Тамара Горбунова
Метод наглядного моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Метод наглядного моделирования.
[1] Представляем вам идею использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
[2] Для успешного последующего обучения в школе у ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями.
Темочки:
[3] Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.
[4] В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.
[5] В связи с ознакомлением детей с произведениями художественной литературы возникают возможности для развития монологической речи – одного из ведущих в школьном обучении видов речевой деятельности детей. Этот вид речи, достаточно сложный для ребенка. Монологическая речь отличается развернутостью, опирается на логическое мышление, требует напряжения памяти и внимания, умения пользоваться полными распространенными предложениями, значительным словарем.
[6] Одним из основных типов монологической речи, связанных с читаемыми детьми текстами, является их пересказ.
Пересказ – это связное последовательное изложение художественного текста, передача содержания с использованием готовых, данных автором речевых форм. Деятельность пересказа – это особая творческая деятельность, в которой отражаются различные взаимосвязанные между собой явления:
• во-первых, эстетическое восприятие содержания и формы произведения, понимание конкретного содержания, предметного плана текста, а также заключенных в нем разнообразных смысловых связей;
• во-вторых, такие психические процессы, как логическое мышление, память, владение речевым оформлением мысли;
• в-третьих, эмоциональное отношение к описанным событиям и героям, восприятие морально-нравственных установок текста.
В связи со сказанным пересказ текста играет большую роль в общем развитии ребенка и активно используется в дошкольных учреждениях, являясь основным видом монологической речи, которому обучают детей с целью подготовки к школе. Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
[7] “Существует очень эффективный способ, – пишет доктор психологических наук Л. А. Венгер, – позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами литературного произведения. Это – моделирование. Оно предполагает умение использовать при решении разнообразных умственных задач, условные заместители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отображающие отношения между предметами”.
[8] Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:
– усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
– формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
– передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей.
[9] Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:
• геометрические фигуры;
• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
• силуэтные и предметные картинки.
На первом этапе обучения основная задача – развитие у детей принятия замещения персонажей сказки и отдельных предметов : подбор заместителей по определенному признаку.
Детям дается задание на принятие замещения предметов по заранее выделенному признаку. Для отработки умения выбора заместителей можно использовать дидактические игры: “Какая это игрушка?”, "На что похожа", "Цепочка слов", "Что это может быть?” а также следующие сказки: “Три медведя”, “Репка”, “Теремок”.
[10] Воспитатель читает детям сказку, после чего им предлагается подобрать вырезанные из цветной бумаги заместители персонажей данной сказки. Форму, цвет и размер заместителей дети выбирают сами. Большинство их достаточно быстро учатся подбирать заместители. Такая легкость в подборе заместителей связана с тем, что замещение основывается на внешних, хорошо выделяемых всеми детьми признаках объекта.
Позже, после овладения детьми сериационным рядом, можно использовать двигательное моделирование (сериационным называется ряд, в котором предметы упорядочены по определенному признаку). Для этого вида моделирования характерна следующая особенность: воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушел, пришел и так далее).
[11] Предварительно к сказкам готовятся круги одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых обозначает конкретный персонаж. Например, к сказке "Заюшкина избушка" нужны следующие круги: белый (заяц, оранжевый (лиса, серый (собака, коричневый (медведь, красный (петух).
В некоторых сказках целесообразно сочетать два вида моделирования : двигательный и сериационный ряд. В этом случае дети сначала вспоминают сказку и решают, какому медведю, какой круг подходит. Затем воспитатель рассказывает сказку, а дети показывают на соответствующий круг и выполняют с ним простые действия.
При проведении таких занятий особенно важно, чтобы ребенок понимал принцип замещения. Поэтому до начала занятия следует обсудить, какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Ребенок может использовать заместители на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа (например, круг красного цвета будет обозначать Красную Шапочку).
[12] Если брать за основу соотношение величин героев (например, в сказке "Теремок", тогда заместителями будут полоски разного размера. Возможно также использование символики цвета, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный – темными (например, Баба Яга или Злой Волк могут обозначаться черным кругом, а Снегурочка – белым).
Ребенку нужно помочь не просто играть с предметами-заместителями, но четко соблюдать последовательность действий сказки, что поможет ему анализировать основные события и связь между ними. Теперь ребенок делает не то, что ему хочется в данный момент, а то, что нужно для решения задачи – показать основные действия и события сказки.
Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.
[13] Метод моделирования развивает пространственное воображение, позволяя воспринимать сложную информацию и зрительно представлять абстрактные понятия, помогает устанавливать последовательность, гибко сочетать логику с эмоциональной и художественной выразительностью, полно передать содержание.
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Это приводит к тому, что дети более отчетливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.
Кроме пересказа метод наглядного моделирования можно использовать при составлении рассказа по сюжетной картине, рассказа – описания пейзажной картины, сравнительном описании предметов, творческом рассказе.
[14] Рекомендую вам широко использовать прием моделирования в работе с детьми, и вы быстро почувствуете положительные результаты.