Дементьева Ольга Ивановна
Дефектологические игры с детьми раннего возраста в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Главное в умственном развитии ребенка раннего возраста знакомство с окружающими его предметами - их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение.
Игры-занятия, которые предлагаются детям этого возраста, строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами.
Для развития восприятия полезны игры, в которых ребёнку надо будет сравнивать предметы по цвету, форме, величине и находить среди них одинаковые.
Игра «Разложи по баночкам»
Цель: закрепить умение делить предметы по цвету на две группы.
Публикация «Дефектологические игры с детьми раннего возраста в домашних условиях» размещена в разделах
Оборудование: баночки и счётные палочки двух цветов.
Палочки двух цветов перемешиваются между собой. Ребёнок получает задание расставить палочки в баночки по цвету, назвать (показать) цвет.
Иногда при этом требуется не обращать внимание на другие важные особенности предметов, например, на их назначение.
Игра «Поможем медведям собрать грибы»
Цель: учить группировать однородные предметы по величине.
Оборудование: Плоскостные изображения двух медведей: большого и маленького; грибочки большого и маленького размера; корзины для медведей.
На столе два медведя: большой и маленький. Грибы разного размера, ребёнок показывает большой гриб и маленький. Ребёнку дается задание- помочь большому мишке собрать большие грибы, а маленькому –маленькие. Ребёнок выбирает грибы, называет размер и кладет в корзины медведей.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ
Игра «Какой игрушки не хватает?»
Цель: развивать зрительную память, внимание.
Описание: Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить : ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек.
Игра «Сравнение величин»
Цель: развивать навык сравнительного анализа, речь, логическое мышление.
Оборудование: широкая и узкая полоски бумаги, кубики.
Описание: предложить ребенку построить домики для мышки и для зайки: «Как ты думаешь, мы им построим одинаковые по размеру домики?» Побудить ребенка сделать вывод, что домик мышки должен быть меньше домика зайки.
После того, как домики будут готовы, рассказать, что зверюшки попросили положить перед их жильем тропинки для гостей. Но чтобы гости не перепутали, дорожка перед мышиным домом должна быть узкой, а перед заячьим - широкой. Показать ребенку, как определить, какая из дорожек (бумажных полосок) шире, путем наложения их друг на друга. Пусть малыш сам распределит дорожки между домиками.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА, СТИМУЛИРОВАНИЕ ЕГО ВООБРАЖЕНИЯ
Малыш будет стремиться замечать одновременно разные качества предметов, искать разнообразные варианты видения одной и той же вещи или рисунка.
Игра «Кляксография»
Цель: развивать творческое воображение и целостное восприятие.
Оборудование: краски, кисть, бумага.
Описание: на середину листа поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов). Согните лист пополам, кляксой внутрь. Разверните его. Получаются чудесные картинки. Просушите лист. На что это похоже? Дорисуйте детали.
Игра «Кругольники»
Цель: развивать творческое воображение и целостное восприятие.
Оборудование: нарисованные на ватмане круги, квадраты, треугольники.
Описание: предложите ребенку дорисовать детали. Например, к кругу — длинные уши, усы, глаза, нос, зубы; получился зайчик! К квадрату стрелки — получаются часы. К треугольнику хвостик — веселая морковка. Закрепляем: рисуйте вместе с ребенком. Вариантов много (круг — мяч, шар, яблоко, сказочная птица и т. д.). Повесьте рисунок на видное место.
Игра «Угадайте, кто я»
Цель: развивать творческое воображение.
Описание: «Кто я? Что я?» — спрашиваете вы у ребенка и изображаете (жестами, мимикой, звуками) поезд, машину, чайник, собаку, медведя, самолет и т. д.
Меняйтесь ролями. В такую игру можно играть долго.
Усложняем : как показать, например, ветер, дерево, радость? А крадущуюся за петухом лису, плачущего зайца?
Игра «Превращалка»
Цель: развивать творческое воображение.
Оборудование: предметы без четкого назначения — палочка, брусочек, камешек, кубик, картонка и т. п.
Описание: покажите палочку и спросите ребенка, чем она может быть? (Градусником для куклы, карандашом, ложкой.) Придумывайте вместе. Чем больше вариантов, тем лучше.
Закрепляем: задайте противоположный вопрос: «Какие предметы можно использовать вместо ложки для супа? Вместо машинки?».