Светлана Балакшина
Дидактическая игра «Ласковые слова»
Методическая разработка игры «Ласковые слова»
«Чтобы научиться говорить, надо говорить»
(М. Р. Львов)
В старшем дошкольном возрасте у ребенка должен накапливается значительный запас слов. На практике наблюдая за детской речью, можно сказать, как беден, скуден словарный запас детей. Иногда ребенок, стараясь эмоционально выразить свою мысль, более точнее описать событие и своё отношение к нему, составить рассказ и т. д., сталкивается с трудностью подбора слов. Это говорит о недостаточном словарном багаже ребенка. Поэтому в своей общей системе речевой работы, большое значение уделяю работе по обогащению, закреплению и активизации словаря ребенка. Работая над словарным запасом ребенка, его не только пополняю и расширяю, но и раскрываю смысл (значение) слов, чтобы в дальнейшем предупредить об их неправильном употреблении. Что способствует развитию точности словоупотребления, совершенствованию речевого общения детей, определяя культуру речи.
Публикация «Дидактическая игра „Ласковые слова“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2014
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая. В своей работе по обогащению и активизации словаря детей, большое значение уделяю разнообразным словесным играм. Только в игровой занимательной форме с использованием разнообразных приемов, наглядности, когда присутствует дух «игрового настроения», ребенок не замечает, как происходит процесс «открытия и познания», где он является активным участником.
Поэтому организую игры, в увлекательной форме с большим количеством иллюстративного материала, который в дальнейшем пополняется и усложняется, с целью, чтобы интерес ребенка не угасал, а постоянно поддерживался. В своей работе, когда недостаточно дополнительного иллюстративного материала к словесным играм, создаю свою картотеку игровых наборов, используя иллюстрации в «старых» книгах, журналах. Предлагаю одну из них, может быть в работе кому-нибудь и пригодиться.
Игра «Ласковые слова»
Цель: учить образовывать «ласковые слова» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом). Активизировать, пополнять и расширять словарный запас детей. Способствовать формированию представлений о культуре речи.
Оборудование: конверт, предметные картинки с изображением различных предметов.
Правила игры:
Дети выбирают картинку по желанию, рассказывают, что на ней изображено. Предлагаю образовать «ласковое, нежное слово».
Затем спрашиваю о том, когда, где и при каких обстоятельствах можно услышать данное слово или его сказать, то кому? Почему? И т. д.
После предлагаю составить предложения с данными словами, обращая внимание на разные варианты использования «ласковых слов».
Карточки для игры.
А так же использую разные варианты игры. Например, повожу игру в виде соревнования, ребята делятся на пары по желанию, выбирают карточки и предлагаю им составить как можно больше предложений с использованием выбранных картинок. Дети учатся составлять предложения и расширяются представления точности словоупотребления, учатся согласовывать слова. Усложняя игру, например, при составлении предложений можем использовать не 2, а 3 выбранные картинки. А после и 4, и т. д.
Так же играем в словесный «футбол». Ребенок выбирает картинку, называет, что на ней изображено, затем передает следующему, который подбирает подходящее слово к названному, после передает другому ребенку и т. д.