Екатерина Баева
Методическая разработка «Книжкин дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Умение читать предполагает целый комплекс навыков, и для овладения каждым из них требуются усилия. Мало запомнить все буквы и научиться складывать из них слова, а потом и предложения. Придется тренировать память, чтобы не забывать к концу фразы ее начало, а ко второй странице — содержание первой. Читая или слушая книгу, дети представляют себя на месте главных героев.
Глубокий смысл детских сказок напрямую влияет на воспитание ребенка, рассказывая ему о добре и зле, о хороших и плохих поступках. На примере любимых персонажей ребенок сможет научиться тому, как следует поступать, и каких действий нужно избегать.
Публикация «Методическая разработка „Книжкин дом“» размещена в разделах
Установление причинно-следственных связей у малышей происходит с трудом, но благодаря литературе и этот сложный момент обучения будет освоен.
Регулярное общение ребенка с книгой может привести к пожизненной любви к письменному слову.
С помощью книг можно развить и память. Учить стихи, рассказывать сказки и так далее. Ребенок рано или поздно сам начнет рассказывать родителям то или иное произведение. Особенно такой эффект получается в вечернее время. Если ребенок проявляет интерес к книгам необходимо его поддерживать и развивать. Нужно предлагать ребенку, чтобы он нарисовал своего любимого персонажа либо придумал конец для какой-то истории из книги.
Я считаю, что в наши дни дети все реже и реже берут в руки книгу. Происходит это из-за того, что современный мир буквально напичкан телевиденьем и интернетом.
Также виной этому могут быть несознательные родители, которые ошибочно считают, что все необходимые знания в жизни ребенок сможет почерпнуть с телевизора или интернета. Но не следует забывать, что для ребенка очень важно, чтобы ему перед сном читали книгу. Сначала она просто помогает ему уснуть, но на подсознательном уровне у ребенка откладывается необходимая информация, которая ему обязательно пригодится в будущем.
Важно, чтобы ребенок с 3,4 лет знакомился не только с отечественной, но и зарубежной литературой. Начать можно с простых сказок бр. Гримм, Г. Андерсена и приключений Дж. Свифта и М. Твена. Это поможет в будущем осознать себя как часть большого мира, который не заканчивается рамками дома и школы. Роль чтения в развитии каждого ребёнка велика. Ведь чтение оказывает огромное влияние на развитие ребё нка: его интеллект, творческое и логическое мышление, эмоциональное и социальное развитие, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает речь ребёнка, способствует формированию правильного нравственного и эстетического отношения ко всему происходящему. Литература знакомит ребёнка с разными проявлениями жизни, с трудовой деятельностью, природой, развивая социальный опыт, поэтому я провела большую работу с целью развития любви к книге и бережного отношения, побуждения к чтению книги я решила провести экскурсию в библиотеку с детьми старшего возраста.
При создании методической разработки особое внимание я уделяю содержанию образовательного процесса детей дошкольного возраста, которое направлено на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, личностных качеств, формирование разнообразных видов деятельности, обеспечивающих социальную успешность. В методической разработке «Ознакомительная экскурсия в библиотеку» содержание конспекта включает в себя совокупность реальных задач образовательных областей : социально-коммуникативные, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Обеспечивается разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям. Познавательное развитие в экскурсии это один из видов занятий по ознакомлению детей с окружающим миром. Наблюдения в естественных условиях, когда дети воспринимают мир во всем его богатстве, способствует развитию любознательности, нравственных чувств. Исследования ученых, убедительно показывают, что на экскурсиях создаются благоприятные условия для всестороннего развития. Велика роль экскурсий в умственном воспитании дошкольников: совместная практическая деятельность объединяет их, дисциплинирует. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду это- развитие речи. Речевое развитие одно из главных задач. Это общая задача состоит из ряда второстепенных: воспитание звуковой культуры, обогащение и активизация словарного запаса, совершенствование грамотности речи, формирование диалогической речи,развитие связной речи, подготовки к обучению грамотности. Одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного возраста, является художественно-эстетическое развитие и экскурсия дает возможность для развития этого направления. Среди образовательных деятельностей, проводимых с детьми, большая часть принадлежит рисованию, лепке, чтению художественной литературы.
Наблюдения за детьми во время их пребывания в детском саду позволили мне выявить следующую проблему:
1) Дети редко общаются друг с другом за пределами детского сада (только единицы);
2) Родители не проводят экскурсионные мероприятия с детьми в социальные институты города.
При разработке ознакомительной экскурсии я решила руководствоваться следующими принципами:
1. Принцип доступности и наглядности.
2. Принцип комплексного подхода:
1) Соответствие получаемой детьми информации уровню их развития а именно старший дошкольный возраст;
2) Планирование не просто набора экскурсий, а взаимосвязанных и взаимодополняющих мероприятий объединенных одной темой;
3) Реализация не только информационной составляющей (развитие кругозора, социальной активности, развитие речи и словарного запаса, развитие чувства прекрасного).
