктивный, результатом этой работы станут изменения в поведении ребенка за счет становления собственной активной позиции и самоконтроля.

- Семинар – практикум «В школу? Хочу!» Цель семинара-практикума: ознакомить родителей с составляющими готовности к школьному обучению. Показать способы игрового моделирования эмоционально значимых ситуаций общения родителей одаренных и высокомотивированных детей предшкольного возраста с использованием игровых упражнений проективного характера с целью осознания родительского опыта. Научить родителей использовать сильные стороны ребенка для достижения его успешности.

- Собрание – студия «Как я представляю своего ребенка в школе». Цель практикума: способствовать повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни, осознанию родителями собственной позиции принятия ребенка, сопричастного (эмпатического) взаимодействия с ним. Вместе с психологом родители обсуждают рисунки детей на тему «Как я представляю себя в школе» и сопоставляют их с рисунком на аналогичную тему, который родители выполнили дома. Анализ рисунков способствует осознанию родителями, на что сегодня больше похожи его (ее) отношения с ребенком: на отношения сопричастности, сопереживания друг другу или зависимости. Относятся ли родители с доверием к ребенку, его умениям, способностям и есть ли у него доверие к самому себе. Уверен ли ребенок, что родители считают его большим, самостоятельным, успешным?

- Семинар с элементами тренинга «Счастливое детство». Цель семинара: помочь родителям осознать понятие «счастливое детство»; с помощью коллажа выявить индивидуальные особенности детей, увлечения и стремления; развивать конструктивные навыки взаимодействия с ребенком, оптимизировать детско-родительские отношения через тренинговую форму взаимодействия в группе.

Также первая встреча может носить как групповой, так и индивидуальный характер. По итогам первой индивидуальной консультации составляется диагностическая карта семьи (модификация карты приема «Семья в психологической консультации» Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.).

Психологическое сопровождение родителей одаренных и высокомотивированных детей обеспечивает своевременное прохождение первых этапов развития способностей и одаренности в дошкольном детстве. Проведенные мероприятия помогают взрослым осознать возможности своего ребенка и содействовать его развитию.

Необходимо продолжать деятельность по психологическому сопровождению семьи одаренных и высокомотивированных детей, по совершенствованию структуры создаваемой системы работы, отбору наиболее эффективных методов, средств и форм организации работы с детьми, родителями и общественностью в рамках единого образовательного пространства.

Также первая встреча может носить как групповой, так и индивидуальный характер. По итогам первой индивидуальной консультации составляется диагностическая карта семьи (модификация карты приема «Семья в психологической консультации» Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.).

В то же время на первой и второй встречах с родителями необходимо уделить специальное внимание разъяснению возможных целей и задач консультирования. Следует учитывать, что в условиях нашей страны, где психологическая служба еще только организуется и население практически не имеет опыта получения психологической помощи, у многих родителей складываются о ней неверные представления и ожидания (недооценка объема и сложности процесса консультирования, прежде всего по времени, установка на получение готового «рецепта» и др.). Поэтому, одну из важных задач первых двух встреч с родителями составляет их ориентация в структуре и задачах консультативной работы, разъяснение назначения обследования, формирование установки на совместный и разносторонний анализ проблем ребенка. Специальных разъяснений требует также направление ребенка на консультацию к другим специалистам. На любом этапе консультативной работы своим заинтересованным отношением и всесторонним рассмотрением проблемы психолог должен стремиться освобождать родителей от тяжелых чувств, стимулировать их внимание к позитивным сторонам проблемы и активный поиск возможных ее решений.

Необходимо предупреждать родителей о возможных трудностях, осложнениях и препятствиях в процессе проведения коррекционной программы. Недопустимо, чтобы у них сложилось представление о легком - «волшебном» - разрешении трудностей, так как подобная установка может привести лишь к преждевременному и неоправданному разочарованию в возможностях психологической помощи [4].

В обязанности психолога входит повторное консультирование родителей или учителей по мере необходимости. Нередко практикуются многократные встречи и длительная психотерапевтическая работа.

Беседа, проводимая психологом по итогам всестороннего изучения случая, преследует несколько целей; 1) подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка, а также характера, степени и причин выявленных трудностей, условно-вариантного прогноза; 2) совместная разработка системы конкретных мер помощи или специальной коррекционной программы; 3) обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка; 4) планирование последующих встреч (в случае необходимости).

Ряд американских авторов выделяют в заключительной беседе консультанта с родителями четыре основных этапа и предлагают следующие рекомендации по ее проведению. Желательно вести беседу одновременно с обоими родителями, так как это помогает получить более объективную и разностороннюю картину жизни ребенка и, кроме того, позволяет родителям почувствовать общую ответственность за судьбу ребенка.

