Лена Иванова
Изготовление дидактических пособий своими руками
▼ Скачать +Заказ
Введение
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их с возрастными индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценности интеллектуального развития дошкольников.
Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника. Актуальность обусловлено тем, что этому способствуют дидактические игры и пособия, изготовленные своими руками в соответствии с ФГОС.
Публикация «Изготовление дидактических пособий своими руками» размещена в разделах
Цель: Создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности.
Задачи:
1. Формировать у детей стремление к самосовершенствованию.
2. Воспитывать у детей желание к получению новых знаний.
3. Закреплять в игре приобретенные знания и навыки.
I. Дидактическое пособие как средство развития творческого потенциала дошкольников.
[/b]
Особое внимание в нашем детском саду уделяется зонам развивающих дидактических игр, которые мы постоянно пополняем. Много таких игр делаем своими руками. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности ребят. Благодаря таким играм, дети осваивают признаки предметов, учатся их классифицировать, обобщать, сравнивать.
В процессе выбора материалов для изготовления игр и пособий я остановилась на фетре. Такие игрушки привлекают внимание детей, развивают фантазию, сенсорику, счет, коммуникативные навыки, мелкую моторику и что очень важно для работы с детьми этот материал яркий, нетоксичый, гипоаллергенный, мягкий и приятный на ощупь, но в то же время очень прочный. Из фетра я создаю кубики, развивающие планшеты, пазлы, карточки, пальчиковые игрушки, различные объёмные предметы. Все игры продумываются и создаются не только в соответствии с лексическими темами, но и по интересам и возможностям детей. Игры из фетра ввиду их экологичности можно использовать практически с рождения, а представленные далее игры подойдут для детей старшего дошкольного возраста. Конечно же, для создания игры понадобится не только фетр, а ещё различные ткани, ленты, пуговицы и бусины, магниты, что ещё более усиливает и поддерживает интерес воспитанников к пособию на протяжении всей деятельности.
Пособие из фетра – это обучающий инструмент с интересными элементами, позволяющими решать воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи. Многофункциональное пособие, направленное на решение одновременно нескольких задач, предназначено для работы с детьми разных возрастов, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
Оно помогает обогатить познавательную сферу ребёнка дошкольного возраста, т. к. усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Эта работа актуальна и помогает воспитателям расширить кругозор каждого ребёнка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Использование фетра в изготовлении различного рода дидактических пособий имеет много плюсов. С этим материалом так же легко работать, как и с бумагой. Он отличается мягкостью, теплотой, что немаловажно для тактильного восприятия детей.
1. Фетр – экологически чистый продукт из шерсти, не скатывающийся со временем. Фетр отлично держит форму, не токсичен. Пособия из фетра можно стирать, гладить, их сложно помять или порвать. Фетр — благодатный материал. Именно из него получаются самые оригинальные и симпатичные дидактические игры и игрушки для детей.
Лэпбуки являются новыми способами организации учебной деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности педагогов и ребенка, а так же родителей и ребенка. Для младшего возраста это обобщенные темы, например «Зима», «Домашние животные», для возраста старшего это более конкретные темы «Календарь», «Дикие животные» и другие.
Лэпбук помогает разнообразить даже самую скучную тему, научить простому способу запоминания, объединяет всю группу детей для увлекательного и полезного занятия.
Последовательность создания интеллект-карт с детьми среднего дошкольного возраста «Профессии».
Метод интеллект-карт был создан американским ученым и бизнесменом Тони Бьюзеном, в переводе означает "карты ума". По-английски он называется "mindmaps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты".Это уникальный и простой метод запоминания информации,с помощью которого развиваются творческие и речевые способности, активизируется мышление.
Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.
Полезные свойства интеллект-карт
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями
оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику,
ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим образом:
1 – направление. Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
2 – направление. Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре,формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых занятиях по развитию связной речи.
Последовательность работы при составлении интеллект-карты по закреплению и обобщению материала изученной темы:
1 вариант:
1. Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)
2. Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.
3. К каждому существительному подбираются слова-признаки.
2 вариант:
- К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-
действия.
Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют
предложения. Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отьемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов. Безусловно, планирую продолжать работу с детками в данном направлении.
II. Разработка дидактических пособий своими руками.
[/b]
1. Дидактическая игра «Математическая полянка» изготовлена из ткани и фетра разной фактуры и цвета.
