Гаева Мария Викторовна
Использование квест-технологии в формировании основ безопасного поведения на дорогах
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Проблема обеспечения безопасного поведения человека в дорожном
движении возникла одновременно с появлением первого автомобиля и
обострилась в процессе интенсивной автомобилизации. Высокая
скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах
и дорогах нашей страны быстро возрастают, а вместе с этим увеличивается
количество дорожно-транспортных происшествий.
Дети - это особая категория пострадавших в результате ДТП.
Публикация «Использование квест-технологии в формировании основ безопасного поведения на дорогах» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Квест-игры
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных
магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе
дома. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более
важной государственной задачей, и особое значение приобретает
своевременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров - детей.
Предоставленные около дома, чаще всего, самим себе, дети, особенно
младшего возраста, не считаются с реальными опасностями. Они еще не умеют
правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость,
у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность. В процессе
организации этой работы ведущая роль принадлежит взрослым, как педагогам,
так и родителям, которые должны создавать благоприятные условия для
эффективного обучения дошкольников правилам дорожного движения, своим
примером формировать безопасную модель поведения на улицах и дорогах
города, активизировать личный опыт ребенка. Правила, усвоенные ребенком,
впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью
человека.
Обоснование проблемы :
Нет знаний у детей о правилах поведения на дороге, о видах транспорта, о
смене сигналов светофора, их смысла.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ценностей,
вырабатывается определенная система взаимодействия с социальной
действительностью, и всё, что ребёнок усвоит в детстве, прочно останется у
него на всю жизнь. У дошкольников отсутствует та защитная реакция на
дорожную обстановку, которая свойственна нам, взрослым. Жажда знаний,
желание открывать что – то новое, ставит наших почемучек перед реальной
опасностью, в частности, и на улице. Вот почему уже в детском саду
необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки
осознанного безопасного поведения. Но учение ни в коем случае не должно
ограничиваться или сводится к «это можно, а это нельзя». Это скучно и
неинтересно детям, поэтому задача взрослых, педагогов – сделать обучение
занимательным, интересным, игровым, увлекательным.
Для нас, взрослых, самое ценное – здоровье и жизнь ребёнка. Очень важно,
чтобы соблюдение правил безопасности стало нормой и образом жизни детей и
взрослых. Поэтому изучение с правилами дорожного движения, формировать у
них навыки правильного поведения на дорогах и улицах в нашем саду мы
начинаем с младшего дошкольного возраста.
Однако, в процессе работы по обучению детей ПДД мы столкнулись с такой
проблемой: старшие дошкольники достаточно хорошо ориентируются в
правилах дорожного движения, доступных их возрасту, теоретически знают их,
но на практике, попадая в реальные дорожные ситуации, очень часто
нарушают, не соблюдают эти правила.
Причинами такого неосторожного поведения детей на дороге являются, на
наш взгляд, несколько факторов:
• дошкольники еще не умеют в должной степени управлять своим
поведением, не в состоянии правильно определять расстояние до
ближайшей машины и скорость ее передвижения, переоценивают свои
возможности, считая себя быстрыми и ловкими;
• также дети не могут оценивать степень опасности в реальной дорожной
ситуации, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможность
возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке и
своевременно реагировать на нее;
• при организации работы по изучению ПДД следует учитывать тот
фактор, что дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и
пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, что и к взрослым.
Нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на
недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников
абстрактного мышления, которое в этом возрасте еще не сформировано,
что делает процесс обучения и воспитания не эффективным. При таком
подходе дети быстро теряют интерес к изучению ПДД, что говорит о
необходимости использовать в работе с дошкольниками адекватные их
возрасту формы и методы образовательной деятельности, а именно:
игровые и наглядные;
• одним из важнейших факторов, влияющих на поведение детей на дороге,
является, на наш взгляд, пример значимых для ребенка взрослых, т. е. его
родителей, которые зачастую сами не соблюдают правил дорожного
движения, формируя, таким образом, у детей искаженную модель
поведения в дорожных ситуациях.
Система работы по обучению дошкольников ПДД должна включать как
теоретическую базу знаний, доступных возрастным возможностям
дошкольников, так и практическую деятельность, строящуюся на адекватных
возрасту формах и методах работы с детьми, носящую индивидуальный
характер, активизирующую личный опыт ребенка и способствующую
тесному взаимодействию с родителями по данной проблеме.
Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку
круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно
решить только в рамках дошкольного учреждения. В этом должны принимать
участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же,
школа и другие образовательные учреждения. Одновременно необходимо
знать
и возможные формы обучения детей дошкольного возраста, с учётом их
психофизиологических особенностей.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это
огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается
живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра – это
искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
(В. А. Сухомлинский)
Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в
окружающей дорожно-транспортной среде – это достаточно сложный и
длительный учебно-воспитательный процесс, требующий специальных
упражнений и применения ряда дидактических методов и приёмов.
С учетом ФГОС ДО главная особенность организации образовательной
деятельности на современном этапе - это уход от занятий, построенных по
учебной модели, повышение статуса игры, как основного вида деятельности
детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм
взаимодействия с детьми. При выходе дошкольников в «большой мир дорог»
им необходим навык безопасного поведения на дороге. Для этого мы должны
привить ребенку знания устройства проезжей части, тротуара, перекрестка,
светофора, «зебры». Дорожные знаки должны стать ему друзьями.
Игра является ведущей деятельностью и доступным методом для
знакомства детей с элементарными правилами поведения на дороге, дети
самостоятельно участвуют в ней. Значение игры невозможно исчерпать и
оценить. Рассматривая игру как всеобщую спонтанно возникшую форму
воспитания, известный психолог Д. Б. Эльконин подчёркивал, что «ни один
другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого
мощного «педагогического поля». Уникальность игры в том, что именно игра и
есть та деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность и
человеческое воображение, без которых невозможно творческое проявление
личности. Самостоятельность выражается в потребности и умении
систематизировать те или иные ситуации, видеть проблему и решить ее.