Как и при разработке любого проекта в основе подготовки экскурсии я выявила определенный алгоритм действий, позволяющих педагогам добиться успешного результата.
1) Выбор темы (диктуется мной. Тема является стержнем, которая объединяет все объекты и подтемы экскурсии)
2) Обозначение возрастной группы и возрастных особенностей и интересов детей (у меня старший дошкольный возраст).
3) Определение цели и задач экскурсии.
4) Отбор литературы с которой будем работать.
5) Составления маршрута экскурсии (наиболее удобный путь следования)
6) Текст экскурсии (у нас проводили библиотекари)
7) Комплектования «портфеля экскурсовода» (материал, который способствует осуществлению главного критерия – наглядность в экскурсии).
8) Выбор методических приемов.
Экскурсия будет проведена силами воспитателя и библиотекаря.
Ознакомительная экскурсия в библиотеку.
Тип ОД: усвоение новых знаний.
Форма организации: экскурсия.
Основная образовательная область: «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, была в интеграции с обр. обл. «Коммуникация» (развитие речи) ; "Социализация"(развитие игровой деятельности) .
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Методы и приемы : вопросы, разъяснение, пояснение, игровые, наглядные, практические.
Цель: воспитание интереса к книге.
Задачи: познакомить детей с профессией библиотекарь: расширять словарный запас детей по теме: развивать наблюдательность и внимание, бережное отношение к книге, воспитывать правила культурного поведения в общественных местах, познакомить с отечественной и зарубежной литературой.
Задачи:
1) Образовательная : формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, познакомить со значимостью библиотеки, закрепить с детьми знания ПДД при движении по дороге.
2) Развивающие: обогащение словаря: библиотека, библиотекарь, стеллаж, книжные полки, читальный зал, читательский формуляр, абонемент. Активизация словаря: иллюстрации, текст.
3) Воспитывающие : воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря, воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.
Предварительная работа.
1. Беседы о книгах, о том какие бывают книги, рассматривание книг, из чего состоят книги (обложка, титульный лист, страница, текст, иллюстрации, и т. д) «Зачем нужны умные книги?»
2. Продуктивная деятельность, чтение детям. Чтение книг. Сказка «Иван Царевич и серый волк». Беседа о добре и зле.
3. Рисование «Мой любимый герой». Познакомить с творчеством художника-иллюстрации И. Билибина. (приложение 1)
4. Рассматривание мягких игрушек и придумывание о них сказочных историй (которые потом можно проиллюстрировать, сделать книгу).
5. Индивидуальная деятельность в зоне изостудии (рисование сказочных героев). (приложение 2)
6. С/Р игры в «Библиотеку».
7. Выставка книг: сказки А. С Пушкина, Братьев Гримм, русские народные сказки. (приложение 3)
8. Лепка «Любимый сказочный герой». (приложение 4)
9. Ситуативный разговор о поведении в общественных местах, в частности как себя вести в библиотеке.
10. Вспомнить правила дорожного движения, правила перехода по пешеходной зебре.
11. Рисование иллюстрации к сказке братьев Гримм «Еж и заяц». (приложение 5)
Ход экскурсии
1. Вводная часть.
Дети вышли из детского сада, построились парами. Повторили правила поведения в общественных местах и на улицах.
2. Повторение ПДД.
Выйдя из ворот детского сада мы подошли к дороге и воспитатель напоминает по какой стороне от движущегося транспорта необходимо передвигаться.
Дети: идти нужно на встречу движущемуся транспорта.
Так же воспитатель поясняет, что прежде чем переходить дорогу необходимо убедится, что машин нет или в том, что машины пропускают пешехода.
3. Основная часть.
Воспитатель: вот мы и пришли к библиотеке, давайте вспомним с вами правила поведения в библиотеке.
Дети: 1) Надо внимательно слушать.
2) Разговаривать только шепотом.
3) Если захочется что то посмотреть, необходимо после положить на место.
4) Не бегать, не прыгать.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы все правила хорошо запомнили, тогда давайте отправимся в «книжкин дом».
Биб-рь: Здравствуйте дети! Добро пожаловать к нам. Сегодня вы пришли к нам в гости. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он (библиотека).
Снаружи смотришь –
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом?
Попробуй угадай!
Биб-рь: Молодцы. Конечно это библиотека! Это очень длинное слово и оно должно быть что-то означает. «Библио»- книга, а «Тека»- хранилище.
Меня зовут Татьяна Николаевна, и я работаю в этой библиотеке – библиотекарем. Библиотекарь- очень важная и нужная профессия. В каждой библиотеке стоят большие шкафы с полками на которых находятся книги- книжные полки, стеллажи. На этих полках стоят книги разных писателей. А вот найти нужную книгу помогает- библиотекарь. Если кто-то желает взять книгу домой. То библиотекарь заводит вам читательский формуляр (книжка-паспорт) и уже в нее ведет записи книг которые вы берете. Послушайте отрывок из книги С. Я Маршака «человек рассеянный». (приложение 6)
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки —
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Надевать он стал пальто —
Говорят ему: «Не то!»