Описание работы: Дидактическая игра «Математическая полянка» предназначена для использования в непосредственной образовательной деятельности в реализации образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация». Ее можно использовать в индивидуальной работе с детьми, для работы с подгруппой и самостоятельной деятельности. Данное пособие будет полезно для детей дошкольного возраста, педагогам и родителям. В пособие входят: игровое поле, объемные фрукты и ягоды, птички, цветы, геометрические фигуры из ткани, с обратной стороны которых закреплена липучка.
2. Дидактическое пособие «Календарь погоды» из фетра для уголка природы:
Я очень долго думала над обустройством уголка наблюдения за погодными и природными явлениями, для знакомства с характерными особенностями следующих друг за другом времен года. Сделала дидактическое пособие "Календарь погоды" из фетра, он отражает основные признаки времен года и в лёгкой форме отметить погодные изменения на данный момент.
Дети с удовольствием меняют на нашем "Календаре погоды" природные явления в зависимости от времени года и погоды. Для маленьких детей очень важна наглядность, особенно при усвоении таких трудных для них понятий, как "времена года". Дети лучше всего усваивают то, что могут рассмотреть и потрогать руками. Поэтому для младшей группы мы сделали вот такой "Календарь погоды".
3. Дидактическое пособие из фетра «Времена года»
Дидактическое пособие «Времена года» предназначено для осуществления познавательного развития и развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Использование пособия способствует развитию у детей сенсомоторной сферы,помогает скорректировать речевые нарушения, улучшить внимание, память, мышление, восприятие, эмоционально - волевую сферу, развить творческие способности, обогащает знания об окружающей действительности. Уникальность данного пособия состоит в том, что оно оказывает помощь педагогу в обучении детей от 3 до 7 лет по многим темам ООП ДО. Дидактическое пособие «Времена года» будет полезно педагогам для осуществления совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной деятельности детей. В непосредственно образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций. С помощью пособия «Времена года»можно провести дидактические игры: «Угадай, какое время года», «Вверху, внизу», «Чего не стало?», «Расположи правильно», «Отвечаем на вопросы», «Одеваемся по сезону» и т. д. Цели могут быть очень разнообразными: закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед, сзади (за, между, рядом; формировать представления детей о равенстве групп предметов, совершенствовать умения сравнивать предметы по высоте, длине, ширине и т. д.
Пособие «Времена года» содержит огромное количество дидактического материала, что способствует творческому развитию, воспитанию вкуса, эстетики, целостному гармоничному развитию ребенка. Данное пособие многофункциональное, мобильное, удобное как для детей, так и для педагогов.
4. Интеллект-карта «Профессии».
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
Метод интеллект - карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира.
Полезные свойства интеллект-карт:
• Наглядность.
• Привлекательность.
• Запоминаемость.
Интеллектуальная карта снабжена различными иллюстрациями, которыми представлена в виде моделей-образов, картинок, вырезанных из журнала. Стрелками показываются связи между понятиями.
Интеллект-карта: информативна, полифункционально способствует развития творчества, воображения, пригодна использованию одновременно группой детей, в том числе с участием взрослого как играющего партнера, обладает дидактическими свойствами. Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и активность всех воспитанников.
Данное пособие будет полезно для детей дошкольного возраста, педагогам и родителям.
5. Лэпбук «Профессии».
Дидактическое пособие лэпбук «Профессии» представляет собой картонную папку, обклеенную бумагой. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация по теме.
Данный лэпбук предназначен для детей среднего дошкольного возраста и является развивающим средством обучения. Пособие лэпбук «Профессии» может быть использовано для организации совместной работы педагога и детей, а так же для самостоятельной коллективной, деятельности детей и самостоятельной индивидуальной деятельности ребёнка. Тема лэпбука позволяет оформить его во время тематической недели «Профессии». Содержание лэпбука можно пополнять и усложнять. Данный лэпбук может быть использован педагогами ДО.
Цель лэпбука: расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.
Задачи:
Образовательные:
-помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии;
- формировать осознанно-правильное отношение к труду.
Развивающие:
- развивать интерес к различным профессиям;
- развивать связную речь, мышление, внимание, воображение, память;
- развивать познавательные и творческие способности детей; мелкую моторику рук.
-развивать коммуникативные навыки;
Воспитательные:
- воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность;
- воспитывать уважение к труду взрослых.
Ожидаемый результат:
-вызвать интерес к окружающему миру;
-расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);
Содержание лэпбука:
1. «Собери картинку» (разрезные картинки-пазлы).
