Ирина Грищук
Перспективное планирование работы по здоровьесбережению «Азбука здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Перспективное планирование работы по здоровьесбережению
3. Заключение
4. Литература
5. Приложения
1. Пояснительная записка
В последние десятилетия пути и средства оздоровления детей сводятся к комплексу профилактических мероприятий, т. е. утверждается принцип: «Здоровье - это отсутствие болезней». В современных условиях возросла роль валеологического образования каждого человека. Нельзя не согласиться с утверждением Н. М. Амосова: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».
Публикация «Перспективное планирование работы по здоровьесбережению „Азбука здоровья“» размещена в разделах
В последнее время учёными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем наполовину от образа жизни. Сегодня установлено: 40% заболеваний взрослых своими истоками уходит в дошкольный возраст. Качество жизни понимается не только как повышение благосостояния населения, но и как определённый уровень физического, социального и духовно-нравственного здоровья.
В этой связи актуальной становится задача обеспечения дошкольного образования и воспитания без потерь детьми здоровья. Она должна решаться не только медициной, но и педагогикой через внедрение способов, средств неспецифической профилактики заболеваний.
Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления; основы управления здоровьем и выживания в современных условиях жизни, т. е. уже маленький ребенок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, учителем, психотерапевтом, тренером.
Он должен иметь основы знаний - тот минимум, который помог бы ему в дальнейшей жизни. Поэтому так важно формировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.
Здоровьетворящее образование - это инструмент достижения высокого качества жизни. Основным результатом здоровьетворящего образования должностать обретение состояния гармонии, душевного равновесия и жизненных сил. Развитие жизненных сил возможно только в условиях гуманного, личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. Именно личностно-ориентированный подход помогает воспринимать ребенка как существо целостное, включающее все подсистемы человека: физическую, психологическую, социальную, интеллектуальную, духовную.
Жизненные силы являются базовым понятием концепции здоровьетворения. Жизненые силы тела укрепляются физическими упражнениями, закаливающими процедурами, дыхательными упражнениями, рациональным питанием, двигательной активностью. Проблема развития ребенка в деятельности волновала и волнует педагогов, учёных, психологов, работающих с детьми дошкольного возраста: их развитие происходит именно в деятельности. Поэтому основное внимание нужно уделять повышению двигательной активности в спонтанной творческой деятельности и импровизации.
Жизненные силы разума укрепляются развитием внимания, ощущений, восприятия, памяти, речи, воображения и мышления. Совершенствование интеллектуального здоровья осуществляется на основе важнейших принципов программы «Детство», путём построения модели индивидуального подхода к каждому ребёнку с учётом его интеллектуальных способностей и психологических особенностей.
Душевные жизненные силы и социальное здоровье укрепляются атмосферой любви и заботы, развитием навыков межличностного и группового взаимодействия, управления эмоциональными состояниями. Душевное здоровье включает знакомство с различными видами чувств и и ощущуниями, развитие умений осознавать свои чувства и чувства другого, управлять своими эмоциями. Для этого используются диагностика и коррекция эмоциональной сферы ребёнка при создании благоприятного климата в детском коллективе. Социальное здоровье включает в себя развитие способностей к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, адаптацию к детскому коллективу. Развитие навыков общения происходит в форме специально-организованных сюжетно-ролевых игр, игрового театра, а также в процессе решения конкретных жизненных ситуаций, которые возникают ежеминутно.
Важное значение придаётся формированию позитивной «Я-концепции» каждого ребёнка, его представлению о самом себе как о величайшем чуде на свете.
Для этого необходимо, чтобы в течение дня ребёнок слышал слова одобрения и поддержки, чтобы он чувствовал свою значимость, проживал ситуацию успеха.
Цель данной разработки :
воспитание у детей валеологической культуры, которая включает валеологические знания, глубокий интерес к оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа жизни, ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих;
создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья как важного фактора развития личности ребёнка.
Реализация выдвинутых целей позволяет решать следующие задачи:
воспитывать валеологическое сознание детей, которое включает в себя элементарные валеологические знания, стремление заботиться о своём здоровье, вести здоровый образ жизни;
развивать основы валеологического мышления, т. е. умения использовать валеологические знания для своего оздоровления, укрепления здоровья, вырабатывать собственный вариант здорового образа жизни;
воспитывать валеологическое мировоззрение, т. е. валеологические взгляды, оценочные суждения о фактах и явлениях, ухудшающих или улучшающих здоровье человека;
формировать осознанную потребность в физическом здоровье, понимании сущности здорового образа жизни.