Поэтому использование игр по изучению ПДД отражено даже в программах,
по которым сейчас и осуществляется воспитательно-образовательный процесс
в детских садах.
В МКДОУ Джогинский детский сад обучение правилам дорожного движения
осуществляется в соответствии с примерной основной общеобразовательной
программой дошкольного образования «От рождения до школы» под
редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, парциальной
программой «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под
редакцией А. В. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной. Это первая программа,
нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению
дошкольника с различными опасностями, в том числе, на улицах и дорогах.
Программные задачи предполагают обширную работу с воспитанниками и
организацию различных видов деятельности. В детском саду педагоги
прилагают много усилий для того, чтобы помочь ребёнку овладеть правилами
дорожного движения, подготовить его к школьному периоду жизни, а именно:
самостоятельно пользоваться правилами безопасного передвижения, начиная с
территории своего дома, микрорайона.
Однако, до сих пор остается актуальным поиск эффективных стратегий и
технологий формирования основ культуры безопасности по правилам
дорожного движения, воспитании личности, которая не только владеет
знаниями по безопасному поведению, но и уважает здоровье и жизнь другого
человека, личности способной к проявлению гуманных чувств: доброты,
отзывчивости и сострадания. Это обуславливает те позитивные изменения,
которые наметились в образовании и отражены в федеральных документах.
Встает вопрос, как построить образовательный процесс по формированию
основ культуры безопасности у дошкольников и уберечь детей на дорогах?
Согласно вступивших в силу ФГОС, ДО требует от нас, педагогов, реализации
новых педагогических технологий по овладению детьми базовых правил
поведения на дороге, в процессе осуществления деятельностного подхода,
исходящего из положений о том, что полноценное развитие ребёнка должно
осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности и
постоянного творческого поиска. Возникла необходимость искать особые
методические приемы, которые позволили бы сохранить увлекательную
подачу материала по ПДД и создать развитие самостоятельности у
дошкольников по формированию навыков безопасного поведения на дороге.
В поисках новых интересных форм работы с детьми и родителями по
формированию безопасного поведения детей на дорогах возникла мысль
использования квест-технологий как один из методов обучения, ведь именно в
процессе игры у детей появляется восприятие того или иного материала, а
также формируется собственное мнение по поводу происходящего.
Хотелось бы коснуться отличительных характеристик и преимуществ
квест – игры в образовательном процессе:
- Квест – игра предполагает интеграцию различных видов детской
деятельности, что является одним из требований ФГОС ДО к структуре
образовательной программы ДО;
- вид исследовательской деятельности, проблема, где воспитанники
осуществляют поиск информации;
- квест ненавязчиво, в игровом и занимательном виде способствует
активизации познавательных и мыслительных процессов, развивает фантазию,
творчество и самостоятельность участников;
- квестам присуща соревновательность, неожиданность. В квест – игре
существуют определё нные правила: выполнив одно задание, дети получают
подсказку к выполнению следующего, что является также эффективным
средством повышения мотивационной готовности к познанию, исследованию
и двигательной активности.
- квест-игра даёт возможность увлекательно и оригинально организовать
жизнь детей в детском саду;
- квест – игра предполагает наличие сюжета и мотивации.
Ценность квест-игры нацелена она на развитие самостоятельности ребенка,
поисковой активности, инициативности. Ребенок в процессе взаимодействия со
взрослым накапливает практический опыт. В результате подобной
деятельности происходит сплочение как детского коллектива, также и
родителей.
Использование квестов развивает у детей такие качества личности, которые
отвечают требованию общества информационных технологий, раскрытию
детских способностей.
Подводя итог, необходимо отметить, что успех проведения квест – игры во
многом зависит от хорошо продуманного сценария, подготовленных
технических средств, материала, оборудования, возрастных и психологических
особенностей детей, от умения импровизировать.
Вывод.
Работа, нацеленная на введение в образовательный процесс квест –технологии
повысила интенсивность и результативность работы по формированию у
дошкольников безопасного поведения на дорогах.
- Дошкольники с большим желанием участвовали в квест-играх по
ориентированию в окружающем пространстве с применением правил
дорожного движения.
- Дети проявляли сознательное отношение к соблюдению правил безопасного
движения.
- Дошкольники могут ориентироваться в разных дорожных ситуациях.
Данная технология предполагает воспитание у детей знаний и навыков
безопасного поведения на улицах города и позволяет создать условия для
саморазвития, самообучения, самовоспитания детей, раскрытия
индивидуальных возможностей.
Квест – игра способствует развитию активной, деятельностной позиции
ребенка в ходе поисковых задач, формированию людей нового поколения:
неординарно мыслящих, способных принимать нестандартные решения;
позволяет не только скорректировать личностные качества, развить систему
жизненных ценностей, слагаемых безопасного поведения, способствующих
успешной социальной адаптации у дошкольников, но и дает воспитанникам
психологические знания и умения, которые они смогут применять в
дальнейшей жизни.
Перспективность данного опыта состоит не только в том, чтобы
оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с
различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями на улицах
села и города. Именно поэтому немаловажное значение имеет создание
условий в дошкольном образовательном учреждении, в семье, позволяющих
ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.
Педагогам ДОУ дает возможность управлять стратегией, направленной на
поиск и концентрацию ресурсов, необходимых для повышения уровня
качества образования.
Итак, в квест-технологии педагоги могут реализовать свои творческие
возможности, проявить профессиональную увлеченность, развить у детей
поисковый интерес, способность мыслить нестандартно, накапливать
практический опыт.