галина девятерикова
Аппликация из природного материала как метод творческого развитие детей
▼ Скачать + Заказать документы
Санаторий «Жемчужина» находится на берегу Финского залива, где прекрасная, удивительной красоты природа. Воспитатель вместе с детьми на прогулках может собрать целую коллекцию разнообразного природного материала. Это могут быть: ракушки и камешки, сушеные водоросли с Финского залива, а так же шишки и кора различных деревьев, так как наш 4 корпус находится на прекрасном бору. Дети, гуляя с родителями в выходные, так же с большой радостью собирают природный материал, привлекая к этому и родителей, что очень благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, а так его желании сделать и подарить поделку родителям. Это усиливает их старания. Помочь детям развить творческое воображение и фантазию. Для этого важно, чтобы ребенок проявлял любовь к прекрасному не только путем созерцания, но и пытался самостоятельно выразить через свое творчество, желание своими руками сделать что-то красивое.
Публикация «Аппликация из природного материала как метод творческого развитие детей» размещена в разделах
- Поделки из природного материала
- Поделки. Мастерим с детьми
- Природный материал. Аппликации, картины
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одним из средств эстетического воспитания детей могут быть работы по аппликации и мозаики.
Аппликация – художественное произведение, выполненное путем наклеивания, пришивания бумаги, ткани, кошмы, соломы, тополиного пуха и других материалов к основанию из однородного или другого материала.
Мозаика: выполняется из мелких кусков (мидии). Составление из них различных форм. Выполненные, как контурные или сплошные изображения, аппликатурные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы. Воспитывают аккуратность, терпеливость, помогают выражению собственной фантазии. Применяемое в работе сенсорное восприятие дает возможность детям, выполняя аппликации, рассматривать фигуры, большие и маленькие, широкие и узкие, длинные и короткие, темные и светлые. Работами детей можно украсить группу, что делает их труд не только познавательным, красивым, но и общественно полезным. Похвала: «Какой молодец, теперь у нас в группе будет еще красивей, ты потом уедешь домой, а я буду о тебе вспоминать, смотря на твою работу».
Аппликация из природных материалов выполняется наклеиванием на основной фон (картон или ткань) природного материала, частей природного материала. Детали из ракушек (мидий) делают способом откалывания. Неровные края делают более объемные изображения животных, растений, деревьев и цветов.
Чтобы процесс работы был более эмоциональным, а значит запоминающимся, в него можно ввести элементы игры. Дети размышляют, познают. (Карточки)
-Посмотри, на что похоже? (Можно прочитать загадку на тему). На карточках выложены и приклеены сплошные силуэты животных или растений, так же это может быть и транспорт (машина, корабль, поезд.) Детям предлагается узнать и назвать изображаемый на карточке предмет. Дети рассматривают и анализируют форму вместе с воспитателем. Очень важен переход от простых форм к более сложным. Наиболее сложной формой считается передача перспективы в работах детей. Внимательно рассматривая окружающую природу, можно заметить, что удаляющиеся от нас предметы (деревья, люди, дома) уменьшаются в размерах. Учить детей понимать и видеть взаимное расположение предметов в пространстве. (аллея, дерево вдалеке, лодка в заливе)
Например: дерево большего размера расположено ближе к середине листа (линия горизонта) и поэтому кажется удаленной от нас. Используя правила перспективы, дети в своих аппликациях передают все увиденное в природе точнее, реалистичнее. Большое значение имеет выбор фона для выполнения аппликации. Развитию художественного вкуса, умению подбирать цветовые сочетания, формы в своих работах способствуют наблюдения, сравнивания, сопоставления различных природных объектов во время прогулок, экскурсий, обсуждения готовых работ.
Выполняя аппликационную работу, трудно сказать, где кончаются занятия по изобразительному искусству, и начинается трудовое обучение. Выполнение этой работы требует от ребенка упорства, трудолюбия.
