Винера Тимашова
Методическая разработка конспекта экскурсии в сквер «Осень золотая»
КОНСПЕКТ ЭКСКУРСИИ В ОСЕННИЙ ПАРК
С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема: «Осенний парк»
Цель: Обогащение и систематизация знаний детей об осени.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания детей о деревьях, кустарниках;
- формировать умение узнавать деревья и кустарники по листьям;
- формировать представления об экологических взаимосвязях в природе;
Публикация «Методическая разработка конспекта экскурсии в сквер „Осень золотая“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- знакомить с правилами поведения в парке (нельзя шуметь, чтобы не спугнуть живущих там птиц и зверей, нельзя сорить).
Развивающие:
- развивать эмоционально — эстетические чувства, уметь видеть, понимать и чувствовать красоту природы осеннего парка;
- развивать речь детей;
- развивать внимание, мышление;
- развивать воображение, память.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы;
- воспитывать умение детей играть вместе, сообща;
- воспитывать доброе, заботливое отношение ко всему живому.
Предварительная работа: ежедневное наблюдение за изменениями в природе и ведение календаря природы, рисование нетрадиционным способом (ладошками) на тему «Осенняя сказка», чтение рассказов на природоведческую тему об осени, рассматривание картин В. Поленова и А. Остроухова «Золотая осень», наблюдение во время прогулки за деревьями (рябина, береза, осина, совместная работа детей и родителей на тему «Ох и чудо эта осень» (поделки из бросового материала).
Подготовительная работа: проведение инструктажа с детьми, определение места экскурсии (сквер, выбор места для игр с детьми, выбор места сбора природного материала.
Словарная работа:
Обогащение словаря: красные рябины «светятся».
Активизация словаря: сентябрь, октябрь, ноябрь, золотая осень.
Ход экскурсии:
Этапы проведения
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Методические указания и приёмы.
Вводная часть
Перед началом экскурсии
объявляю: куда пойдут дети, что интересного могут увидеть, как следует себя вести. Предлагаю взять с собой фотоаппараты, бинокли.
Вводная беседа.
Ребята, мы с вами в парке гости, поэтому вести себя нужно хорошо.
Читаю отрывок из стихотворения К. Бальмонта «Осень».
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Спрашиваю у детей: о каком времени года идет речь в этом стихотворении.
А какое сейчас время года?
Назовите по порядку осенние месяцы.
С чего начинается осень в природе?
Ребята, мы уже с вами знакомы с приметами ранней осени. А сейчас наступила самая необыкновенная и загадочная пора осени — золотая и сегодня мы отправимся в парк, чтобы посмотреть, как он изменился, и действительно ли он стал золотым.
- Об осени.
- Осень.
- Сентябрь, октябрь, ноябрь.
- Листья желтеют и опадают. Начинается листопад.
Инструктаж. Орг. Момент.
Мотивация.
Худ. слово.
Вопросы.
Основная часть
Коллективное наблюдение «Какими стали деревья в парке?»
1. Рассматривание деревьев и кустарников вблизи и издалека, на солнце и в тени (на солнце краски становятся ярче, наряднее, а желтые осины и березы, красные рябины «светятся» даже в тени).
2. Рассматривание листьев разных деревьев через лупу (обратить внимание, что поверхность листа у всех разная: у березы — шершавая, у осины — гладкая и т. д.).
3. Рассматривание семян деревьев и кустарников (сравнить между собой, определить, с какого они дерева)
4. Любование детьми красотой деревьев.
Предлагаю детям вспомнить стихи об осени.
Пополняю сенсорные ощущения детей: прошу погладить ствол дерева и ощутить его поверхность, прижаться щекой к нему и почувствовать тепло, вдохнуть запах, идущий от осины, березы, рябины, закрыть глаза и послушать шелест листвы
и осенние звуки.
Какие звуки слышите?
Сейчас я вам буду показывать листочки, а вы будете называть от какого они дерева.
Д/и «Угадай листочек».
Индивидуальное наблюдение по парам:
1. Вова и Катя выберите самое красивое дерево для вас.
2. Амир и Никита найдите самое красное (желтое) дерево.
3. Василиса и Настя найдите лист, который упал сегодня, вчера, давно. Расскажите, чем они отличаются?
4. Подгруппа детей найдите деревья, на которых есть плоды-ягоды.
Речевое упражнение
«Скажи красивые слова об осени»
- Осень какая?
Ребята отгадайте загадки:
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья.
Что это?
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
Что это?
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Во мгле,
Только ноги на земле.
Что это?
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
А это что?
Никто не пугает,
А вся дрожит.
Что это?
Платье потерялось — пуговки остались.
Что это?
Ребята, давайте с вами поиграем.
П/и «Догонялки с Боровичком»
Роль Боровичка может исполнять как взрослый, так и ребёнок. На голову одеть шапочку" грибочка". Дети и Боровичок стоят по разные стороны. Боровичок отворачивается спиной, присев на корточки («за пеньком»).
(в конце игры Боровичок догоняет детей, дети убегают).
Игра малой подвижности «Собери листочки»
Необходимо собрать красивые листья разных деревьев.
Ветер сильный задувал,
Все листочки раскидал.
Мы не будем унывать,
Будем их мы собрать.
Инд. работа с Сашей Г. и Глебом.
Ребята мы с вами собрали много листьев, посмотрите сколько их. Все они разные. Яркие. Мы их возьмем с собой в дет. сад и оформим красивый осенний букет.
Дети рассматривают:
1. деревья и кустарники вблизи и издалека, на солнце и в тени.
2. листья разных деревьев через лупу.
3. семяна деревьев и кустарников, сравнивая их между собой.
4. любуются красотой деревьев.
Один из детей рассказывает:
«Осенние листья»
(И. Токмакова)
Опустел скворечник.
Улетели птицы.
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Ветер листья с веток
Разогнал по свету,
Липовый, берёзовый,
Красный, разноцветный.
- Шуршание листвы, шум ветра, чириканье воробьев и т. д.
Дети угадывают листочки.
Дети выполняют задания.
Ответы детей:
- Золотая. Яркая. Расписная. Красная. Разноцветная и т. д.
Ответы:
- Осень.
- Осенний лист.
- Дождь.
- Ветер.
- Осина.
- Рябина.
Дети говорят текст и подходят к Боровичку:
Старичок – Боровичок Затаился за пеньком.
А мы ближе подойдём
И сейчас тебя найдём!
В догонялки поиграем,
От тебя мы убегаем!
Дети собирают листочки в корзинку.
Саша и Глеб выполняют задания.
Коллективное наблюдение.
Сравнение.
Худ. слово.
Д/и «Угадай листочек».
Индивидуальное наблюдение по парам.
Речевое упражнение
«Скажи красивые слова об осени» Цель: формирование умения детей подбирать прилагательные к заданному слову.
Загадывание загадок.
П/и «Догонялки с Боровичком»
Игра малой подвижности «Собери листочки»
Инд. работа:
Цель: закрепление умения ходить размашистыми шагами, перепрыгивать через препятствие.
Заключительная часть
Ребята, вам понравилась наша экскурсия?
За какими мы наблюдали деревьями?
Отличаются листья у этих деревьев?
А всех этих деревьев есть плоды - ягоды?
Молодцы, ребята! Вы очень внимательные! И вели себя хорошо. Не шумели, не сорили. А теперь возвращаемся в наш сад.
- Да.
- Береза, рябина, осина.
- Да.
- Нет, только у рябины.
Рефлексия.
Подведение итогов.
Похвала.
Работа после экскурсии : в этот же день проводиться работа с детьми по составлению и оформлению осеннего букета.