Бадогина Галина
Конспект занятия «Изобретения М. В. Ломоносова»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Изобретения М. В. Ломоносова.
Задачи:
Познакомить детей с новым изобретением М. В. Ломоносова — цветное стекло (смальта).
Углублять и совершенствовать знания детей о жизни и деятельности великого ученого М. В. Ломоносова.
Ввести в активный словарь детей слова: цветное стекло, мозаика, смальта, поморский берег.
Воспитывать любовь к родному краю.
Публикация «Конспект занятия „Изобретения М, В, Ломоносова“» размещена в разделах
Демонстрационный материал: портрет М. В. Ломоносова; иллюстрации: рыбный обоз, поморский кугор, картины-мозаики из цветного стекла; магнитная доска; открытки-фотографии «Родина М. В. Ломоносова»
Раздаточный материал: полоски цветной пленки, ножницы, кисточки, клей, салфетки, лист бумаги формата А-3.
Структура занятия.
1 Введение.
• Стихотворение-загадка о М. В. Ломоносове.
2 Основная часть.
• Рассказ воспитателя.
• Рассказы детей.
• Знакомство с новым изобретением — цветным стеклом.
• Выполнение мозаики.
3. Заключительная часть.
• Стихотворение В. Киприянова.
Ход занятия.
Введение.
В: В семье помора он родился.
В деревне, что близь Холмогор.
Он с детства к знаниям стремился,
читать, писать сам научился.
Вопросов много задавал.
Ответы сам на них искал
Науки разные учил
Открытий много совершил.
В: О ком эти строки?
Д: О М. В. Ломоносове.
(портрет М. В. Ломоносова на магнитной доске).
В: Да. Это наш знаменитый земляк — М. В. Ломоносов. В 1711 гоу в маленькой северной деревушке около Холмогор родился Михаил Ломоносов. Люди на севере природе подстать: крепкие душой, надежные в дружбе. Одно слово — поморы. Зимой жизнь ведут в деревне, а чуток потеплеет — выходят в море. Рыбу ловят, на тюленя охотятся. От моря вся жизнь помора зависит.
(Дети рассматривают картину с поморским кугором)
С 9 лет Михаил с отцом ходил в море на паруснике «Чайка». Он помогал взрослым ставить и вытаскивать сети, чистить и солить пойманную рыбу. Как и все дети, Михаил, любил играть с мальчишками, но он был очень любознательным.
В: А, что вы можете рассказать о Михаиле Ломоносове.
Дети: С детства Михаил задавал много вопросов: «Откуда берется ветер?», «Почему бывает шторм в море?», «Отчего на зимнем небе появляется красивое северное сияние?» Много ответов на свои вопросы находил сам в книгах. Он быстро научился читать и прочел все книги, которые отыскал в деревне. Но Михаил хотел учиться в настоящей школе — в Академии в Москве.
В 19 лет Михаил ушел с рыбным обозом в Москву.
(Перед детьми картина Рыбный обоз).
В: Да, в Москве он поступил в Академию учиться, а потом и сам стал там работать — разными науками заниматься и русских студентов обучать.
Михаил Ломоносов сделал много открытий.
Что он изобрел?
Дети: М. В. Ломоносов изобрел ночезрительную трубу. На севере осенние ночи длинные и темные. Рыбакам-поморам было очень трудно ловить рыбу в такое время года, т. к ничего не видно. А в такую трубу посмотришь — и можно различить все предметы.
Дети: М. В. Ломоносов изобрел молниеотвод. Раньше города и деревни были деревянными. И, если, молния попадала в дом, то он загорался. От него загорались другие дома. Так могли сгореть весь город или вся деревня. А молниеотвод принимал молнию на себя и уводил ее в землю.
Дети: М. В. Ломоносов изобрел батоскоп. Посмотришь в него под водой и все видно.
В: А еще Ломоносов провел 4000 опытов, чтобы научиться делать разноцветное стекло. Это разноцветное стекло называлось смальта. А потом из кусочков этого стекла сам набирал картины-мозаики и обучал этому других. Это очень сложная работа, требующая упорства и терпения.
(Показ картин-мозаик из цветного стекла, репродукции картины М. В. Ломоносова «Петр Первый»).
Сначала основу картины покрывали специальным веществом — мастикой. А потом туда вдавливали кусочки цветного стекла. Чтобы сделать такую картину требовалось очень много времени.
Сегодня мы попробуем с вами сделать картину из кусочков прозрачной пленки.
Сначала мы с вами разрежем цветную пленку на кусочки. Затем наклеим ее на бумагу.
Выполнение работы.
Выполненную картину-мозаику прикрепляем на магнитную доску к открыткам-фотографиям.
Заключение. О каком новом изобретении узнали на занятии?
Кто такие поморы?
В: В заключение я прочту строчки из стихотворения Владимира Киприянова.
А Михайло Ломоносов
Всем сородичам пример.
Он явился — нет вопросов.
Он в науке — пионер.
Земли он прошел и воды.
Он воитель и борец.
Для российского народа
Он служитель, сын, отец.