Данная разработка рекомендуется к использованию воспитателям дошкольных учреждений и родителям дошкольников.
2. Перспективное планирование работы по здоровьесбережению
сроки
вид деятельности
задачи
материал
методы и приемы
сентябрь,
2 неделя
Беседа о здоровье, о полезности овощей
Закрепить знания о пользе овощей, их употреблении;
о пользе закаливания для укрепления здоровья, о его влиянии на внешний вид и настроение человека,
подвести к пониманию важности ведения ЗОЖ.
Овощи, фрукты, иллюстрации
Показ, беседа
октябрь,
2 неделя
НОД «Как работает сердце человека»
Познакомить с назначением и работой сердца человека, его местонахождением, со значением сердечно-сосудистой системы в деятельности человека в условиях перегрузки; учить слушать свое сердце, определять уровень нагрузки, следить за работой сердца по пульсу.
Таблица «Сердечно-сосудистая система человека», фонендоскоп,картинки с изображением детей, занимающихся различными видами спорта, пособие «Уроки Мойдодыра»
Рассказ, беседа, показ, сравнение, практическая работа, упражнения
ноябрь,
1 неделя
НОД «Что мы делаем, когда едим»
Познакомить с назначением и работой системы пищеварения; рассказать о пути пищи в организме, необходимости и пользе питания; для чего нужны зубы, как за ними ухаживать; закрепить правила поведения во время и после приема пищи; необходимость чистой питьевой воды для организма.
Таблицы «Пищеварительная система» и «Правила поведения за столом», зубные щетки, стаканчики с водой, картинки
Рассказ, беседа, показ, сравнение, практическая работа, упражнения
ноябрь,
3 неделя
Беседа «Как кожа помогает человеку»
Расширить представления детей о коже человека, её основных функциях, развивать познавательную активность, побуждать желание узнавать о себе, стремление содержать свое тело в чистоте
Игрушка Незнайка, лупа, мыло, ватные диски, стеклышки, полотенца
Беседа, наблюдение, сравнение, опыт
декабрь,
1 неделя
НОД «Микробы и вирусы. Болезнь и здоровье»
Дать элементарные представления об инфекционных болезнях, их возбудителях (микробах и вирусах); научить детей заботиться о своем здоровье и здоровье других людей; избегать ситуаций. Приносящих вред здоровью, рассказать о пользе прививок.
Изображения вирусов под микроскопом, картинки с изображением действий дюдей, приводящим к заболеваниям, пособия «Уроки Мойдодыра», «Уроки Айболита»
Беседа, рассматривание картинок, обмен опытом детей
январь,
2 неделя
Беседа «Витамины и полезные продукты. Витамины и здоровый организм»
Дать представления о пользе витаминов и их значении для здоровья человека, помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания - еда должна быть не только вкусной, но и полезной; помочь запомнить названия витаминов и в каких продуктах их находится больше всего
Пособие «Витамины», картинки с изображением продуктов питания
Беседа, рассматривание картинок, обмен опытом детей
январь,
4 неделя
Досуг «Путешествие в страну здоровячков и хлюпиков»
В игровой форме учить осознанно относиться к своему питанию, уметь противостоять телевизионной рекламе, закрепить знания о витаминах
Костюм Ростика, набор муляжей продуктов, прилавки магазина, корзины, коробки-копилки, фишки, наборы карточек «Витамины», аудиозапись «Вредная еда»
Игра-соревнование, эстафета, напоминание, указание
февраль,
1 неделя
НОД «Как движутся части тела»
Познакомить с назначением мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, с возможностью движения различных частей тела; рассказать о роли правильной осанки, помочь запомнить правильное положение тела за столом
Таблица «Скелет человека», схема правильной осанки
Рассказ, показ, беседа, упражнение, подвижные игры
март,
1 неделя
Беседа «Как сохранить здоровье весной»
Уточнить представления детей о важности всех органов (человек здоров, хорошо себя чувствует, если организм нормально работает); закрепить знания о важности витаминного питания весной
Кукла Айболит, пособие «Витамины», картинки с изображением продуктов питания, сушеные ягоды, чеснок, лимон, отвар шиповника
Рассказ, показ, беседа, обмен опытом
март,
4 неделя
НОД «Как мы дышим»
Познакомить детей с органами дыхания, с процессом дыхания, закрепить и систематизировать имеющиеся знания, рассказать о функции дыхания в спокойном состоянии и при физических нагрузках, о роли дыхания при образовании голоса, о значении дыхательной гимнастики, свежего воздуха, о вреде курения (затрудняется проникновение воздуха в организм, работа сердца, желтеют зубы, стареет кожа)
Таблица «Система дыхания», воздушные шары, пинцет, свеча, сигарета, блюдце
Наблюдение, логические умозаключения, сравнение, опыт, упражнение, игра
апрель,
2 неделя
Беседа «Режим дня и питания»
Сформировать представления о пользе режима дня и питания; уточнить знания об особенностях режима дня в ДОУ и дома, о вреде долгого просмотра телепередач и игр на компьютере. Учить отличать полезные продукты от вредных.
