Саркисян Варсеник
Консультация «Маленькими шагами в большой мир знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Маленькими шагами в большой мир знаний»
Выполнила:
воспитатель Саркисян В. О.
г. Сочи, 2023г.
Оглавление
Пояснительная записка 3
Основная часть (Игры) 4
Заключение 8
Список литературы 9
Пояснительная записка
Наблюдение за динамикой физического и духовно-эмоционального развития ребенка в первые годы жизни позволяют понять,какое огромное значение имеет этот период. Исследования физиологии мозга и детской психологии показали. что ключом к развитию умственных способностей ребенка является его личный опыт в первые три года жизни.
Публикация «Консультация „Маленькими шагами в большой мир знаний“» размещена в разделах
Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Следовательно,главное в этом возрасте-его обогащение,необходимое для полноценного восприятия окружающего мира,и в первую очередь-пополнение представлений о свойствах предметов. Развивая представление о цвете, форме, величине окружающих предметов.
В начале малыши знакомятся с основными свойствами предметов, сравнивают их, подбирают одинаковые, запоминают названия.
И, конечно, словесные дидактические игры – это самый эффективный способ как развития мыслительных процессов, так и совершенствования речевых навыков воспитанников.
Данная разработка может быть полезной в практической деятельности педагогических работников дошкольных образовательных организаций: воспитателей, логопедов, дефектологов, которые могут использовать данный материал, как в образовательной деятельности, так и в совместной. Кроме того, родителям в их занятиях с детьми предложенный материал, будет хорошим подспорьем.
Цель разработки – является формирование памяти, внимания, мышления.
Возрастная категория – данная методическая разработка предусмотрена для детей в возрасте 2-3 лет.
Способы взаимодействия педагогов и специалистов: словесно дидактические игры могут использовать как педагоги, так и специалисты (музыкальные руководители, инструкторы по физическому развитию, логопеды и т. д.)
Характеристика содержания игр: овладение некоторыми приемами и методами игры; описание дидактической игры для развития матиматических представлений.
Принципы разработки:
• Доступность;
• Стимулирование познавательных процессов;
• Последовательность и системность;
• Познание через игровую деятельность;
• Взаимодействие с семьёй.
Результаты использования разработки:
Использование данной методической разработки в образовательной деятельности, а также в режимных моментах, способствует успешному обучению и общению детей друг с другом и взрослыми. Дети самостоятельно смогут объяснить правила игр, употребляя в речи сложные предложения. Игра будет способствовать развитию мышления, внимания, интелектуальной деятельности логики.
Основная часть
1. Игра «Подбери по цвету»
Цель: Обучение сравнению предметов по цвету и длине;
Обучение пониманию и использованию в речи слов «длинный» ,»короткий».
Материал: по две ленточки разной длины красного, синего, желтого. Две маленькие машины.
Правила игры: Сравнить ленточки которые лежат на столе с теми которые в руках у детей.
Ход игры: Дети стоят около педагога,который держит в руке короткие ленточки, длинные ленточки лежат на столе.
Дети, поиграем с этими разноцветными ленточками? Я раздам вам по одной. Подойдите к столу, найдите ленточку такого же цвета, как ваша и покажите мне.
Игра продолжается до тех пор, пока не будут задействованы все участники.
2. Игра «В стране великанов и карликов»
Цель: Обучение групперовке однородных предметов по цвету, пониманию и использованию в речи слов «длинный»,»короткий»,»низкий»,»высокий»;
Материал: 2 больших треугольника и 2 квадрата красного и синего цветов;
Маленькие треугольники и квадраты разных цветов по количеству детей.
Маленькие треугольники и квадраты разных цветов по количеству детей.
Фланелеграф.
Правила игры:
Игровые действия:
Ход игры: Мы с вами попали в Страну карликов и великанов. Карлики -это маленькие человечки. Великаны -очень большие, огромные люди (показывает с помощью жестов).Построим домик для великанов. Я возьму большой квадрат, поставлю на него треугольную крышу. (прикрепляет на фланелеграф квадрат и треугольник красного цвета).
Вот и получился дом. Теперь и вы сделайте домики для карликов. Какие они должны быть (Маленькие)
На столе лежат треугольники и квадраты разного цвета. Две фигуры намного больше остальных, детям раздаются квадраты.
Домики должны быть одного цвета. Крышу к домику подберите сами. Дети составляют домики.
3. Игра «Поиграем с цветными палочками»
Цель: тренировка в узнавании и назывании цифр;
Обучение определению количества предметов в соответствии с цифровым обозначением.
Материал: цифры 1,2,3;
Палочки Кюизенера белого, розового, голубого и красного цвета;
Давайте сделаем собачку. Внимательно смотрите, как я буду делать собачку. Сначала две такие ножки (ставит две розовые палочки).На них положу красную палочку-туловище. С одной стороны сделаю хвостик (ставит белый квадратик). С другой -голову из розовой палочки. На ней белые ушки. Теперь вы сделайте таких же собачек.