Организация занятия
В группе обычно занимается аппликационной работой 8-10 человек. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю, продолжительностью 20-25 минут.
1) Различать бумагу по цвету. (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, розовый, голубой, белый, черный, коричневый, серый)
2) Дети должны учиться правильно располагать изображение на листке. Композиция - построение художественного произведения, т. е. взаимное расположение, величина основных и дополнительных фигур на выбранном формате.
3) Учить детей правильно наносить клей на бумагу.
4) Определять и анализировать форму предметов. (связка с занятиями по математике)
5) Учить детей применять в своих работах как можно больше разнообразных природных материалов. (береста, соломка, перья, ракушки)
Ход занятия (Подготовка к занятию)
1) После выбора задания воспитатель подбирает материальное оснащение для данного занятия. Сначала определяет какие образцы можно показать детям.
2) Затем продумывает подготовку рабочих мест для детей, отбирает необходимые материалы, инструменты и приспособления. (В одной коробке ставятся ракушки, целые и колотые, в другой разнообразный природный материал) Для работы нужны: картон, клей, кисточка, тряпочка.
2) Внешний вид аппликации зависит во многом от качества наклеивания отдельных деталей на основной фон. Приемами наклеивания следует учить детей в порядке возрастания трудностей выполнения той или иной работы. До наклеивания дети раскладывают на листке картона детали различной формы и размеров, создавая сплошной контур предмета. Затем поочередно наклеивают их на лист. Напоминаем детям, что нужно время что бы клей засох.
4) После окончания работы, убирается рабочее место. Аппликация кладется на ровную поверхность. Подводится итог, что научились делать.
Правила выполнения аппликационных работ с использованием природного материала.
1) Во время сбора природного материала воспитатель проверяет чтобы не было острых или грязных предметов.
2) Во время работы ребенок должен быть внимателен и аккуратен.
3) Посуду с клеем надежно установить на рабочем месте.
4) Приступать к работе только после соответствующего инструктажа и разрешения воспитателя.
5) Во время выполнения задания работать спокойно, без резких движений, чтобы не свалить клей, бумагу, ненаклееные детали для аппликации.
6) Не отвлекать и не мешать рядом сидящему товарищу.
7) Не брать ничего в рот и не вытирать глаза грязными руками.
План проведения аппликационных работ с использованием природного материала.
1) Беседа на выбранную тему.
2) Рассмотрение и анализ форм предлагаемого природного материала. Например: нарезанные кружками сушеные водоросли – круг, овал, похож на голову, на ягоду, на солнце.
3) Составление плана работы.
4) Дети выбирают для своей работы нужные природные материалы.
5) Самостоятельная работа.
6) Наклеивание.
7) Обсуждение готовых работ.
Итог:
Вся работа проводится под непосредственным контролем воспитателя. Воспитатель следит за правильной осанкой у детей, расположением рабочего материала. Надо помнить, что простота и доступность для данного возраста детей основа обучения и понимания ими красоты окружающей среды.
Если ребенок не может самостоятельно справиться, воспитатель еще раз индивидуально объясняет и показывает, как можно сделать аппликацию, сложить, наклеить, не отвлекая при этом внимания других детей.
Методические рекомендации проведения занятия.
Тема занятия: «Аппликация с использованием природного материала».
Цель занятий: развивать в детях чувство эстетического вкуса, умение различать форму, цвет, правильно и аккуратно располагать и наклеивать мелкие предметы. А так же в соответствие с программой «Детство» учить детей творить, мыслить.
Девиз программы «Детство» : чувствовать, познавать и творить
При написании использовались следующие литературные источники:
Гусакова М. А. «Аппликация» М1977
Гусакова И. Л. «Аппликация в детском саду» М1968
Сакулина Н. П. «Методика обучения рисованию, лепке, аппликации в детском саду»
Т. М. Бондаренко; И. М. Голубева «Педагогика нового времени»