Таблица «Режим дня», пособие «Витамины», картинки с изображением продуктов питания
Беседа, рассматривание, анализ, обмен опытом детей
апрель,
4 неделя
Родительское собрание «О здоровье всерьез»
Пропагандировать ЗОЖ, закрепить навыки родителей делать простейшие лечебные процедуры; познакомить с народными средствами лечения простудных заболеваний. Вовлечь родителей в соревнования, обмен опытом.
Пригласительные билеты, анкеты, стенды «Мы хотим быть здоровыми» и «Лекарственные травы», мед инвентарь
Беседа, рассказ, показ, соревнование, игра, обмен опытом
май,
3 неделя
Спортивный праздник «Здравствуйте все!»
Создать атмосферу праздника здоровья, упражнять в основных видах движения, закреплять умение соревноваться в эстафетах, закрепить знания о здоровой пище и витаминах.
Спортинвентарь, медали, карточки с изображением продуктов и витаминов, сервировка стола, муляжи овощей и продуктов
Объяснение, игры, указания, пояснение, поощрение, одобрение
Данное перспективное планирование представляет собой обобщение опыта работы по здоровьесберегающему образованию.
3. Заключение
Целенаправленная и систематическая работа по здоровьесберегающему образованию с младшей группы и до выпуска из детского сада обеспечит достаточный уровень знаний, умений и навыков дошкольников по сохранению и укреплению собственного здоровья. В приложениях к разработке представлен методический материал по реализации представленного планирования и наработки педагога по данной проблеме.
Однако необходимо дальнейшее методическое совершенствование дидактического обеспечения. В связи с этим автор будет благодарен за рекомендации и обмен опытом по данному направлению работы.
4. Литература:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность», СПб, «Детство-пресс», 2004;
2. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. «Здоровый дошкольник» Оздоровительные технологии XXI века, Москва, 2001;
3. Волчкова В. Н, Степанова В. Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие», Воронеж, 2005;
4. Доронова М. Н. «Из ДОУ - в школу», Москва, «Линка - пресс», 2007;
5. Зайцев Г. «Уроки Айболита» под ред Колбанова В. В. СПб, «Акцидент», 1997;
6. Злакоманова М., Хужина Н. «Давайте слушать и слышать своих детей», «Дошкольное воспитание» №6 - 2004;
7. Ковалева Т. «Витамины и минералы - незаменимые компоненты питания», «Дошкольное воспитание» №3 - 2006;
8. Л. Лебедева, Г. Зуева «Здравствуйте, все!», «Ребенок в детском саду» №3 -2007;
9. «Мы» - программа экологического развития детей, СПб, «Детство-пресс», 2005;
10. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», Москва, «Просвещение», 2002;
11. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» под ред Т. И. Бабаевой, СПб, «Детство-пресс», 2014;
12. Прокофьева М. «Познай себя», «Ребенок в детском саду» №3 - 2006;
13. Тарасова Т. А., Власова Л. С. «Я и мое здоровье», Челябинск, 1998;
14. «Тело человека», энциклопедия для детей, «Махаон», 2004;
15. Успенская Н. «Познай себя», «Ребенок в детском саду» №2 - 2007;
16. Яркова Р. «О здоровье всерьез», «Дошкольное воспитание» №2 -1997;
17. Яковлева Л., Юдина Р. «Работаем по программе «Старт», «Дошкольное воспитание» №2 - 1997.