Елена Черкасова
Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных является макетирование.
Макеты - это модели, представляющие собой уменьшенные объекты.
Публикация «Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию» размещена в разделах
Макетирование– это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства.
Использование макетов в предметно – пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются цели и задачи из различных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития».
Работа по созданию макета, проводится нами в несколько этапов:
1этап: предварительная работа.
В ходе этапа с детьми проводятся беседы о природе и ее объектах, наблюдения на прогулках.
Походы и экскурсии дают много эмоциональных впечатлений их надо закрепить, поэтому все участники похода, готовясь к нему, делают игрушечные фотоаппараты, которыми «фотографируют» все интересные и красивые явления природы. По возвращении дошкольники «проявляют» фотографии - создают рисунки, а взрослые делают настоящие фотографии, демонстрируют видеофильм читаем художественную литературу и так далее.
Таким образом на первом этапе происходит обогащение личного опыта дошкольников, а также сбор материала для создания макета.
2 этап: изготовление основы будущего макета и наполнение предметным материалом.
В ходе работы на данном этапе нами включаются элементы художественно- изобразительного творчества, конструирования, моделирования. В процессе совместной продуктивной деятельности с детьми из картона, бумаги, солёного теста, природного и бросового материала изготавливаются дополнительные элементы, персонажи, являющиеся обязательной частью макета и позволяющие превратить его в игровое пространство.
Во время создания макета каждый ребёнок выбирает наиболее понравившейся ему вид деятельности будь то конструирование, лепка, моделирование, рисование, аппликация и так далее. На данном этапе формируется представления детей о природных ландшафтах, искусстве, архитектуре, правилах поведения в природе.
3 этап – презентация макета.
Дети рассказывают о продукте своей деятельности, описывают, сравнивают, повествует о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой запас.
4 этап: процесс развития и активизации игры с макетами
Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения
Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:
• Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.).
• Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.
• Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).
• Развитие монологической и связной речи.
• Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.
• Развитие общей и мелкой моторики рук.
• Активизация лексического словаря.
• Формирование навыков сочинительства.
• Формирование творческих способностей.
• Развитие коммуникативных навыков
В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности:
• Эмоциональная отзывчивость
• Любознательность
• Активность
• Умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников,
Без сомнения, игровые макеты представляют огромный интерес для познавательной деятельности ребенка. Не менее интересным для детей, является, возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира. Наиболее доступный способ предоставить ребенку такую возможность, создать основу для его творческой деятельности. Как бы создать незаконченный мир, и предложить ребенку дополнить его, теми или иными предметами и формами, позволить воображению ребенка опираясь на уже готовые образы, сформировать свои, более конкретные, детализированные, индивидуальны.
Макетирование развивает познавательный интерес у детей, который в свою очередь влечет за собой развитие познавательных и творческих способностей (умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, искать аналоги).