Участникам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получилось целое изображение, путём накладывания на картинку-основу.
Второй вариант:Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением профессий. Детям-участникам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получилось целое изображение.
2. «Картинки-половинки».
Научить складывать целое изображение из двух-четырех частей, развивает зрительное восприятие, мелкую моторику рук и координацию движений.
3. «Стихи о профессиях».
При помощи этих карточек- стихов, ребенок быстро запомнит профессии и научится их различать.
4. «Загадки о профессиях».
Загадки про профессии помогут ребятам получить определенное представление о той или иной профессии: о деятельности людей, которые занимаются своей работой, о форменной одежде и атрибутах, которые им требуются для исполнения своих обязанностей.
5. Раскраски «Профессии» познакомят юных художников с основными специальностями взрослых.
6. Игры с прищепками «Профессии»:
Игра «Кому что нужно для работы».
Игра «Кому какой транспорт нужен для работы».
Игра «Кто где работает?»
Игра включает в себя прищепки с картинками изображением людей (парикмахер, врач, повар и т. д.) и картинок с изображением орудий труда, транспорта и материалов. Ребёнку предлагается подобрать картинки с изображением разных предметов труда, необходимых для работы врачу, дворнику, повару, парикмахеру и т. д.
7. Дидактическая игра «Служба спасения»
Закрепить знания детей об автомобилях специального назначения: пожарная служба спасения, служба «скорой помощи», служба спасения полиции. У каждой службы есть здания и гаражи, в которых припаркованы спец. машины.
8. Картотека «Дидактические игры о профессиях».
Подборка дидактических игр для закрепления у дошкольников 5-7 лет знаний по теме «Профессии».
9. Пальчиковый театр «Мы в профессии играем»
Вариант 1. Куклы можно использовать для знакомства и изучения с профессиями. Составление рассказов по теме «Профессии». Цель: учить детей самостоятельно придумывать рассказ на заданную тему; развивать монологическую речь, творческое воображение.
Вариант 2. Театрализованная деятельность: постановка миниатюр «Мы в профессии играем: «01», «02», «03» всегда на страже» (пожарник, милиционер, доктор)
10. Дидактическая настольная игра «Профессии»
Цель: расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Знакомить с орудиями труда, инструментами нужными людям этих профессий, соотносить их. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Результатом использования данного пособия является:
• Объединение детей, родителей и педагогов, то есть, социальная направленность;
• Дети учатся находить информацию самостоятельно, то есть учатся учиться;
• Развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи;
• Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к исследовательской деятельности.
6. Лэпбук «В гостях у сказки»
В жизни ребёнка сказка имеет огромное значение. Она становится средством развития и воспитания с первых лет жизни. Ведь язык сказки понятен малышу, он позволяет просто и доступно объяснить разницу между добром и зло, дать представления о взаимосвязи человека и природы, человеческих отношениях.
Данное пособие является средством развивающего обучения: развивает мышление, любознательность, наблюдательность, тренирует память, внимание, решает нравственные задачи; предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, игровых технологий. Материал из лэпбука можно использовать как в индивидуальном развитии, так и на занятиях.
Цель: Развитие познавательных способностей детей посредством развивающих заданий и игр, закрепление и обобщение знаний детей о сказках.
Задачи:
• продолжать знакомить со сказками;
• воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе;
• обогащать и расширять словарный запас детей;
• учить инсценировать эпизоды сказок;
• развивать артистические способности;
• развивать у детей творческие способности;
• формировать навыки сотрудничества;
• развивать коммуникабельность и умению общаться с взрослыми в различных ситуациях.
Для какого возраста подойдёт лэпбук по сказкам
Лэпбук «В гостях у сказки» — это замечательное универсальное пособие, которое можно использовать в работе с детьми уже со второй младшей группы. Конечно, содержание лэпбука для малышей будет отличаться от пособия для детей более старшего возраста. Главный акцент в нём нужно делать на наглядность, красочные картинки — именно это увлечёт маленьких дошколят.
В лэпбуке для малышей акцент делается на наглядность, красочные картинки. В старшей же и подготовительной группе наполнение рукотворной книги уже будет более сложным и разноплановым. Пособие пополнится интересными фактами, связанными с фольклором и авторскими сказками, загадками, ребусами, кроссвордами, вопросами для викторины и пр.
В целом же основная функция лэпбука «В гостях у сказки» в любом возрасте — это активизация знаний детей по данным произведениям, а также социально-коммуникативное развитие. Ведь на материале сказок ребятам можно придумать массу заданий: от пересказов до театральных мини-постановок. Лэпбук может быть посвящён как одной сказке, так и нескольким.
