Инна Штепина
Методическая разработка дидактической игры «Познай лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование знаний о лесном богатстве, сезонных изменениях в лесу; воспитание любви к неживой природе, умений заботиться о ней; развивать интерес к родному краю
Задачи:
1. Познакомить с 10 лиственными и хвойными деревьями.
2. Рассказать о разных видах лесов.
3. Формировать доброжелательное отношение к неживой природе.
4. Приучение к соблюдению норм и правил поведения в природе.
5. Повлиять на эмоциональный и духовный мир ребёнка.
Публикация «Методическая разработка дидактической игры „Познай лес“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2013
6. Развивать психические процессы: воображение, творческое мышление, память, внимание.
7. Активизировать словарный запас ребёнка, знакомство с новыми словами.
8. Воспитывать навыки позитивного общения, активную жизненную позицию.
Оборудование для игры «Познай лес»:
• Игровая зона «Уголок природы» (включает: образцы веточек, плодов деревьев и кустарников, наглядный материал и др.)
• Дидактический материал в виде карточек с изображением деревьев, плодов и пр.
• Образцы веточек, листьев, плодов деревьев, предназначенные для игры детей.
Вид игры: игра на общественную тему.
Педагогическая актуальность.
Как и в обществе в целом, так и в детском коллективе в особенности вопросы нравственного и духовного воспитания стоят очень остро. Одной из главных задач педагога стоит умение привить ребёнку нравственные и моральные качества, доброжелательность, любовь к стране, природе и т. п.
Так как основным видом деятельности ребят в детском саду является игра, то наилучшая реализация поставленной задачи будет именно по средствам игры.
Поскольку дидактическая игра способствует формированию новых знаний и умений, а также закреплению уже полученных, отражает явления окружающей действительности, то создание дидактической игры и природным материалом является наиболее оптимальным вариантом детской игры, предназначенной для этой цели.
Игра «Познай лес» актуальна для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Через неё они познакомятся впервые с новыми видами деревьев, узнают, какие плоды на них растут, узнают особенности лиственных и хвойных деревьев, узнают, как лес меняется в течение года и пр. Изучат, повторят и закрепят правила поведения в природе. Научатся рассказывать о красоте лесного богатства, задавать вопросы, закрепят умения игры в команде, группе.
Дети вместе с родителями эпизодически выезжают на природу, поэтому знания об окружающем мире и умения вести себя в лесу не достаточны у детей, а то и очень поверхностны. В силу этого проведение дидактической игры с природным материалом «Познаем лес» поможет как детям, так и родителям в приобретении новых знаний, умений, расширении кругозора и пр.
Вариант игры 1: «Зима – лето»
Цель:
умения видеть сезонные изменения в природе, устанавливать взаимосвязь этих изменений, развивать интерес.
Задачи:
1. Рассказать детям, как изменяются лиственные деревья с приходом зимы.
2. Показать отличия хвойных деревьев от лиственных.
3. Развивать внимание и сообразительность, тренировать память детей.
Материалы:
карточки с изображением различных деревьев в летний и зимний периоды.
Ход игры:
сначала воспитатель рассказывает о сезонных изменениях, происходящих с деревьями. Затем показывает карточку с изображением дерева в летний и зимний период. Рассказывает о нём, рассказывает о плодах. Так знакомит со всеми деревьями. Следующим этапом воспитатель показывает карточку с изображением дерева летом, а дети должны из предложенных зимних картинок найти это же дерево и назвать его.
Вариант игры 2: «На какой веточке что растёт»
Цель:
развитие знаний о плодах деревьев.
Задачи:
1. Рассказать детям, у каких деревьев какие плоды и смена, а также листья.
2. Показать как изображения, так и образцы плодов, семян и листьев деревьев.
3. Развивать внимание, память, расширять словарный запас и кругозор детей.
Материалы:
карточки с изображением плодов и листьев деревьев, а также образцы плодов, веточек.
Ход игры:
прежде всего, воспитатель рассказывает о том, что осенью на деревьях созревают плоды. Это могут быть шишки, ягоды, семена. При этом демонстрируя и карточки с изображением, и сами плоды. Следующим этапом дети соотносят плоды одного дерева с веточками и листиками этого же дерева. Обсуждая по ходу игры особенности.
Вариант игры 3: «Природное лото»
Цель:
закрепить знания о деревьях; развивать умение работать скоординировано.
Задачи:
1. Уточнить знания детей о деревьях.
2. Развить умение играть в команде.
Материалы:
карточки, на которых изображено 4 дерева, отдельные карточки с каждым деревом у ведущего в мешочке, фишки у игроков.
Ход игры:
у ведущего в мешочке находятся карточки с изображением каждого дерева. У игроков (5 детей + ведущий могут играть одновременно) карточки, на которых по 4 картинки с деревьями. Ведущий достаёт по очереди карточки и показывает, называя при этом дерево, а игроки закрывают фишками это дерево у себя в карточках. Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки. В первый раз для демонстрации игры в роли ведущего может выступать воспитатель.
Вариант игры 4: «Собери дерево»
Цель:
Закрепление полученных знаний о строении дерева, его плодах и листьях (хвое).
Задачи:
1. Показать детям, из чего состоит дерево, какие имеет плоды, и какие растут листья.
2. Рассказать, что хвоя – это видоизменённые листья.
3. Показать отличия и сходства лиственных и хвойных деревьев.
4. Тренировать память, мышление, сообразительность детей.
Материалы:
карточки с изображением целого дерева, его плода и листа (или хвойной веточки) – 10 штук, мешочек, в котором находятся карточки с картинками деревьев, листьев, плодов – 30 штук.
Ход игры:
Ведущий по одной достаёт карточки с различными изображениями. У кого на карточке есть этот плод/лист/дерево, поднимает руку, ведущий отдаёт эту карточку. Игрок закрывает соответствующую картинку у себя. Выигрывает тот, кто первым закроет все изображения у себя в карточке, тем самым «собрав дерево»
Вариант игры 5: «Волшебный мешочек»
Цель:
закрепление знаний детей о деревьях и плодах на основе сенсорного обследования.
Задачи:
1. Научить детей отличать природные объекты, в частности плоды и семена деревьев.
Материалы:
«волшебный мешочек», плоды и семена деревьев, карточки с их изображениями.
Ход игры:
По очереди дети пробуют: 1. найти предмет по просьбе воспитателя или другого игрока в мешочке, не подглядывая; 2. угадать, что именно находится в волшебном мешочке.
Для усложнения игры можно добавить и предметы «неживой» природы, т. е. произведённой руками человека, рассказывая, чем они отличаются.