наталья осипчук
Пальчиковые игры для младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка предназначена для педагогов ДОУ
«Пальчиковые игры в ДОО»
Пояснительная записка
В методической разработке раскрывается работа с детьми младшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр и упражнений.
Разработана воспитателем младшей группы ДОУ Осипчук Н. В.
Введение
Публикация «Пальчиковые игры для младших дошкольников» размещена в разделах
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.
Учёными было доказано, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, то есть мелкую моторику. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект.
Данная методическая разработка направлена на решение задач направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
В данной методической разработке реализованы следующие образовательные области:
«Познавательное развитие» - знакомство с окружающим миром, развитие мелкой моторики и координации движений рук, целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие.
«Речевое развитие» - знакомство с литературными произведениями, способствовать улучшению артикуляционной моторики, развитие чувства ритма и координации движений, подготовка руки к письму.
«Художественно-эстетическое развитие» - развитие изобразительных способностей, разучивание потешек, инсценировок, каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
«Социально-коммуникативное развитие» - формировать умение строить взаимоотношения с окружающими, усваивать общечеловеческий опыт.
«Физическое развитие» - развивать физические качества, убрать напряжение не только с рук, но и расслабить мышцы со всего тела.
Цель: развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно - пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.
Задачи:
1. Повысить педагогическую грамотность педагогов по данной теме;
2. Способствовать возникновению у детей положительного отношения к обучению;
3. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
4. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры и упражнения;
5. Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас;
6. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.
Технология по развитию мелкой моторики рук предусматривает осуществление образовательной работы в следующих формах:
- пальчиковые игры с речевым сопровождением (Приложение 1);
- самомассаж пальцев рук и кистей (Приложение 2);
- игры с пальчиками, с использованием бросового материала (Приложение 3).
Оборудование: мультимедиа (ноутбук, проектор, экран, CD-R, музыка и аудио-магнитофон, карандаши, пробки, клубки ниток, грецкие орехи, различные крупы и т. д.
С целью развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста применили :
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно- коммуникативные технологии;
- игровые технологии;
- технология исследовательской деятельности;
- личностно-ориентированная технология
Этапы разучивания игр:
1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание. Это не только позволит подготовить его к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
4. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
5. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
6. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
7. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
8. В идеале каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.
9. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
10. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменять их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.
Ожидаемые результаты: повысится интерес к различным пальчиковым упражнениям и играм с мелкими предметами, дети будут использовать пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью, активизируются творческие способности, улучшатся психические процессы (внимание, мышление, память). Кисти рук и пальцев у детей приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. В процессе занятий дети овладевают техникой массажа, запомнят движения и слова в пальчиковых играх.
Основная часть
Пальчиковые игры и упражнения проводятся перед различными видами продуктивной деятельности, чтобы разогреть и размять руки, во время ООД, на физминутках, на утренней и бодрящей гимнастиках, в театральной деятельности, на прогулках, а также во время сюжетно-ролевых играх и в самостоятельной игровой деятельности дошкольников.
Вывод: Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры", они эмоциональны, увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности.
Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дошкольники, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
Литература
1. Агаян, Г. Г. Мы топали, мы топали [Текст] : учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г. Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2003. - 20 с.
2. Александрова, Т. В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т. В. Александрова // Дошкольная педагогика. - 2008. - №7. - С. 33-37.
3. Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М. : Росмэн, 1999. - 160 с.
4. Коноваленко, В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст] : Комплекс упражнений / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - М. : ООО «Гном-пресс», 2000. - 18с.
5. Соколова, Ю. А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю. А. Соколова. – М. : 2004.- 20с.
6. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] / В. В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с