В начале беседы нужно побудить родителей к свободному, откровенному обсуждению проблем ребенка, выяснению интересующих их вопросов. Необходимо также выяснить их представления о причинах трудностей ребенка и средствах их разрешения, помощи, их мнение о том, какие цели можно ставить перед ребенком, на какое будущее его ориентировать. На втором этапе беседы предполагается сообщение результатов психологического обследования. Конкретные данные помогают преодолеть ошибочные представления о характере и степени трудностей ребенка. Необходимо стремиться к выработке реалистического представления о трудностях ребенка. После этого (третий этап) обсуждается специальная программа действий. Наконец, в заключение беседы обсуждается отношение родителей к проблемам ребенка и планируются последующие встречи. В процессе беседы важно проявить теплоту, понимание, уважение. Эффективность беседы, по Сарасону, оценивается по тому, могут ли родители более или менее уверенно действовать на основе тех сведений и рекомендаций, которые они получили от консультанта [2].

Опыт показывает, что положительная оценка консультантом тех или иных конкретных воспитательных действий или установок родителей (разумеется, действительно психологически оправданных, корректных) может существенно повысить их уверенность в своих силах. Следует учитывать, что одной беседы часто недостаточно, чтобы изменить ошибочные представления родителей, сложившиеся до беседы и служащие, как правило, защитой от неприятных выводов. Для этого требуется несколько встреч. Психологи западных стран широко практикуют посещение на дому, которое дает возможность обсуждать конкретные ситуации, реально складывающиеся взаимоотношения и т. д. Однако наиболее действенными методами являются различные формы групповых занятий родителей.

Очень важно утвердить родителей в понимании того, что одаренный ребенок не перестает быть ребенком, он имеет те же потребности, что и все дети его возраста. Большую опасность здесь представляют такие формы неправильного воспитания, как гипер- и гипопротекпия. В связи с этим в консультирование практически по поводу любой проблемы необходимо включать обсуждение вопроса о главном содержании процесса развития на соответствующем возрастном этапе, его ведущей деятельности и т. д. Активность, направленная на преодоление или компенсацию имеющихся трудностей, не должна осуществляться за счет возрастно-специфических интересов и потребностей ребенка. Разъяснение этого положения родителям может способствовать предупреждению распространенных педагогических ошибок, имеющих тяжелые последствия для ребенка.

В процессе консультативной работы психолог не должен ограничиваться чисто «рассудочным» анализом проблемы. Важной задачей консультанта являются снятие чувства тревоги у близких ребенка, опасений за него и одновременно углубление понимания его трудностей, усиление чувствительности к потребностям ребенка. Психолог должен чутко улавливать наличие у родителей чувства угнетенности, вины, тревоги и давать возможность выражать, обговаривать эти чувства [8].

Как и всякая психотерапевтическая беседа, беседа консультанта с родителями имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом. В связи с этим высказываются также следующие рекомендации по тактике работы с родителями : подробное обсуждение конкретных результатов, полученных в ходе обследования ребенка, - часто это придает большую убедительность выводам консультанта; родителям полезно иметь на руках психологическое заключение, написанное ясным, понятным языком, или самим записать выводы и рекомендации, так как это помогает им в дальнейшем обдумывать результаты консультации, искать конкретные меры помощи, исходя из зафиксированных выводов, проверять их правильность на последующем поведении ребенка.

Просветительское направление работы с родителями реализовывается

посредством организации информационно-просветительского пространства в

сети Интернет (создается закрытая группа для группы родителей в

социальной сети). Данное пространство организовывается с целью

мотивации родителей к приобретению психологических знаний в области

воспитания одаренного ребенка, для развития воспитательного потенциала

семьи, формирование комплекса современной полезной литературы,

надежной в теоретическом отношении, а также для формирования

родительской группы с общими интересами и стимулирования развития их

взаимодействия.

Обучение родителей осуществляется посредством реализации

тренингового направления.

Целью тренинговой программы является обучение родителей созданию

в семье условий, способствующих развитию и поддержки детской

одаренности, приобретение навыков эффективного взаимодействия с

одаренным ребенком, рост воспитательного потенциала семьи.

Задачи тренинговой программы:

- создание условия для мотивации участников на развитие

собственного воспитательного потенциала;

- формирование у участников системы знаний об одаренности,

условиях ее развития, способах преодоления трудностей

- формирование у участников навыков по созданию в семье условий

поддержки и развития одаренности ребенка;

- развитие у участников способностей к рефлексии проблем и поиску

ресурсов для поддержки и развития одаренности ребенка

Каждое тренинговое занятие состоит из трех частей: вводной,

основной и заключительной. На вводной части происходит приветствие

участников группы и эмоциональный настрой на дальнейшую работу. Она

включает в себя упражнения «Ритуал приветствия», способствующие

созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, активизации

позитивного отношения к совместной работе и создающих условия для их

своевременного вхождения в ситуацию тренинга. Основная часть

тренингового занятия включает в себя беседы, игры, упражнения, задания,

помогающие понять и усвоить тему. В конце каждого упражнения

предполагается рефлексия. Участникам предлагается поделиться своими

чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении.