Стал натягивать гамаши —
Говорят ему: «Не ваши!»
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Биб-рь: Разве можно быть таким рассеянным?
Дети: Нет!
Биб-рь: В библиотеке есть закон- книгу можно брать только на 10 дней, по истечению срока, всегда нужно возвращать, чтобы и другие желающие могли ее почитать. на нашу экскурсию хотели приехать сказочные герои, но что-то пошло нет и они не смогли здесь поприсутствовать, не смотря на это они прислали вам свои телеграммы. Давайте их почитаем и заодно проверим как вы знаете сказки. (приложение 7)
1) «Прибыть на ваш праздник не могу, так как от меня сбежали брюки» (Мойдодыр)
2) «Купила самовар. Приглашаю к чаю» (Муха-Цокотуха)
3) «В гости не приду, мотор заборохлил» (Малыш и Карлсон)
4) «Купил семена, приезжайте тянуть» (Репка) (приложение 8)
Биб-рь: Здорово! Вы хорошо знаете сказки, молодцы! Помимо того. что в библиотеке книги можно взять домой, так же их можно почитать в библиотеке. А именно в читальном зале. Читальный зал - это отдел библиотеки, в котором вы можете поработать с книгами непосредственно на месте. Абонемент - это подразделение библиотеки, в которых книги, журналы можно брать для чтения вне библиотеки. Ну и на последок давайте проведем с вами небольшую викторину на ваши знания о книгах.
1. Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку
И называется … («Три поросенка»)
2. Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот…
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья это сказка? (Дюймовочка, Г. -Х. Андерсен)
3. Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется … («По щучьему велению»)
4. Понедельник и Среда,
Вторник и Суббота…
Громов этих имена,
Верю, помнит кто-то.
С этой сказкою, друзья,
Вы давно знакомы.
Называется она … («Белоснежка и семь гномов»)
5. Он всегда живет всех выше:
У него есть дом на крыше.
Если ляжешь быстро спать,
Ты с ним можешь поболтать.
Прилетит к тебе в твой сон
Живой, веселый … (Карлсон)
6. А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведем…
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно:
Этот дом сгорел дотла! («Кошкин дом»)
Молодцы! Вы очень начитанны! В конце нашего путешествия по знаниям о книгах, я бы хотела добавить, что в нашей библиотеке имеются журналы. Журнал- это периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, художественные произведения, иллюстрации. Теперь вы можете посмотреть книги и журналы, посмотреть их и полистать, познакомится с их героями. Мы будем очень рады, если вы будете приходить к нам в библиотеку. Просите своих родителей, чтобы они вас к нам приводили.
Воспитатель: Спасибо! Татьяна Николаевна мы благодарим вас за чудесную экскурсию, она была очень интересна и познавательна. Дети узнали много нового.
(По окончанию экскурсии дети смотрели и листали книги и журналы). (приложение 9)
На следующий день после экскурсии мною с детьми проводилась беседа в виде совместных воспоминаний и опроса для закрепления полученной информации, а так же совместно с детьми принимались решения, какого рода поделки можно сделать. По практическим результатам проекта экскурсии, были подведены итоги:
1) Дети получили обширные представления о библиотеке.
2) Проведенные мероприятия способствовали развитию у детей любознательности и кругозора, любви к книге.
3) Повысился уровень развития общей культуры и культуры общения дошкольников.
4) Повысился уровень социализации детей, качество отношений в группе.
5) Активная прогулка на свежем воздухе способствовали поддержанию и улучшению здоровья детей.
6) Общение с новыми людьми способствовали развитию речи и существенному увеличению понятийного словарного запаса.
7) Занятие по изготовлению творческих работ по результатам экскурсии, с одной стороны служили средством закрепления полученной информации, а с другой являлись самостоятельным занятием по продуктивной деятельности. Такое сочетание оказало благотворное влияние на мотивацию детей на занятиях.
8) Существенно повысился уровень знаний по правилам дорожного движения и правилам поведения на улице.
Организация экскурсионной работы как эффективное средство коммуникативного развития дошкольников - наиболее актуально, так как развитие и воспитание детей старшего дошкольного возраста направлено на подготовку к обучению, успешную адаптацию детей к школе.
Экскурсия – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию детей : активируется внимание детей (направлена на сравнение, сопоставление) ; творческие вопросы (направленные на стимулирование детей к рассуждению, самостоятельным выводам) ; проведение словарной работы (объяснение непонятных слов, их значение) ; использование поговорок, пословиц, стихов ; практическая деятельность (лепка, изобразительная деятельность, конструирование) ; дидактические игры по закреплению усвоенных знаний (угадай книгу по обложке).