Педагог еще раз повторяет последовательность действий, дети выполняют. Хорошие собачки у нас получились.
4. Игра «Найди чей хвост»
Цель: Развитие зрительной памяти, внимания на основе обьединения элементов в целостный образ;
Развитие мелкой моторики.
Материал: Коробочка,в которой лежат картинки с изображением животных,и такие же без хвостов.
Игрушки:заяц,медведь,волк.
Правила игры:
Ход игры: Дети сидят за столом.
Я принесла вам картинки. Давайте их рассмотрим (открывает коробочку в которой лежат, разрезанные и целые картинки с изображениями животных).Кого вы на них видите (Лису, зайца, волка и медведя).Ой, а эти картинки кто-то разрезал. Попробуем подобрать каждой свой хвост.
Педагог раздает детям части картинок. Дети,посмотрите правильно подобрал Ваня хвост лисе (Да).
5. Игра «Сказка для матрешек»
Цель: ознакомление с принципом складывания матрешки.
Материал: двухместные матрешки по количеству детей.
Правила игры: Правильно сложить маленькую матрешку в большую.
Ход игры: Педагог обращает внимание детей на столе стоит матрешка. Посмотрите,какая у меня красивая матрешка (встряхиваает матрешку).Ой,внутри что то гремит (открывает ее).Посмотрите,здесь еще одна матрешка. Она маленькая и прячется в ладони. Другая -большая,ее в ладони не спрячешь. Я открою большую матрешку и спрячу в ней маленькую. Закройте ее второй половинкой (вращает верхнюю и нижнюю части до совмещения рисунка).Теперь вы сами откроет большую матрешку и домтанете маленькую.
Каждый ребенок берет матрешку,открывает ее и достает маленькую матрешку,большую матрешку закрывает. Дети повторяют игру несколько раз.
6. Игра «Построим поезда»
Цель: знакомство с понятиями «длинный»,»короткий»;закрепление знания основных четырех цветов. Обучение соотнесению предметов по размеру. Развитие умения находить признаки сходства и различия предметов.
Материал: маленькая игрушечная мышка;
Счетные палочки Кюзинера по 8 шт. разных цветов.
Правила игры: Помочь построить мышке из разноцветных палочек поезд и вагончики.
Ход игры: На столе находятся палочки Кюизинера и игрушка-мышка.
К нам в гости пришла мышка. Она никогда не ездила на поезде и очень просит,чтобы вы построилией поезда из этих разноцветных палочек. Только вагончики у них должны быть одного цвета. Маша,какого цвета будут вагончики твоего поезда (Белого).Значит,тебе нужно взять все палочки белого цвета. Какого они размера (они маленькие).Эти палочки самые короткие.
Маша берет все белые короткие палочки. А теперь какие палочки самые короткие (розовые).Катя,возьми все розовые палочки. Из них ты будешь строить поезд. Ваня возьмет самые длинные палочки. Каждый ребенок выбирает себе палочки одного цвета. Все дети взяли себе вагончики. Можно строить поезда. Посмотрите, как я построю (выкладывает оставшиеся палочки друг за другом по длине).Какого цвета поезд получился у Маши? У кого самый короткий поезд? У кого самый длинный? Здорово у всех получились очень красивые поезда. Мышка покатается на каждом из них. Спасибо большое!
7. Игра «Пирамидки»
Цель :Обучение соотнесению предметов по размеру, складыванию кругов из 2-3 частей. Развитие мелкой моторики.
Материал: пирамидки 5 разноцветных колец, равномерно убывающих по размеру.
Правила игры: Правильно разобрать и собрать пирамидку.
Ход игры: На столе стоят пирамидки. Я опять принесла пирамидки, чтобы проверить,помните ли вы как правильно их собирать. Сначала аккуратно снимите колечки, укладывая их в ряд. Затем наденьте самое большое, потом поменьше, еще поменьше, затем самое маленькое.
Дети самостоятельно выполняют задание. При необходимости педагог помогает.
Молодцы. Все правильно сложили пирамидки.
Заключение
Дидактические игры и упражнения языкового содержания – важнейшее средство стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере лексики и грамматики. Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: познавательное и игровое (занимательное). Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая детей в процессе игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Можно сделать вывод, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.
В заключении хочется отметить, что данная методическая разработка является дополнительным материалом для совершенствования и развития речи детей посредством дидактических игр.
Список литературы:
1. Никитин Б. П. Ступеньки Творчества 1991 г.
2. Дарр Р. Первые три года жизни;1992 г.
3. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» Москва Просвещение 2019 г.
4. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста:1983 г.