Корчака Анна
Обучение методом дискретных проб
▼ Скачать + Заказать документы
Или как его часто называют метод обучения отдельными блоками. Он в большей степени подходит для работы над академическими навыками, например, чтение и счёт. Также с его помощью работают над навыками различия, форм, цветов, лиц, животных и т. д. И учат ребёнка такт реакциями, то есть правильно называть предметы и людей (ложку — ложкой, вилку — вилкой, бабушку —бабушкой) и перечень не ограничивается этими навыками.
Публикация «Обучение методом дискретных проб» размещена в разделах
Для этого метода характерна структурированность и детальная запись результатов каждой пробы (или блока, наличия подсказок разного уровня, система коррекции ошибки и подкрепление (поощрение). Да, все не просто. Обычно такую работу проводит поведенческий специалист или человек прошедший специальное обучение по прикладному анализу поведения.
Обучение методом дискретных проб это одна из техник обучения, построенных на принципах АВА. Это метод, наиболее часто используемый для обучения детей с нарушением аутистического спектра. Данный подход предполагает, что ребенку предоставляется множество возможностей (проб, попыток) отрабатывать конкретный навык и получать обратную связь от того, кто его обучает. Эффективность метода дискретных проб была многократно доказана результатами работы зарубежных специалистов, а так же, в частности, опираясь на результаты нашей работы. Ценность метода состоит и в том, что он эффективен не только для детей с НАС, но и для детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Важнейшую роль при проведении процедуры дискретных проб играет выбор поощрения, т. е. выбор того стимула, за обладание которым ребенок будет работать. Это может быть любой предмет, игрушка, еда, все, что значимо для ребенка в конкретный период времени. Если ребенку, для демонстрации специфического навыка необходима дополнительная поддержка, то инструктор дает подсказки и направляет ребенка, чтобы тот дал правильный ответ. Все правильные ответы поощряются, а возможность дать не правильный ответ сокращаются.
Процедура проведения обучения
Во время проведения дискретных проб, необходимо привлечь внимание ребенка, до того как дать инструкцию. Лучший показатель того, что ребенок готов к работе, является то, что ребенок смотрит в глаза. Привлечь внимание ребенка можно несколькими способами, например: назвать по имени; издать какой - нибудь звук, который привлечет внимание; поднести руку к голове ребенка, как бы блокируя отвлекающие зрительные стимулы, прикоснуться к ребенку; ждать, что ребенок сам посмотрит на взрослого. Хорошо концентрирует внимание ребенка, когда вы проводите обучение методом дискретных проб за ширмой, перегородкой, которая позволяет избегать отвлекающих зрительных и шумовых стимулов.
Не стоит привлекать внимание насильно поворачивая голову или тело ребенка, не щелкать пальцами возле лица или уха ребенка, дать ребенку время для обработки информации (посчитать до 5, если ребенок не отвечает, то меняем стратегию привлечения внимания.
После привлечения внимания, если ребенок смотрит в глаза или на рабочие материалы, необходимо дать инструкцию. Необходимо обратить внимание на то, как мы даем инструкцию. От этого зависит, будет она выполнена или нет. Инструкция должна быть краткой, четкой, и даваться один раз. Она должна быть произнесена четким тоном, без особых эмоций или интонирования. Инструкция должна произноситься всегда одинаково. Например: сядь, дай такойПредставленная техника Обучения методом дискретных проб доказала свою эффективность для обучения детей с нарушениями в развитии. Главной особенностью этого метода, многочисленные повторения задач, проб, попыток. Это дает ребенку многочисленные возможности для обучения. По мере того, как дети осваивают навыки, которые дают им возможность эффективно взаимодействовать со своим окружением, они могут находить естественные подкрепления (социально значимые, которые поддерживают поведение их обычно развивающихся сверстников. А самое главное, позволяет детям с НАС, а также и с другими проблемами в развитии, быть успешными, получать удовольствие от процесса обучения, а в конечном результате позволит им быть более самостоятельными и независимыми., дай круг, сделай так, посмотри на меня и т. д.