Особенности лэпбука:
• Информация, которая представлена в лэпбуке, оформлена в виде разных карточек: открывающихся кармашков, вынимающихся листочков и прочих забавных деталей. Это прекрасный способ подать всю информацию в компактной форме.
• Большая часть игр и заданий направлена на организацию совместной деятельности взрослого с ребенком, так как дети младшего возраста ещё не владеют навыками самостоятельной деятельности.
Содержание лэпбука «В гостях у сказки»
Дидактическая игра «Расскажи сказку»
Цель: формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивать внимание, усидчивость, мышление, память; формировать умение ориентироваться в пространстве; воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Дидактическая игра «Загадка»
Следует как можно чаще предлагать ребенку загадки, ведь они не только позволяют активизировать его словарный запас, но и закрепляют умение выделять существенные признаки предметов. Ничто так хорошо не развивает логическое мышление ребенка, как загадки. Веселее всего играть в загадки с группой детей. Внутри каждого круга размещена загадка, которую читает взрослый, а ребенок по описанию отгадывает сказку.
Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку»
Цель: Закрепить знания сказок, закрепить умение находить лишнюю картинку и объяснить, почему эта картинка лишняя, воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Для реализации образовательной области «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в данном лэпбуке предусмотрен театр на палочках. Пальчиковая игра к сказке «Теремок»
Цель:
- Развитие творческой активности детей;
- Развитие устойчивого интереса к театрализованной деятельности;
- Обогащение словаря детей;
- Способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.
Задачи:
- развитие мелкой моторики руки и координации движений;
- обогащение словаря ребенка, развитие звуковой культуры речи;
-развитие способов выражения эмоций;
-чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять.
Особенности:
Театр на палочках прост как в использовании, так и в изготовлении.
Играть в таком театре очень легко, а самое главное интересно.
Дети сами выбирают своего «актёра», берут в руки и начинается спектакль.
Пазлы применяйте для развития мелкой моторики, образного и логического мышления, произвольного внимания и восприятия, различения отдельных элементов по цвету, форме, размеру.
«Раскрась»
Цель: обучение правильному подбору цветовых сочетаний, развитие и укрепление навыков рисования, подготовка руки к письму.
Материал: в кармашке вставлены распечатанные раскраски в достаточном количестве на каждого ребенка.
Лабиринты «Помоги героям сказок найти правильную дорогу»
Цель: совершенствовать умение ориентироваться на листе в заданном направлении, определяя его словами «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
Дидактическая игра «Найди тень»
Цель: Учить детей находить заданные силуэты путем наложения.
Задачи:
-Развивать познавательную деятельность.
-Развивать у детей зрительное восприятие, внимание, мышление.
-Развивать приемы зрительного наложения.
-Развивать внимательность, наблюдательность, память и усидчивость.
Речевая игра «Кто за кем тянул репку». Цель: развитие навыков последовательного выполнения задания, закрепить знание сказки, развивать связную речь.
Игра «Лабиринт». Цель: развитие логического и пространственного мышления, внимания.
Игра «Подбери заплатку» Цель: развитие внимания, логического мышления и зрительного восприятия у детей.
Дидактическая игра "Построй теремок" (дети из палочек из-под мороженого строят теремок). Цель: развитие мелкой моторики.
Игра «Найди отличия». Цель: найти отличия меду двумя картинками.
Игра «Герои из каких сказок». Цель: упрочить знания детей о героях сказок.
Раскрась сказку. Цель: совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, развитие творческого начала, мелкую мускулатуру пальцев рук.
Дидактическая игра «Собери сказки по картинкам». Цель: учить детей работать по образцу, составлять целое из частей.
Игра «Отгадай сказки по иллюстрациям. Цель: побуждать детей к пересказу знакомой сказки, создать условия для творческого самовыражения.
Результаты использование лэпбука «В гостях у сказки»:
1. Знакомство детей в интересной форме с русскими народными сказками.
2. Создание пособия, способствующего поддержанию познавательного интереса у малышей к художественной литературе.
3. Организация совместной деятельности взрослого с детьми, удовлетворение потребности малышей в общении и совместной деятельности со взрослым, снятия эмоционального напряжения.
4. Развитие основных психических процессов, речи детей, коммуникативных навыков.
5. Пополнение развивающей среды группы новым интерактивным пособием.