Заключительная часть включает в себя обсуждение проведенного занятия и

упражнение «Ритуал прощания». Участникам предлагается поделиться

своими мыслями о пройденном занятии, высказать благодарности кому-либо

из участников группы. Что способствует закреплению позитивного

отношения к совместной работе и созданию условия для их своевременного

выхода в ситуации тренинга. Помимо этого, родителям предлагается

выполнить домашнее задание для того, чтобы осмыслить предлагаемую тему,

стимулировать их по поиск дополнительного материала.

Работа с родителями на тренинговых занятиях проводится с

соблюдением следующих принципов:

- принцип информированности, который предполагает, что психолог

будет сообщать участникам план работы; требования, предъявляемые

участникам; подробные инструкции к предлагаемым упражнениям и

заданиям;

- принцип добровольности, который выражается в возможности выбора

участия в предлагаемых психологом действиях группы, а также возможность

выбора изобразительных материалов и средств;

- принцип конфиденциальности, который предполагает следующее

правило: все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников,

не должно стать достоянием третьих лиц;

- принцип безоценочности высказывания, который предлагает

участникам программы уважительно относится к мнению или творчеству

другого и не высказывать критические или оценочные высказывания в адрес

участников группы.

Тренинговые занятия также могут дополняются совместными мероприятиями детей и родителей : совместными праздниками, созданием семейных проектов (создание коллажа «Мы семья», изготовление герба семьи, придумывание девиза, и командной формы, организацией семейного досуга (просмотр мультфильма, поход в парк и т. п., участие в выставках семейного творчества, вечере музыки и поэзии.

Литература

1. Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации : Опыт и проблемы психологического консультирования/Под редакцией А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989. С. 49-54, 194 –198.

2. Богоявленская Д. Б. и др. Рабочая концепция одаренности [Текст] / Д. Б.

Богоявленская. – М. : Министерство образования Российской Федерации,

2003. – 90 с.

3. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим

доступа: https://psychology.academic.ru/1207

4. Васягина Н. Н. Обучение как форма психолого-педагогического

сопровождения родителей [Текст] / Н. Н. Васягина // Педагогическое

образование в России, 2011. №3. С. 126-132.

5. Ветвицкая С. М. Самообразование родителей как условие реализации

потенциала одаренных детей [Текст] / С. М. Ветвицкая // Вестник

Ессентукского института управления, бизнеса и права, 2014. № 8. С. 215-

219.

6. Краткое руководство по работе с одаренными учащимися [Текст] / Под

ред. Л. В. Поповой и В. И. Панова. – Астана: «Дарын», Казахстан, 2006. –

72 с.

7. Осипова М. Б. Одаренные дети : проблемы выявления, развития и психолого-педагогического сопровождения в системе общего образования: метод. рекомендации / М. Б. Осипова. – Екатеринбург: НТФ ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 55 с.

8. Савенков А. И. Психология детской одаренности : учеб. для бакал. и магистратуры / А. И. Савенков. – Москва: Изд-во Юрайт, 2018. – 440 с.

Публикации по теме:

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Изостудия для одаренных детей. ФотоотчетИзостудия для одаренных детей. Фотоотчет Изостудия для одаренных детей кружок «Звездочки». Уважаемые коллеги, учебный год закончился и хочется поделится достижениями своих воспитанников,.

Консультация для родителей «Безопасность детей — ответственность родителей!» Безопасность детей во многом зависит от того, что мы посоветуем детям, чему научим. Важнейшая наша задача - научить ребенка ответственно.

Консультация для педагогов «Индивидуальное консультирование родителей воспитанников в ДОУ»Консультация для педагогов «Индивидуальное консультирование родителей воспитанников в ДОУ» Детский сад – это не просто заведение, куда родители отдают ребенка на некоторое время. Это место, где малыш проводит значительную часть.

Консультация для родителей «Авторитет родителей в воспитании детей»Консультация для родителей «Авторитет родителей в воспитании детей» Многих родителей волнует вопрос, как заработать авторитет, как правильно воспитывать своих детей. Авторитет родителей заключается в умении.

Консультация для родителей «Безопасность детей — забота родителей» Внимание, дорога! Знание правил дорожного движения - это важный момент в воспитании и формировании навыков ребёнка, это обеспечение его.

Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни» Сегодня, наверное, нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то.

Рекомендации для родителей «Советы для читающих родителей, или Как развить у детей интерес к чтению» 1. С чего начинать? Начинать нужно с собирания новых книг для детской библиотеки или с обновления имеющихся. В вашей библиотеке может быть.

Совместное творчество родителей и детей. Консультация для родителей Совместное творчество родителей и детей. Совместная творческая деятельность- интересное и увлекательное времяпровождение. Совместное творчество.

Создание условий для выявления и поддержки одаренных и способных детей в скалолазанииСоздание условий для выявления и поддержки одаренных и способных детей в скалолазании Выявление и поддержка одаренных и способных детей О. А. Никитенко, педагог дополнительного образования ГБОУ школы №495 Московского района.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультирование родителей одаренных и высокомотивированных детей
Опубликовано: 21 марта 2022 в 08:32
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультирование родителей одаренных и высокомотивированных детей» (включая файлы) размещена пользователем Ляшенко Ольга Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД