Ольга Удальцова
Дидактическая панель «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Любопытство малыша не знает границ! Всё нужно попробовать открыть, захлопнуть, расстегнуть. Важным компонентом обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста является развитие сенсорных способностей, и чем больше различных фактур и текстур будет окружать ребенка, тем гармоничнее будет его развитие.
Представленная нами дидактическая панель «Времена года» надолго увлекает ребенка, ставит перед ним много различных задач, требующих внимательности, усидчивости и настойчивости, развивает наглядно-действенное мышление, способствует развитию сенсорных способностей, мелкой моторики, речи и памяти. (См. фото 1)
Публикация «Дидактическая панель „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Темочки
фото 1
Цель: создать условия для развития и саморазвития детей младшего до-школьного возраста через реализацию различных видов деятельности с использованием авторской дидактической панели «Времена года».
Задачи:
• актуализировать и обогащать эмоционально-чувственный опыт ребенка;
• расширять и обогащать словарь детей; систематизировать знания детей о временах года, русских народных сказок
• формировать умение самостоятельно выбирать разные варианты решения игровых задач
• развивать умение сравнивать предметы между собой;
• развивать у детей восприятие, ощущение, зрительное внимание, память и воображение;
• развивать активность и самоорганизацию в процессе выполнения работы самостоятельно и в группе сверстников.
• Развивать координацию движения, логику, усидчивость, когнитивные функции.
Принципы организации деятельности:
1. поддержание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в процессе детского творчества; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и переживаниям;
2. внесение новых элементов в содержание игровых модулей на дидактической панели «Времена года» с целью стимулирования у детей мотивации к предстоящей деятельности;
3. обеспечение поддержки индивидуальности и инициативы детей через создание условий свободного выбора видов и участников совместной деятельности.
Методы и приемы организации деятельности:
- частично-поисковый метод
- метод мнемотехники
- метод наблюдений
- прием экспериментирования
- ассоциации в сравнении
- классификация времен года
- классификация сказки репка
- прием наблюдения в сказке «Репка» что изменилось, цепочка последовательности.
Оборудование и материалы:
Авторская дидактическая панель «Времена года» состоит из четырех модулей: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Панель выполнена в форме домиков, изготов-ленных из фанеры 10 мм., обтянутых материалами разнообразной фактуры.
При изготовлении модуля «Зима» использовалось: Флисовая ткань (шапочка, шарф, муфта, пластиковая бутыль 5 литров, хомуты, эластичная белая ткань, наполнитель «антистресс», фонарик на батарейках, деревянные блоки от игры «Деревянная башня» (см. фото 2.);
фото 2
При изготовлении модуля «Весна» использовались: пластиковые стеклышки - бусины и пуговицы разного цвета, размера и фактуры, цепочка в виде со-единенных шариков (сосульки, книга для сенсорного развития (бизиборд, декоративные деревянные птицы, гнезда с яйцами, металлический дверной звонок, игра «Моталочки» (см. фото 3.)
фото 3
Модуль «Лето» : искусственная газонная трава, герои сказки «Репка» на ли-пучке, декоративная дверная ручка, деревянные шпажки, деревянный одно-разовый шпатель, детское зеркало (см. фото 4)
фото 4
Модуль «Осень» : искусственные осенние листочки, упаковочная цветочная ткань в виде сетки, старый выключатель, циферблат от дискового телефона, гофрированная труба, декоративное ведерко, колокольчики, большие пуговицы, крючок (см. фото 5).
фото 5
Форма организации работы с дидактической панелью :
- организованная образовательная деятельность (групповая, подгрупповая и индивидуальная);
- совместная деятельность взрослых и детей в ходе режимных моментов;
- индивидуальная деятельность.
Организация и проведение дидактических игр с использованием различных модулей.
1. Модуль «Зима» (закрепить признаки зимы)
- Дидактическая игра «Волшебная муфта». (см. фото 6).
Цель: совершенствовать тактильные ощущения и восприятие, расширять кру-гозор, обогащать речь детей.
Ход игры:
Воспитатель предварительно обновляет предметно-развивающую среду: прячет в «зимние рукавички» предмет или несколько предметов. Дети на ощупь определяют, что в рукавичках, называют, а затем вынимают предмет в своё подтверждение. Аплодисменты получает тот, кто угадал и правильно назвал предмет (по принципу игры «Волшебный мешочек»).
фото 6
- Дидактическая игра «Кто спрятался?» (см. фото 7).
Цель: обобщить и расширить знания детей о домашних (диких) животных, птицах, обобщать эмоциональный опыт детей через организацию сюрпризных моментов.
Ход игры:
Воспитатель предлагает снять шапочку с домика «Зима», под которым прячутся различные сменные изображения животных, птиц.
- Кто это?
-Каких домашних животных ты знаешь? (собака, лошадь)
- Скажи, как котёнок делает (мяу)
- Что может делать кот? (царапаться, лакать молоко)
-кто его детёныш? (котёнок)
- что делает кот зимой? (спит, мурлычет)
- Какой кот? (гладкий, пушистый)
фото 7
Модуль «Весна» (закрепить признаки весны) :
- Дидактическая игра «Посчитай капельки» (см. фото 8)
Цель: Закрепить количественный счёт, развивать внимание и речь, сенсорные способности.
Задания:
- Посчитай большие зеленые (маленькие белые, голубые….) капельки (пуговицы).
- Каких капелек больше? Почему?
фото 8
- Дидактическая игра «Моталочки». (см. фото 9)
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Ход игры: два игрока отходят на расстояние вытянутой веревки и по команде скатывают веревку. Кто дойдет до финиша первым, тот выиграл.
фото 9
- Дидактическая игра «Кто ниже?» (см. фото 10)
Цель: Развитие общей моторики, профилактика сколиоза.
Ход игры: один или два игрока отходят на расстояние вытянутой веревки, остальные должны проскочить под ней не задев.
фото 10
- Дидактическая игра «Интерактивная книга» (см. фото 11)
Цель: развитие сенсомоторной координации, развитию речи и мелкой моторики рук.
Игра проводится по принципу работы с бизибордом: застегни курточку, расстегни молнию, что спряталось, посчитай сколько ножек, подбери правильную форму и цвет, завяжи шнурок, сколько время, кукольный театр.
фото 11
Модуль «Лето»
- Дидактическая игра «Что не так?» (см. фото 12)
(использование героев сказки «Репка»)
Цель: способствовать развитию внимания, сообразительности, памяти. Закреплять знание о русских народных сказках.
Ход игры: на липучке расположены герои сказки «Репка» не по порядку. Дети должны найти, где ошибка.
фото 12
Интерактивный прием «Цепочка». (см. Фото 13)
Цель: формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Развитие самоконтроля и внимания.
)
фото 13
- Дидактическая игра «Улыбнись солнышку» (см. фото 14)
Цель: способствует профилактике детей от сколиоза, плоскостопия, развитию общей моторики
Ход игры: зеркало висит чуть выше среднего роста ребенка. По команде игрок должен встать на носочки и улыбнуться своему отражению.
фото 14
Модуль «Осень»
- Дидактическая игра «Веселый эксперимент» (см. фото 15)
Цель: вызвать у детей интерес к поисковой деятельности, учить видеть и выделять проблему эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности
Игровые приемы:
«Утонет- не утонет»
«Тяжелый- легкий»
«Звонкий-не звонкий»
«Большой – маленький»
Ход игры: дети пускают через водосточную трубу различные предметы.
фото 15
- Дидактическая игра «Забавный телефон» (см. фото 16)
Цель: закрепить знание о числах, развивать моторику рук.
Ход игры.
Ребятам предлагается набрать определенную комбинацию чисел.
фото 16
- Дидактическая игра «Веселый колокольчик» (см. фото 17)
Цель: способствовать развитию сенсорики и мелкой моторики рук, профилактика плоскостопия.
Ход игры.
Воспитанникам предлагается позвонить в колокольчик.
фото 17
На каждом модуле конверт с фотографиями детей, рожденных в данное время года. (см. фото 18)
фото 18